В то время, когда в Среднем Поволжье обитали ананьинские племена, в Центральной Азии жили тюркоязычные племена. В I тысячелетии до новой эры они стали народом. Китайцы их называли хунну или сюнну.
В то время, когда в Среднем Поволжье обитали ананьинские племена, в Центральной Азии жили тюркоязычные племена. В I тысячелетии до новой эры они стали народом. Китайцы их называли хунну или сюнну.
Тюркоязычные племена - племена или народы, говорящие на близких между собой языках, произошедших от некогда единого тюрского языка. Потомками тюркоязычных племен являются татары, чуваши, башкиры и многие другие народы России.
Большая часть хуннов занималась скотоводством, а остальные земледелием.
В конце III века до новой эры у хуннов возникло государство. Его правителем, стал жестокий и хитроумный Маодунь, который создал мощную военную организацию - армию. Под его началом были десятки тысяч всадников. Конные войны хуннов в бою обрушивали на противников тучи стрел.
Воинственная держава расширяла свои пределы. Важным приобретением хуннов стали богатые рудами предгорья Алтая и Прибайкалья. В этих местах хуннны начали разработку месторождений железа. Здесь появились поселения металлургов. Здесь же возникли хуннские города и крепости, поселки земледельцев.
В больших хуннских городах были храмы, дворцы-резиденции, другие общественные здания. Жившие в этих городах ремесленники с большим мастерством изготавливали разнообразные изделия из железа, чугуна, бронзы и кости.
Самым серьезным противником хуннов был Китай.
В борьбе чаша весов склонялась то в одну, то в другую сторону. Было время, когда китайцы платили хуннам дань. Но было время, когда хунны находились в зависимости от Китая.
В конце концов, китайцы нанесли им сокрушительное поражение и часть хуннов ушла на Запад, где их стали называть гуннами.
В 375 году гунны переправляются через Волгу, затем через Дон. Дальше путь их лежит в Западную Европу. Наибольшого могущества гунны достигли при вожде Аттиле. Но после его смерти в 453 году среди гуннов возникли распри, и их союз распался.
Продвигаясь из Азии в Европу, гунны согнали с обжитых мест многие племена. Был дан толчок Великому переселению народов. В общий поток были вовлечены также болгары и сувары - далекие предки татарского народа.
Крупнейшим городом всей средневековой Европы являлся Биляр. По своей територии он был в полтора раза больше Парижа и два раза больше Киева и Рима. Русские летописцы называли его Великим городом. Теперь у села Билярска Алексеевского района Республики Татарстан мы можем видеть только остатки города.
Биляр был столицей государства. Булгарскую столицу окружали земляные валы и широкие стены с башнями по углам. Оборонительные сооружения делили Биляр на внутренний и внешний город. Во внутреннем городе было много кирпичных и каменных зданий. Иметь такие дома могли только богатые и знатные люди. В центре цитатели находился дворец эмира. Рядом с ним стояла белокаменная Соборная мечеть.
Внешний город сильно отличался от внутреннего. Здесь стояли неказистые бревенчатые дома. В них жили ремесленники и мелкие купцы. Металлурги и кузнецы, а также гончары селились слободами.
Слобода - территория города, заселенная
Ремесленниками одной профессии
Около ворот, ведущий во внутренний город, располагался большой караван-сарай. Чужеземные купцы могли здесь сложить свои товары, переночевать, отдохнуть перед дальней дорогой, сходить в баню.
Нигде не было столько купцов, как в Болгаре. Этот небольшой город на Волге стоял на пересечении торговых путей. И потому сюда приезжали купцы (гости) со всех концов мира. Здесь почти круглый год шумели многочисленные базары.
Вторым после Биляра крупным городом страны был Сувар. Он также имел мощные укрепления. На вершине наружных валов стояла деревянная стена из толстых столбов с заострёнными концами. За валами шел глубокий ров с водой. Со дна его торчали остро заточенные колья. Наверху внутренних валов были возведены дубовые стены с башнями.
