Поликонфессионального общества в Крыму
2.1. История становления этнических отношений в Крыму (русские,
украинцы, крымские татары)
Крымский полуостров с древних времен соединял различные племена, народы и государства. Одни народы остались там навсегда, а другие лишь на время. В античное время (X в. до н. э-III в. до н. э) на территории Крымского полуострова проживали тавры, позже начали заселяться киммерийцы, скифы, сарматы- все эти народы смешивались и расселялись, формируя этнос.
Раннее средневековье (III-XI века) характеризуется тем, что в этот период начали заселяться гунны, хазары, евреи, греки(византийцы), печенеги, древние славяно-русы. Половина этих народов начали вести оседлый образ жизни. Началось распространение христианства, Византия влияла на культурную жизнь этих племен.
В период позднего средневековья (XI-XVIII века) к уже оседлым племенам заселяются половцы, армяне, татары-ордынцы, турки османы. Также длительное время происходит смешивание племен. Появился общий взгляд на веру, что повлекло образование чисто Крымских этносов, таких как, крымские греки, крымские армяне, крымчаки, а также караимы. Позже образовалось тюркское население Крыма, туда вошли ордынцы, половцы и потомки христиан, которые приняли ислам, в следствие чего стали одними из крымских татар.
Одним из государств, которое возникло, когда распалась Золотая Орда в XIV-XV веках, было Крымское ханство со столицей в Бахчисарае. Население этого ханства состояло из татар, которые делились на три группы:
1 группа- Степные татары (ногайские татары) – в расовом отношении европеоиды с элементами монголоидности, они имеют меньший рост, меньшую высоту черепа, меньший размер длины глазной щели, чем у других типов;
2 группа- Горно-предгорные татары (тат или татлар) – относятся к среднеевропейскому расовому типу, по росту, высоте черепа, длине и разрезу глазной щели они приближаются к степным татарам, а по анатомическим размерам строения лица- к южнобережным татарам;
3 группа- Южнобережные татары (ялы Бойлю) – южноевропейская(средиземноморская) раса, внешне похожи на греков, турок, имеют больший рост, чем у других, большую высоту черепа и длину глазной щели.
Племена, которые там проживали армяне, греки- говорили на татарском языке, крымские евреи или крымчаки-говорили на татарском языке, славяне, караимы- говорили на языке, близком крымско-татарскому. Крымские татары или крымцы, были сформированы как этнос на Крымском полуострове.
В XVII-XVIII веках русские и украинцы сражались с татарами, которые уводили их в плен и продавали на рынках, без разбора.
В XVIII веке произошло завоевание крымского ханства русскими войсками, что положило начало миграции из Крыма в Турцию татарского населения и освоение Крыма русскими, после чего численность населения увеличилась. До миграции татар в Турцию, в конце XVIII века, они составляли большинство населения в Крыму – 400 человек, после этого, они составили меньшинство. На части Крымской территории образовалась русская этническая территория, где русские стали доминировать.
На гербе Автономной Крымской Советской Социалистической Республики была надпись на крымскотатарском языке. Над серпом и молотом была надпись: “Кр. С.С.Р” на русском и крымскотатарском языках. А внизу на красной ленте была надпись: “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» также на крымскотатарском и русском языках.
До XX века субэтнические группы крымских татар не смешивались между собой, но депортация из Крыма в Среднюю Азию и Казахстан все изменила. Депортация происходила из-за того, что в составе Советской России была образована Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика, поэтому в Крым переселялись русские и украинцы из разных районов СССР, а все материалы и духовные ценности крымских татар уничтожались. Началось значительное сужение рынка сбыта, появилась конкуренция, были разорваны торговые связи, которые со временем пришлось восстанавливать. По возвращению в Крым, по многим причинам, они не могли поселится там, где проживали традиционно, поэтому процесс смешения продолжался.
