Европейская культура эпохи Возрождения и Нового времени
Возрождение (Ренессанс) – период культурного развития ряда стран Западной и Центральной Европы, но везде эта эпоха наступила в разное время. Например, в Италии (14 – 16 вв.), а в Западной Европе – в конце 15 – 16 вв. Эта культура получила и иное название – гуманизм (от латинского – humanus – человеческий, человечный). Этим словом обозначалась светская образованность в противовес богословско-схоластической. Отличительная черта новой культуры – признание интересов и прав человека, которые игнорировались средневековой аскетической моралью. В центре внимания оказывается личность. Бог рассматривается как творческое начало, в уподоблении которому – предназначение человека. Аскетизм утратил свою роль. Главное – следовать человеческой природе, ощущать радость существования. А если человек создан природой для наслаждения, то и мир в котором он прибывает прекрасен. Достоинство заключается в том, чтобы возвыситься от «варварского», животного состояния до человеческого. В этом – свобода выбора, заложенная в человеке Богом. Истинно благородный человек не рождается таковым, но своими делами создает себя подобно творцу. Героический образ титана Прометея, бросившего вызов Зевсу – знамя новой культуры. Античная культура, с ее канонами красоты возрождается из пепла и объединяется с христианской. Деятели эпохи Возрождения, подобно древним грекам восхищаются красотой человеческого тела и воссоздают вновь античную скульптуру. Возрождаются подлинные труды Аристотеля и Платона и приходят на смену трактатов, исковерканных схоластами. Схоластические споры, со ссылкой на авторитеты отходят на задний план, т.к. личности, пытающейся докопаться до истины, не требуется подобного рода опора. Образ титана Прометея, бросившего вызов богам, становится знаменем новой культуры. Но при этом не следует забывать и о том, что в это же самое время европейское население вполне серьезно сжигает на кострах черных кошек, и во многих странах вовсю полыхают костры инквизиции.
Новое время для Европы (17 – 19 вв.) – единое культурное пространство. Основа его буржуазный способ правления, а, следовательно, развитие человеческой индивидуальности.
17 в. – эпоха зарождения и становления рационализма.
18 в. – век Просвещения, когда носителем рационалистического сознания становится «третье сословие».
19 в. – век классики, когда основные тенденции предшествующих столетий проявили себя всесторонне и полно.
Новоевропейская культура (17 в.).
Предпосылка становления капитализма – великие географические открытия 15 – 16 вв. и освоение европейцами практически всей планеты. Человек объявлен царем природы, следовательно, субъект стоит над объектом. Складывались нации, следовательно, национальные государства, национальные культуры и национальные отношения. Но в 17 в. ещё не было такого порабощения людей и антигуманного развития техники как в последующие столетия, следовательно, оптимистическое мировоззрение. Декарт «Я мыслю, следовательно, я существую». Вера в мощь человеческого разума, в способность людей решить с помощью нации, возникающие перед ними проблемы. Исследователь из затворника-одиночки превращается в «легального» деятеля, хотя, его отношения с государством ещё очень сложны. Научная революция 17 в. началась стремительно, началась в математике и механике, объединив в себе два ствола точного знания: теорию и эксперимент. Античная и средневековая наука – сплошная теория. В 17 в. появляется экспериментатор, т.е. не наблюдатель, а испытатель природы, побуждающий её подчиниться своей воле.
Каравеллы Колумба и Магеллана, телескоп Галилея и микроскоп Ливенгука открыли необъятный мир микро и макро пространства несоизмеримый с обычным опытом и представлениями. Пространство и время особый и очень важный научный компонент.
Религия из сферы личной жизни все больше переходит в государственную, сливается со свободомыслием науки.
Пантеизм (отождествление бога с природой).
Деизм (ограничение функций бога по отношению к природе).
Войны, голод, эпидемии уже не порождают эсхатологических предчувствий. Происходит разрыв со средневековым и «сближение» с древнеэллинской культурой. Лейбниц (1646 – 1716) как и Пифагор (6 в. до н. э.) понимает Вселенную как единый и целостный организм. Гоббс, Локк, Спиноза, Гроций – теория естественного права и общественного договора.
Вопреки романтикам и моралистам великая цивилизация сила того времени – сила капитала – не была ни доброй, ни прекрасной, ни возвышенной.
Европейская цивилизация вырывается вперед за счет откровенного грабежа других народов, в том числе и народов с древнейшей культурой (Индия, Китай, Мексика). Европейское высокомерие ограничивало, прежде всего, развитие самого европейского просвещения.
Европейская культура 18 в. – продолжает традиции 17 в., но и отличается от него. Вольтер, Руссо, Гете, Шиллер – сторонники и защитники идей о человеческой свободе, широком развитии личности, противники рабства. 18 в, - век контрастов. Блеск Версаля и нищета масс. В производстве – переход от мануфактуры к более сложным технологиям и использованию природных сил (главным образом энергии) не в первозданном, а в переработанном виде.
Наука: монополия механико-математического знания уступает место опытным и описательным дисциплинам: физике, географии, геологии. Коллекционирование и систематизация огромного количества материала. В отличие от 17 в., в котором существовало лишь черное и белое в 18 в. стали замечать полутона. Вера в возможность преобразования мира на разумных началах перекликается с темой постоянства и изменчивости человеческой природы, её зависимости или независимости от внешних условий.
Во Франции критики религии велась с атеистических позиций. Гольбах называл её ложью и священной заразой, не покончив с которой невозможно покончить с деспотизмом феодалов. Кант – человеческая личность и мораль автономны по отношению к религии.
Основной художественный стиль – барокко – стиль, соединивший готику с новыми тенденциями свободомыслия (стена взрывается) – символ двойственности эпохи. Рококо: вычурность, манерность, легкомыслие в противовес торжественности барокко. Лозунг эстетики рококо – искусство для наслаждения, мироощущение живущей одним днем предреволюционной аристократии. Лозунг Людовика 15 «После нас хоть потоп».