И в Суваре было немало кирпичных домов. Простые горожане, ремесленники строили себе одноэтажные деревянные дома. И жили они вдали от центральной части города.
Главным городом булгар на правом берегу Волги являлся Ошель. Это был один из самых крупных торгово-ремесленных пунктов страны. Остатки Ошеля сохранились в Тетюшском районе республики около деревни Богдашкино.
Элементы духовной культуры Золотой Орды своим происхождением связаны с этнокультурным миром, предшествовавшим появлению данного государства. Этот мир состоял из двух основных компонентов: местного тюркоязычного, главным образом кипчакского, и пришлого центральноазиатского - также тюркского, татарского и монгольского.
Духовный мир центральноазиатских тюрок, в том числе и древних татар, а также их западных соплеменников-кипчаков, получил наиболее яркое отражение в каменных изваяниях людей. Раннетюркские статуи VI - VII веков на Алтае, в Монголии и прилегающих областях изображали воина-мужчину, погибшего в бою с врагами. Его ваяли в одежде, с поясными наборами, а также с оружием, в одной, и с сосудом - в другой руке. Перед таким изваянием совершались культовые обряды.
Западные, кипчакско-половецкие изваяния несколько отличаются от восточных, раннетюркских. Они более реалистичны, немало уже и женских статуй (от них и название "каменные бабы"). И те, и другие держат сосуд уже двумя руками в области живота. Надо полагать, что подобный сосуд символизировал обилие, достаток, который должен был сопутствовать человеку в потустороннем мире. 2, с.35 - 36
Исследователи считают, что кипчаки в своих изваяниях воплотили культ героизированного предка. Этот культ связан с почитанием племенной, дофеодальной аристократии. Монголы частью вытеснили, частью уничтожили эту местную верхушку и сами заняли ее место. После монгольских завоеваний и образования Золотой Орды обычай установления "каменных баб" в Дешт-и-Кипчак прекращается. Этому способствовало также принятие ислама с его запретом языческих культов и изображения человека.
Итак, Золотая Орда относилась к числу тех стран средневекового мира, где был, достигнут один из самых высоких уровней развития цивилизации, материальной и духовной культуры. Золотая Орда была страной, где любая религия пользовалась одинаковой свободой. Еще по законам Чингисхана за оскорбление религии полагалась смертная казнь. Духовенство каждой религии было освобождено от уплаты налогов.
Централизованное государство, каким была Золотая Орда, многочисленные города, широкие торговые связи с внешним миром создавали самые благоприятные условия для развития культуры. Многие золотоордынские правители стремились привлечь ко двору крупных ученых, богословов, поэтов, образованных людей из дальних стран, оказывали им покровительство. Такими покровителями в государстве джучидов были ханы Берке, Узбек и Джанибек.
Городская культура Золотой Орды является сплавом традиций мастеров-ремесленников различных стран, покоренных монголами. В ней есть черты китайского и среднеазиатского искусства, элементы домостроительства, заимствованные из Центральной Азии, Кавказа и Руси, традиции ремесел Крыма, Хорезма и Волжской Булгарии. Так, по Великому шелковому пути основные достижения китайской цивилизации легко проникали и в ордынские города. При их раскопках археологи находят китайские зеркала, фарфоровую посуду, костяные изделия с изображениями птиц и драконов, чугунные котлы, китайский шелк и т.д.