В XX веке по распоряжению Президиума Верховного Совета СССР, Крымская область была передана из состава Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в Украинскую Советскую Социалистическую Республику. Власти СССР, потом независимой Украины и Крыма препятствовали возвращению крымских татар на родину, вплоть до кровавого боя с МВД. На Украине началась политика украинизации, что коснулось и Крыма. Начинается игнорирование русского языка, были попытки сделать его вторым государственным языком. В Крыму перестают проводить олимпиады по русскому языку, не поступают учебники на русском языке. Часть населения, которая говорила на русском языке, сталкивалась с тем, что образование давалось лишь на украинском языке, вплоть до всех вузов страны. Проблема языка, оставалась политической проблемой.
В Крыму селилось Украинцев немного. Причина была в том, что они активно осваивали плодородные территории: Мелитополь, Бердянск. Активнее осваивать Крым украинцы начали только в 50-х годах XIX века. Но в Крыму этническая украинская территория так и не была сформирована, украинцы составили лишь национальное меньшинство, расположившись в основном в Евпатории.
Так, с XVIII по XX века, крымские татары из преобладающей нации стали этническим меньшинством. Образовавшаяся в Крыму русская этническая территория, потеснила татарскую. В Ялте и частично в Симферополе продолжали оставаться в большинстве татары. Те украинцы, что проживали на территории Крыма, считали своим родным языком-русский. Лишь в конце 60-х годов XX века Крымским татарам было разрешено проживать в любом месте Советского Союза.
В начале XXI века в Автономной Республике Крым начались языковые, этноконфессиональные, а также геополитические разногласия между русской, украинской и крымско-татарской этнической общиной. 16 марта 2014 года произошел референдум, Крым вновь воссоединился с Россией. Конституционно было закреплено три государственных языка: русский, украинский и крымскотатарский. После этого был подписан указ о реабилитации и развитии болгарского, крымскотатарского народов при государственной поддержке. Несмотря на это, появились внутренние негативные факторы, такие как антироссийское мировосприятие, у большинства крымских татар, которое основывалось на историческом прошлом, Крыма и России. Помимо внутренних противоречий, возникает внешняя угроза, которая хочет использовать крымских татар в противостоянии против России во внутренней и внешней политике.
Украинский этнос, проживающий в Крыму, менее конфликтный, из-за своего менталитета. Крымские татары самые конфликтные из этносов. Они претендуют на признание их, коренный народом.
За все время существования этих этносов, крымские татары и славяне доминировали, и в будущем будут играть важную роль в национальных отношениях в Республике. От данных отношений будет зависеть дальнейшая судьба полуострова. Для того, чтобы поддерживалась стабильность в обществе, необходимо развивать межэтнические и межконфессиональные отношения.
2.2. Социокультурные предпосылки конфессиональных
взаимоотношений на территории Крыма (христианство и ислам)
Религия играла важнейшую роль в истории становления культуры народов Крыма. На территории Крымского полуострова исторически сложились традиционные религии, такие как христианство и ислам. Исламизация большинства населения полуострова стала результатом вхождения Крыма в состав Золотой Орды. За время существования Крымского ханства ислам становится государственной религией. В связи с этим в каждом населенном пункте образовывались мечети.
Ислам оказывал очень большое влияние на духовную жизнь крымско- татарского народа, стал началом образования этноса, национальности. Мусульманское духовенство включало в себя служителей мечетей, проповедников, судей, учителей, а также богословов.
Главные мусульманские духовные лица входили в состав управления Крымским ханством, во всех ханских грамотах, в обязательном порядке, указывались должности. Когда Крым вошел в состав Российской Империи, начался контроль над всей мусульманской религиозной системой Крыма. Россия вела политику христианизации населения. Христиане в основном заселяли Феодосию, а в Старом Городе Обосновывались мусульмане и армяне.
Духовное руководство получало государственное жалование. В Крыму, по окончании XVIII века, стало существовать множество мусульманских школ. Позже на полуострове установилась советская власть, которая боролась с религиями. В этот момент началась миграция населения в Турцию, в связи с массовым закрытием мечетей. В Крыму, как и в Советском Союзе проводилась политика, которая предусматривала закрытие религиозных действующих организаций, ликвидировались культовые здания и имущества.
