Формы физкультурно-спортивной деятельности
Физкультурно-спортивная деятельность осуществляется ее субъектами в следующих формах:
1. образовательная деятельность по физическому воспитанию граждан;
2. деятельность по организации зрелищных спортивных мероприятий и по участию в них;
3. деятельность по предоставлению физкультурно-спортивных услуг;
4. деятельность общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления по развитию физической культуры и спорта.
В случае придания законодателем предприятиям спортивной промышленности особого статуса, перечень видов физкультурно-спортивной деятельности может быть дополнен еще и деятельностью по производству товаров физкультурно-спортивного назначения. Понятно, что перечень этот является открытым.
Методы нормативно-правового регулирования физкультурно-спортивной сферы:
1. государственно-правовой (посредством конституционных и иных законодательных норм, устанавливающих полномочия и компетенцию органов государственной власти в сфере физической культуры и спорта);
2. гражданско-правовой (посредством норм гражданского законодательства, регулирующих отношения в связи с предоставлением физкультурно-спортивных услуг и организацией спортивных зрелищ);
3. административно-правовой (посредством норм и правил административного законодательства, регулирующих отношения в сфере государственного управления и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления).
В соответствии с названными методами видами ответственности, к которой могут привлекаться за нарушение законодательных норм субъекты правоотношений в сфере физической культуры и спорта, являются гражданско-правовая и административная.
В исключительных случаях может возникнуть также и уголовная ответственность.
Право на занятия физической культурой и спортом
Государство третьего тысячелетия призвано создать условия для качественной жизни своих граждан. Современные понятия о качестве жизни неразрывно связаны с возможностями каждого гражданина сохранять здоровье как высшее, абсолютное благо. По общечеловеческим понятиям нынешнего времени физическая культура является уникальным средством сохранения и развития потенциала здоровья населения. Поэтому развитие правопонимания отношений в сфере физической культуры и спорта должно с неизбежностью двигаться от признания потребностей в занятиях физической культурой и спортом к созданию возможностей для использования их потенциала и реализации права на них.
Международно-правовое понимание роли физического воспитания и физической культуры основано на том, что эффективное осуществление прав человека вообще зависит в значительной степени от возможностей каждого человека свободно развивать и сохранять свои физические способности, и поэтому доступ всех людей к физическому воспитанию и спорту должен быть обеспечен и гарантирован государством.
Статья 1 Международной хартии физического воспитания и спорта, провозглашенной 21 ноября 1978 года в Париже Генеральной конференцией ООН, предусматривает, что занятие физическим воспитанием и спортом - основное право каждого человека.
Это основное право раскрывается в Хартии следующим образом:
1. каждый человек обладает правом на доступ к физическому воспитанию и спорту, которые необходимы для развития его личности;
2. каждый человек в соответствии со спортивными традициями своей страны должен иметь все возможности для участия в физическом воспитании и спорте для улучшения своего состояния и достижения уровня спортивных успехов сообразно своим способностям;
3. особые условия необходимо предоставлять молодежи, включая детей дошкольного возраста, пожилым людям и лицам с физическими и умственными недостатками.
Более подробно международно-правовое регулирование в области физической культуры и спорта будет освещено в соответствующем разделе нашего курса.
В Российской Федерации условия для реализации вышеназванного основного права создаются государством и регламентируются законодательными актами следующим образом.
В Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, установлено:
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (Глава 1. «Основы конституционного строя», статья 2).
«В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию» (Глава 2. «Права и свободы человека и гражданина», статья 41).
Как видим, законодатель объединил в одной статье вопросы здравоохранения, физкультуры и спорта, экологии и санитарно-эпидемиологического благополучия.
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» принят Государственной Думой 13 января 1999 года. До его принятия действовали Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте, которые вступили в действие 23 апреля 1993 года после подписания их Президентом России.
5.Основные этапы становления законодательства РФ о физической культуре и спорте на современном этапе
6. Характер общественных отношений в спорте (гражданско –правовые и публично – правовые)