К настоящему времени известно более 100 городов Золотой Орды. Крупнейшими являлись Сарай, Сарай ал-Джедид и Крым (Солхат). Среди наиболее известных городов были также Хад-житархан (совр. Астрахань), Укек (остатки находятся неподалеку от совр. Саратова), Мохша (в Пензенской области), Маджар (в Ставропольском крае), Аккерман (совр. Белгород-Днестровский). 2, с.37
Всех, кто посещал города Золотой Орды, поражала красота невиданных доселе ханских дворцов, мечетей, медресе, мавзолеев, общественных бань и караван-сараев. Эти сооружения украшались изразцами белого и голубого цветов, покрытыми стеклянной глазурью и сусальным золотом. Растительный и геометрический орнамент на них чередовался с изящной вязью арабских надписей, передававших отрывки из Корана и восточной поэзии. Внутренние помещения украшались мозаичными и майоликовыми панно с позолотой в чередовании с арабесками, полы устилались изразцовыми кирпичами различных оттенков, а во внутреннем дворе устраивались сады, где били фонтаны.
Одним из важнейших градообразующих элементов мусульманских городов Востока и Запада являются минареты, встроенные в здания мечетей или стоящие рядом с ними. Именно минареты своими стройными башнями возвышаются над всей остальной застройкой и определяют неповторимый силуэт города.
В Золотой Орде, несмотря на определенные заимствования из Средней Азии, Ирана и Закавказья, выработался свой яркий стиль высокохудожественной керамики. Об этом свидетельствует большой археологический материал золотоордынских городов и селений в виде глиняных сосудов и их обломков. Помимо простой красноглиняной посуды широкое распространение получила изразцовая керамика с блестящей толстой поливой и подглазурными тонкими узорами в виде различных цветов, сплетений геометрических фигур, птиц и зверей. В обоих Сараях и некоторых других городах обнаружены мастерские по производству поливной изразцовой керамики. 5, с.90
Золотоордынское общество достигло больших высот в духовной культуре. В этой области оно пережило в первой половине XIV века крутой поворот, связанный с переходом от архаичной, языческой культуры мира кочевников-скотоводов к более высокой, оседло-земледельческой и городской культуре мусульманского Востока.
Центром этой культуры была столица Золотой Орды - Сарай. Этот город уже при хане Берке "сделался средоточием науки и рудником благодатей, и за короткое время в нем набралась добрая и здоровая доля ученых и знаменитостей, словесников и искусников, да всяких людей заслуженных" (Ибн Арабшах). Сарай был не только крупным административным центром, откуда шли нити управления огромной империей, но и центром ремесленного производства, где целые кварталы были заняты ремесленниками, специализировавшимися на металлургической, керамической, ювелирной, стекольной, косторезной и других отраслях. В Сарае были дворцы ханов, мечети, храмы других религий, школы, общественные сады, бани и водопровод. 4, с.73
Из наиболее ранних памятников воинской культуры Джучидов (60-е годы XIII века) следует выделить поясные наборы из золота и золоченого серебра, железный топор с инкрустацией латунью и серебром, обкладки конских седел, украшения конского убора. Однако уже в XIV веке в материалах торевтики дает о себе знать влияние процесса активной исламизации Золотой Орды. В связи с чем примечательны шедевры исламского искусства. Например, особенности иконографии медальонов с виньетками связывают с восточно-иранскими и среднеазиатскими прототипами X века. Кроме того в Золотой Орде было развито ювелирное искусство. Такими ювелирными изделиями как браслеты, перстни, застежки, брелки обладали не только женщины ханских домов, но и простые горожанки Золотой Орды.
До наших дней дошли предметы быта. Например, поливная чаша для вина с орнаментом в технике сграффито обнаружена в 1986 г. при исследовании центральной части средневекового Солхата (г. Старый Крым) в закрытом комплексе с монетами первой половины XIV в. Внутренние стенки украшены рыбами, на внешних представлена сцена пира молодых людей в гранатовом саду. Естественно предположить в них представителей ассоциации молодых людей - фитйан. Эти объединения возникли на Ближнем Востоке еще в IX в., в Золотую Орду попали через Малую Азию в XIII в. 7, с.84
Большой интерес также представляет уникальный керамический кубок, обнаруженный при раскопках золотоордынкого города Азака (г. Азов) в 1992 году. Сосуд декорирован трехцветной надглазурной росписью (красным, зеленым и черным) по белому непрозрачному фону с добавлением накладного золота и подглазурной росписью темно-синим (кобальтом). На сосуде имеются изображения цветущих растений, водоемов и фениксов, что символизирует коранический Рай. Чаша призвана напоминать людям о наградах и наслаждениях, обещанных благочестивым праведникам в будущей жизни.