В первые годы советской власти были закрыты все мусульманские религиозные организации. На полуострове действовала коммунистическая пропаганда, которая предусматривала уничтожение мусульманской литературы, а также закрытие мечетей. Сталинские репрессии стали причиной уничтожения всего мусульманского духовенства, после чего ислам перестал существовать. Позже началось осуждение таких действий, наступила либерализация, так как крымско-татарский народ боролся за восстановление мусульманства и возвращения на родину. Как следствие, в конце 80-х годов началось массовое возвращение изгнанного народа на полуостров, что привело к возвращению ислама. Пока крымско- татарский народ находился в ссылке, где действовал тоталитарный режим, то от религии остались лишь исторические, традиционные обряды и быт. Но по тому, как начала возрождаться крымско-татарская народность, то большое внимание было уделено религии. С учетом конфессиональных особенностей, стали делать все, чтобы мусульманский народ мог осуществлять свои духовные потребности, исповедоваться своей религии и соблюдать свою самобытность. По возвращении из ссылки, народ был безграмотен, в связи с этим снова начинается строительство мечетей, восстанавливаются религиозные курсы, духовные школы(медресе).
В годы советской власти при закрытии христианского культового здания, в дальнейшем его использовали как склад или магазин, тогда как мусульманские мечети уничтожали полностью. В первые годы возвращения крымско-татарского населения, местность нуждалась в обустройстве. Так как эмигранты не имели материальных, финансовых ресурсов, за помощью в этой сфере они обратились к мусульманским странам Арабского Востока и Турции, которые, в свою очередь, в помощи не отказали. К 1995 году количество религиозных мусульманских общин доходило до 52 по численности. Духовное управление мусульман Крыма активно сотрудничало с зарубежными мусульманскими центрами стран. Результатом такого сотрудничества стало строительство мечетей как новых, так и возобновление старых, а также открытие вновь медресе- духовных учебных заведений, и воскресных школ, которые находились при мечетях.
Мусульманские структуры и группы разделяются на официальных и неофициальных исламистских представителей. К первой категории относится Духовное управление мусульман Крыма, которая занимается государственными и частными организациями Турции. Во вторую категорию входит Духовный центр мусульман Крыма, которые устраивают рерроры. Между ними складываются конкурентные отношения и противостояния.
На территории Крыма ислам занимал второе место после Украинской православной церкви Московского патриархата. К концу 1995 года на полуострове появляются первые острые конфликтные ситуации между мусульманскими и православными конфессиями. В основном конфликты возникали на политическом фоне между мусульманскими организациями и органами государственной власти. Они образовывались в политике, в экономике, а также в этнокультурном плане.
Поначалу отношения между православной и мусульманской конфессией складывались благополучно. Но спустя некоторое время между конфессиями стали возникать конфликты, в особенности после подготовки празднования 2000-летия Рождества Христова. Начали устанавливать кресты и плакаты, на которых было написано «Крым-колыбель православия», из чего стало ясно, что православие занимало более влиятельную позицию, нежели мусульманство. То, что данные действия проходили без совместных консультаций, а также без «межконфессионального диалога», мусульмане стали воспринимать как вызов. Затем начались события, которые резко ухудшили отношения между православными и мусульманами.
Чтобы урегулировать отношения, внесли изменения в правила размещения культовых сооружений, по этим изменениям необходимо было при установке или размещении объектов, которые размещались вне культовых строений, обязательно согласовывать с Межконфессиональным советом Крыма, по решению государственных организаций. Самовольное строительство запрещалось. Но так и не было найдено верного решения, которое бы удовлетворило мусульман.
В Бахчисарайском районе местная община Украинской Православной Церкви хотела построить церьковь на холме, где раньше был христианский средневековый храм, а затем распологалось кладбище, это послужило причиной для возникновения конфликта. Татары были против строительства церкви, так как это место считается святым и раньше там было кладбище .
Соперничество между двумя конфессиями напрямую зависит от политической истории человечества. Когда статус Крыма изменился, есть опасения, что если конфессии православной церкви Московского патриархата будет доминировать, то возможны конфликты в межконфессиональных отношениях.