Схемы (классификации, типологии)
Схема описаний организаций для определения типа культуры по классификации К. Кэмерона и Р. Куинна:
Клановая культура Очень дружественное место работы, где у людей масса общего. Организации (подразделения) похожи на большие семьи. Лидеры или главы организаций воспринимаются как воспитатели и даже как родители. Организация держится вместе благодаря преданности и традиции. Организация придает значение высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату. Успех определяется как доброе чувство к клиентам и забота о людях. | Адхократическая культура Динамичное и творческое место работы. Ради общего успеха работники готовы на личные жертвы и риск. Лидеры считаются новаторами и людьми, готовыми рисковать. Связующей сущностью организации становится преданность экспериментированию и новаторству. Подчеркивается необходимость деятельности на переднем рубеже. Успех означает предоставление уникальных и новых услуг. Организация поощряет личную инициативу, творчество и свободу. |
Бюрократическая культура Очень формализованное и структурированное место работы. Лидеры гордятся тем, что они — рационально мыслящие координаторы и организаторы. Ценится поддержание главного хода деятельности организации. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика. | Рыночная культура Главная забота организации — выполнение поставленной задачи. Люди целеустремленны, соперничество не только возможно, но и поддерживается. Лидеры — твердые руководители и суровые конкуренты, непоколебимы и требовательны. Организацию связывает воедино акцент на стремлении побеждать. |
Организационные ценности для классификации К. Кэмерона и Р. Куинна:
1. Клановый тип: командная работа, взаимовыручка, солидарность, преданность традициям и старшим членам коллектива;
2. Бюрократический тип: дисциплинированность, ответственность, хорошая координация, уважение к устоявшимся процедурам, стабильность, предсказуемость;
3. Рыночный тип: результативность работы, целеустремленность и производительность сотрудников, лидерские качества, конкурентоспособность;
4. Адхократический тип: творческий подход к делу, новаторство, креативность, предприимчивость, компетентность;
Сводная таблица параметров для определения орагнизационной культуры по С. Ханди:
Параметры, определяющие тип культуры | Культура власти | Культура роли | Культура задачи | Культура личности |
Тип организации , размер | Небольшая организация, зависит от центрального источника власти. Жесткая иерархия | Крупная организация с механической структурой. Строгое функциональное распределение ролей. | Небольшая организация с ограниченной структурой | Небольшая организация.ю существующая для обслуживания и помощи |
Основа системы власти | Сила ресурсов, сила личности | Сила положения. К силе личности относятся с неодобрением, сила специалиста ценится в надлежащем месте. Влияние регулируется правилами и положениями | Силы специалиста, эксперта. Дух команды. Важнее командный, а не индивидуальный результат | Сила личности, сила специалиста. Влияние распределяется поровну |
Процесс принятия решений | Решения принимаются быстро в результате баланса влияний | Формализованные решения принимаются наверху | Решения принимаются на групповом уровне | Формализация и процедуры отсутствуют |
Контроль за исполнением | Централизованный контроль по результатам через контролеров | Контроль и координация осуществляется звеном сверху в соответствии с установленными правилами и процедурами | Контроль по результатам высшим руководством. Незначительный ежедневный контроль не нарушает норм культуры | Контроль и иерархия невозможны, за исключением обоюдного согласия |
Отношение к людям | Привлекает людей, любящих риск, склонных к политике. Часто критерий продвижения по службе- личная преданность | Дает защищенность, возможность стать компетентным специалистом, поощряется исполнительность | Объединение сотрудников и организаций, раскрывает таланты личности, поощряется инициатива , формирование команды | Специалисты- одаренные, яркие личности. Умеют добиваться личных целей |
Таблицы выбора параметров по модели Хофстеде (сокращенные версии):
Характеристика индивидуалистической и коллективистской культуры организации
Параметры культуры | Индивидуалистическая культура организации | Коллективистская культура организации |