Роспись кубка выполнена в цветочном мусульманском стиле и является формой художественного отображения действительности. Он выражает метод поэтического видения мира и его изображения не в реальном содержании, а в условном обозначении. Узор, гармония линий и пропорций определяет главное эстетическое содержание произведения.
Частью духовной культуры Золотой Орды были наука и просвещение. О развитии в Сарае астрономии и геодезии свидетельствуют обломки астролябии и квадрантов, обнаруженные там при археологических раскопках. В столице жили и работали медики из других стран. Широко была распространена грамотность среди простого народа.
Научные традиции Востока, особенно мусульманского, нашли своеобразное развитие в Золотой Орде. Это был особый цивилизационный уровень, впитавший в себя как древнетюркские, так и мусульманские компоненты. Там сохранился древнетюркский музыкальный пласт. Была даже своеобразная нотная культура. Так, в 1340 г. в Сарае были записаны ноты песни "Ненеки Джан". 6, с.86 - 87
Не только в Сарае, но и в других городах страны была создана широкая сеть различных учебных заведений. Здесь преподавали видные богословы, ученые и писатели, в том числе выходцы из известных центров мусульманского Востока. Так, в Болгаре долгое время жили крупные религиозные деятели Ходжа Хасан ибн-Омар ал-Болгари, выходец из Гянджи (Азербайджан), Абу Мохтар ибн-Махмуд ал-Казвини, беженец из Ирана, Госам ибн-Малик ал-Маргиани из Ферганы и другие.
Принятие ислама дало большой импульс для развития городов и городской культуры, послужило причиной распространения арабской письменности и письменной литературы. В Золотой Орде получили широкое распространение выдающиеся творения Фирдоуси и Рудаки (X век), ал-Ма-ари и Омара Хаияма (XI век), Аттара и Низами (XII век), Руми и Саади (XIII век) и целого ряда других знаменитых поэтов Востока. Почти все они, начиная с гениального Фирдоуси с его бессмертным "Шах-намэ", были персидскими или персидско-таджикскими поэтами (кроме арабского классика ал-Маари и азербайджанца Низами, который, однако, также писал на персидском языке).
Сочинения великих мудрецов и поэтов Востока вдохновляли золотоордынских поэтов на создание своей литературы, получившей высокое развитие в XIV веке - в эпоху могущества Улуса Джучи. Именно в этот период были написаны такие бесценные памятники средневековой литературы, как поэмы "Хосров и Ширин" Кутби, "Махаббат-намэ" Харазми, "Джумджума-султан" Хисама Кятиба, "Кисса-и-Рабгузи" поэта Рабгузи, прозаическое сочинение "Нахдж ал-фарадис" Махмуда ал-Булгари. 5, с.92
Подлинная жемчужина литературного наследия Золотой Орды - творчество Саифа ас-Сараи. Поэт родился в 1321 году в Камышлах (нынешняя Самарская область). Саиф ас-Сараи жил, учился и занимался творческой деятельностью в Сарае, отсюда и нисба "ас-Сараи", то есть сараец. В 80-х годах судьба забросила его в Египет, где он и умер в 1396 году. Там же создал свои поэмы: в 1391 году - "Гулистан бит-тюрки", в 1394 - "Сухайль и Гульдур-сун". Первая из них - вольный перевод на тюркский язык одноименной поэмы персидского автора XIII века Саади. В конце поэмы приводятся отрывки из произведений восьми тюркских, в основном татарских, поэтов, от Мавля Казыя и до Харазми. Каждый такой отрывок Сараи сопровождает своими комментариями-ответами в стихотворной форме. Это придает поэме "Гулистан бит-тюрки" особую ценность как своеобразной антологии татарской поэзии средневековья. 4, с.74
Под влиянием ярких достижений восточной литературы получает развитие устное народное творчество. Замечательный образец его - татарский народный эпос позднего золотоордынского периода "Идегей". Сложенный безымянными сказителями из народа в XV - XVI веках, дастан имел сложную драматическую судьбу. В течение нескольких столетий он существовал в форме устных сказаний, передаваемых из поколения в поколение, позднее появились записи дастана, причем во множестве местных вариантов. И лишь в 1989 и 1990 годах "Идегей" пришел к массовому читателю на татарском и русском (перевод Семена Липкина) языках.
