Духовная культура. мифология.
Неутилитарность, т.е. бескорыстность, направленность не на решение каких-либо прагматических задач, а на «радость духа» человека. Это красота, мудрость, знания, необходимые человеку сами по себе.
Наибольшая свобода творчества, которая проявляется уже в древних мифах, способности оторваться от действительности, унестись в область фантазии. В духовной культуре человеческий разум не связан с какими-либо практическими соображениями. Особенно ярко это проявляется в искусстве: («Над вымыслом слезами обольюсь»).
Особый духовный мир, созданный силой человеческой мысли как результат творческой деятельности. Литературные герои, ангелы и черти, рай и ад. Мифическая страна Эльдорадо, Земля Санникова — можно долго перечислять этот мир небывалых явлений и образов. И хотя этот мир вымышлен, создан человеческой фантазией, он оказывает влияние на нашу жизнь, дает нам определенные идеалы и смыслы, живет по своим собственным законам.
Особая чувствительность к внешним воздействиям, способность улавливать малейшие изменения в жизни людей и отзываться на них. Отсюда уязвимость и ранимость духовной культуры, свойство больше всего страдать при социальных катаклизмах. Н. Бердяев сравнивал культуру с тонкой оболочкой, с кожурой яблока. Духовная культура нуждается в заботе и поддержке общества, иначе она утрачивает свое движение и умирает.
Мифология
Миф — зародыш всей духовной культуры. И не просто зародыш, который дал ей жизнь и после этого исчез, не просто первоначальный и пройденный этап ее развития. Миф продолжает жить в культуре на протяжении всей ее истории вплоть до нашего времени.
Слово «миф» (от греч. myphos) буквально означает сказание, предание. Под мифологией же понимается совокупность мифов, созданных каким-либо народом (или разными народами). Но миф — сказание, предание особого рода: миф — это вымысел, принимаемый за правду. Данное определение при всей его простоте содержит внутренний парадокс, выражающий сущность мифа. Ведь люди, принимающие миф за правду, не могут видеть в нем вымысла; а те, кто считает миф вымыслом, не могут принимать его за правду. Значит, миф есть правда для одних людей и вымысел — для других. Люди той культуры, в которой миф рождается, живет и воспринимается как правда, верят в него и не знают, что он есть миф. То, что они имеют дело с мифом, обнаруживается лишь людьми другой культуры, которая дает им «иные глаза» — иное видение мира.
В более поздней культуре миф нередко воспринимается как сказка. Но сказка — это уже не миф, поскольку она не претендует на то, чтобы быть достоверным описанием реальности. Даже маленькие дети не верят, что в сказке все «взаправду». Миф же по своей сути предназначен служить подлинным знанием того, что есть на самом деле. В этом принципиальное отличие мифа от сказки, а также от всякого художественного вымысла.
Почему же люди, сочиняя мифы, верят в истинность своих вымыслов? Да потому, что они, по их представлениям, ничего не выдумывают. В их сказаниях и легендах мир предстает таким, каким он для них существует. Они не только рассказывают мифы — они живут в том мире, который описывается их мифами. В мифах, так или иначе, выражается имеющийся у людей опыт жизни и деятельности. Живя в мире мифов, люди имеют вместе с тем возможность существовать в реальном мире — по крайней мере, пока между содержанием мифов и реальностью не обнаружатся существенные расхождения.
Таким образом, мифология выступает не просто как собрание мифов, но и как культурная форма, в которой люди воспринимают и осознают окружающий мир, запечатлевают накопленный жизненный опыт, сохраняют и передают его из поколения в поколение. Для древних людей их мифы были само собой разумеющейся, очевидной и не нуждающейся ни в каких доказательствах достоверностью. Поэтому мир, в котором они жили, значительно отличался от нашего: он был устроен иначе, наполнен вещами и процессами, которых в нашем мире нет, населен существами, способными существовать, по нашим понятиям, только в воображении. Древние мифы разных народов во многом схожи. В различных вариациях они повествуют об одном и том же: о происхождении и устройстве мироздания, небесных тел, земли, растений, животных, человека и его образа жизни — охоты, земледелия, ремесел, обрядов и ритуалов. В них неизменно, так или иначе, присутствуют фантастические описания богов, необычайных животных, загробного царства и пр.
Мир древних людей, отраженный в их мифологии, был наполнен необыкновенными чудесами. В древних мифах различными явлениями и процессами управляют духи, наиболее могущественные из которых со временем становятся богами. Духи и боги в чем-то похожи на людей, но не обязательно существуют лишь в человеческом облике. В мифах живыми, одушевленными, разумными существами могут оказаться животные, растения и вообще любые вещи и явления природы — камни, реки, горы, ветры, времена дня и года, солнце, луна, звезды. Как с невидимыми духами, так и с одушевленными предметами люди общаются: просят о помощи, хвалят, рутают, наказывают, награждают жертвоприношениями. Все, что происходит в природе, очень сходно с человеческими делами. Животные разговаривают, солнце и луна спускаются с неба, чтобы поспать, духи и боги ссорятся, мирятся, женятся, рождают детей.
С течением времени мифы охватывали все больший круг природных явлений и человеческих дел. Разрасталась также совокупность обрядов и магических действий, которые люди совершали, вступая в общение с богами и природными силами. Мифы соединялись в большие мифологические системы, в языческие религии, представлявшие собою более или менее целостное мировоззрение, в рамках которого люди описывали и объясняли окружающую действительность и свое место в ней. Из древней мифологии также выросли и многое из нее вобрали в себя более поздние монотеистические религии, в том числе и христианство.
В истории европейской цивилизации огромную роль сыграла античная мифология — грандиозная мифологическая система, созданная древними греками и затем ставшая государственной религией.