Функционирование предприятия | Индивидуальная инициатива каждого члена организации | Чувство долга и лояльность сотрудников |
Продвижение по службе | Внутри или вне организации на основе компетенции | Исключительно внутри организации в соответствии со стажем |
Мотивация | Руководство использует новые идеи и методы, стимулирует активность индивидов и групп | Руководство использует традиционные формы |
Социальные связи | Дистанционность | Сплоченность |
Характеристика культур с высоким и низким уровнем дистанции власти
Параметры культуры | Культура с высоким уровнем дистанции власти | Культура с низким уровнем дистанции власти |
Частота выражения подчиненными своего несогласия | Низкая | Высокая |
Предпочтение стиля управления | Директивный | Демократический |
Доступность руководства | Высшее руководство недоступно | Высшие руководители доступны |
Характеристика культур с высоким и низким уровнем избегания неопределенности
Параметры культуры | Культура с низким уровнем избегания неопределенности | Культура с высоким уровнем избегания неопределенности |
Возраст менеджеров среднего уровня | Молодежь | Средний и пожилой |
Мотивация достижения цели | Устойчивая | Низкая |
Предпочитаемый тип карьеры | Предпочтение управленческой карьеры перед карьерой специалиста | Предпочтение карьеры специалиста перед карьерой управленца |
Отношение к конфликтам | Конфликт в организации рассматривается как естественное состояние | Конфликты в организации нежелательны |
Характеристика «мужских» и «женских» культур
Параметры культуры | «Мужская» культура | «Женская» культура |
Жизнь и работа | Жить для работы | Работаю, чтобы жить |
Что является важным | Деньги и хорошие материальные условия | Мужчины и окружение |
Заключение
Ситуация, представленная в кейсе, в первую очередь представляет интерес для студентов как практика в анализе полученных результатов – и абстрактно, и применительно к сфере организационной культуры. Самостоятельность выбора решений, не полностью закрытый план заданий стимулируют к поиску новых компонентов анализа.
После работы над кейсом студент получает представление не только о способах интерпретации эмпирического материала, но также и о компонентах, которых ему не хватило для анализа. Соответственно, при составлении своего инструмента исследования он будет учитывать не только проблему проведения исследования, но и обработки данных.
Кроме того, выработанные умения могут быть использованы не только в рамках учёбы, но и исследований, проводимых студентов впоследствии самостоятельно, поскольку студент уже будет владеть навыками обработки и презентации результатов научно-исследовательской работы.
В силу слабой изученности феномена в сфере социальной работы учреждения могут выступать крайне заинтересованными лицами в проведении подобных исследований, что обеспечивает большое количество баз для работы и, соответственно, для анализа полученных данных и представления их непосредственно учреждению и научному обществу.
Текст кейса
В мае 2013 года в одном из центров помощи семье и детям г.Екатеринбурга был проведён анкетный опрос сотрудников (всего приняло участие 52 человека).
Анкета содержала как прямые вопросы об организационной культуре, так и вопросы, связанные с её компонентами: такими как миссия, ценности, мотивация, стиль руководства, дисциплина и контроль, отношение к творчеству и инновациям, вопросы самостоятельности и инициативности, профессионального развития, восприятия работы, особенностях коммуникаций и др.
Предлагается ознакомиться с представленными ниже результатами по некоторым из переменных в виде таблиц, диаграмм, комментариев и выполнить задания, перечень которых приведён в конце кейса.
Как уже было указано выше, в исследовании приняло участие 52 сотрудника учреждения, включая не только специалистов, но персонал, занятый во вспомогательных подразделениях. Гендерное и возрастное распределение, а также образование и период работы в данном социальном учреждении представлены следующим образом:
Таблица 1. Возраст респондентов
N: | значения | число ответивших | % от общ. числа опрошенных |
Младше 20 | 0,0 | ||
От 21 до 25 | 0,0 | ||
От 26 до 30 | 13,5 | ||
От 31 до 35 | 5,8 | ||
От 36 до 40 | 7,7 | ||
От 41 до 45 | 15,4 | ||
От 46 по 50 | 15,4 | ||
От 51 до 55 | 13,5 | ||
От 56 до 60 | 11,5 | ||
Старше 61 | 13,5 | ||
Итого: | 96,2 |