Исследователи-литературоведы отмечают, что писатели древности и средневековья любили писать свои произведения на основе известных сюжетов. Это было своего рода поэтическим каноном того времени, эстетической нормой тогдашнего мироощущения и поэтического мышления.
Все эти произведения свидетельствуют о высоком уровне развития письменной литературы и в целом духовной жизни в этом государстве, являясь ценнейшими памятниками средневековой восточной поэзии и философии.
Говоря о культуре Золотой Орды, необходимо отметить плодотворность контактов с Ильханидским Ираном - источником многих культурных инноваций. Огромное значение связей Золотой Орды, в том числе и религиозных, с Мамлюкским Египтом, Средней и Малой Азией. Весьма конструктивную роль в процессах сближения Золотой Орды с миром Ближнего и Среднего Востока сыграло Булгарское наследие, сформировавшееся, начиная с X в., под знаком мусульманской культуры. 3, с.65
Завершая рассказ о культуре Улуса Джучи, можно назвать ее яркой городской и степной средневековой культурой, культурой мозаичной и майоликовой архитектуры, культурой стихов, полных тонкой лирики и глубокой философии, восточной мудрости и мусульманской ученой духовности, культурой причудливых арабесок и изящной каллиграфии, древних каменных изваяний и монументальных культовых сооружений.
Период расцвета культуры в Золотой Орде продолжался недолго. С начавшимся во второй половине XIV столетия кризисом государства она вступает в полосу упадка. Страну покидают многие представители просвещенной части общества. Центром исламской науки и культуры становится Ближний Восток.
18. Распад Золотой Орды и постзолотоордынские татарские государства.
Начало упадка. Расцвет Золотой Орды, который пришелся практически на время 30-летнего правления хана Узбека, сменился периодом постепенного ее упадка с приходом к власти Джанибека (1342-1357). Во время его правления происходят столкновения с Польшей, Литвой, итальянскими колониями в Крыму. Возникают среди самих членов Джучиева рода, начавших борьбу с ханом за самостоятельность своих улусов. Так, объявил себя независимым ханом и даже начал чеканить в г. Сыгнаке свои монеты один из правителей восточного улуса, царевич Синей Орды Мубарак Ходжа.
Политический кризис в Джучиевом улусе происходил на фоне страшной эпидемии чумы, занесенной из Китая в 1346 г. Она прокатилась по всей Европе и унесла жизнь миллионов людей. Особенно сильно пострадало население Дешт-и-Кипчака (нижневолжские половецкие степи), Крыма и Поволжья. Только в Крыму погибло от чумы свыше 85 тысяч человек. От последствий этого бедствия Золотая Орда долго не могла оправиться. Лишь в последние годы своего правления Джанибек смог возобновить активные действия по укреплению пошатнувшегося положения на престоле. Он начал войну на Кавказе, присоединил к Золотой Орде Азербайджан, но был вскоре убит в результате заговора в 1357 г.
Ханом стал Бердибек. Он отличался исключительной жестокостью к своим родичам, которых почти поголовно истребил. Бердибек правил два года, но успел за это время потерять только что завоеванный Азербайджан, нарушить нормальные отношения с венецианскими купцами в Крыму и т.д. Он также погиб в результате очередного заговора.
«Великая замятия». Ослабление государства джу-чидов. В истории Золотой Орды начинается полоса непрерывных дворцовых переворотов, которые сопровождались кровавыми убийствами. С момента гибели Верди-бека и до вступления на престол Тохтамыша в 1379 г., т.е. за 20 лет, в Орде сменилось более 25 ханов. Все это время шла ожесточенная борьба феодальных группировок за ханский престол.
Связь между центральной администрацией в Сарае и окраинными землями государства настолько ослабла, что местные феодалы попытались образовать свои самостоятельные, независимые от ханов владения. И это им удавалось. Так, в 1361 г. князь Булат-Тимур «Болгары взял и все городы по Волге, и улусы, и отнял весь Волжский путь». Он также чеканил свои монеты. Тем самым была восстановлена независимость Булгарского княжества. Очевидно, именно в это время обособилось Джукетауское княжество на Каме. Наровчатовское княжество на Средней Волге с центром в городе Мохша (территория совр. Пензенской обл.) пытались создать царевичи Секиз-бей и Тогай.
Образование таких же новых государственных объединений происходило и в других областях Джучиева улуса. Царевич Ходжи Черкес «завладел окрестностями Астрахани» и стал владетелем Астраханского улуса. Отпали от Золотой Орды Хорезм и Синяя Орда на востоке.
Все это ослабило государство джучидов. В Сарае совершенно потеряли власть над завоеванными землями и народами. Ослабла зависимость от Золотой Орды русских княжеств. В 1374 г. московско-владимирский князь Дмитрий Иванович прекратил выплату ей дани. Пользуясь сложившейся обстановкой, русские ушкуйники-разбойники начали совершать на своих судах (ушкуях) грабительские походы на беззащитные волжские города Болгар, Джукетау, Кашан, Казань, которые также находились в чисто формальной зависимости от Орды.
В условиях непрекращающейся борьбы между ханами усиливается власть Мамая, зятя умершего хана Бер-дибека. Не будучи чингизидом, Мамай не имел права на престол. Поэтому он правил государством при помощи подставных лиц из рода Батыя. Ему удалось вновь подчинить себе весь Северный Кавказ и Астраханский улус. Затем он взялся за восстановление зависимости от Орды русских княжеств. Однако его войско в 1380 г. было разгромлено в битве на Куликовом поле объединенной ратью Дмитрия Ивановича (Донского).
Тохтамыш и его правление. В том же году на ханский престол был посажен Тохтамыш, сумевший прекратить двадцатилетнюю междоусобицу в Орде. Ему удалось объединить, правда, на короткое время, Джучиев улус. Возобновила выплату дани Русь.
Своими успехами Тохтамыш во многом был обязан Тимуру, видному полководцу и незаурядному государственному деятелю огромной империи, созданной во второй половине XIV в. в Средней Азии. Тохтамыш, чингизид по происхождению, вынужден был некоторое время укрываться у Тимура, принявшего его с большим почетом. Тимур уступил ему часть своих владений, при его помощи Тохтамыш вел успешные войны со своими соперниками. В конце концов, он оказался в Сарае, где и принял ханский трон. Тимур, временно поддерживая Тохтамыша, преследовал свои цели. Он хотел подчинить себе весь Джучиев улус, объединив его потом со своими владениями.
Сначала Тохтамыш сохранял верность своему покровителю. Но, забрав силу, он стал проводить самостоятельную политику и практически порвал свою зависимость от Тимура. Более того, спровоцировал его на войну. Войска Тохтамыша напали на Азербайджан и Иран, именно на те области, на которые претендовал Тимур. Вскоре Тохтамыш направил большие военные силы в Среднюю Азию, где они разграбили ряд городов.
Политика Тохтамыша не нашла единой поддержки в его окружении. Против него был даже организован заговор, инициатором которого сталИдегей, зять Тохтамыша. Идегей был послан ко двору. Тимура для подстрекательства его к войне с Ордой.
В 1391 г. Тимур выступил в поход против Тохтамыша. Его воины переправились через Яик, поднялись к пределам бывшей Волжской Булгарии и остановились на реке Кондурче. Страшная битва состоялась 18 июня. Об стороны понесли большие потери до 100 тысяч человек. Войско Тохтамыша было разбито, но и Тимур вышел из сражения обессиленным. Он не рискнул идти дальше, на Сарай и Астрахань, которые намеревался захватить, а ушел обратно в свою столицу Самарканд.
Тохтамыш, вернувшись в Дешти-Кипчак, стал собирать силы для дальнейших действий и сумел в какой-то степени вновь восстановить единство Орды. Ему удалось также заключить союз против Тимура с литовским князем Ягайло. Это спровоцировало новый конфликт со среднеазиатским владыкой.
В 1395 г. Тимур с огромным войском подошел к ордынским границам и скоро оказался в районе Терека. Здесь и произошло сражение, которое вновь показало всю слабость армии Тохтамыша. Почти половина его войска была истреблена, а другая половина самовольно начала отступать на север. Тохтамыш тоже покинул поле сражения и ушел в сторону Болгара. Тимур последовал за ними и под Укеком (около современного Саратова) окончательно разбил войско Тохтамыша. Отдельные отряды Тимура поднялись по Волге до Болгара, который был разрушен и ограблен.
Тимур вернулся в Сарай ал-Джедид и направил войска на юго-западные улусы Золотой Орды. Многие города, в том числе Сарай, Астрахань, торговые центры Крыма, были почти полностью разрушены, население перебито и угнано в рабство. «Обитатели Дешта дошли до оскудения и разорения», писал современник. Люди массами уходили в соседние земли, в том числе Литву и Польшу. Прекратилась международная торговля, перестали действовать караванные пути, в городах резко упало ремесленное производство.
После катастрофы 1395 г. Золотая Орда перестала существовать как единое государство. На ее территории возникли независимые орды. В Крыму правил Тохтамыш, на Яике Идегей, в районе Астрахани Тимур-Кутлук, в Сарае Куюрчак. Между ними разгорелась борьба за власть и расширение своих владений за счет земель соседа.
Тимур-Кутлуг и Идегей выступили против Тохтамыша, который обратился за помощью к литовскому князю Витовту. 12 августа 1399 г. на реке Ворскла встретились войска двух этих враждующих сторон. Произошло крупное сражение, в ходе которого объединенные литовско-ордынские войска были разбиты.
От последнего объединения к окончательному распаду. В Золотой Орде укрепились позиции Тимур-Кутлука. Но вскоре он умер, и «князем над всеми князьями в Орде» стал Идегей (о его легендарной жизни рассказывается в дастане «Идегей»). Не будучи чингизидом, Идегей не имел права занимать ханский престол, поэтому вынужден был сажать на трон других ханов из Джучиева рода. Однако именно он являлся фактическим правителем государства. Искусный и хитрый дипломат, храбрый полководец и умный государственный деятель, Идегей добился того, что при нем в последний раз в истории Золотой Орды произошло объединение всех улусов в одно государство.
Последующая история Золотой Орды это сплошные междоусобицы и нескончаемая борьба за власть. Они в конечном счете привели к гибели Идегея (1419 г.) и всего государства. Золотая Орда распалась на Крымское, Астраханское, Казанское, Сибирское ханства, а также наНогайскую Орду и Большую Орду.
Таким образом, в существовании Золотой Орды выделяется несколько периодов становления, расцвета и упадка. С началом неотвратимого процесса распада некогда могучей империи стала открываться новая страница в истории татарского и других народов края. Она связана прежде всего с историей Казанского ханства
19. Образование Казанского ханства, его территория и население. Сложение народности казанских татар.
Ордынский темник Мамай решил вернуть себе Булгарский улус, посадив там своего ставленника при помощи русских князей. С этой целью он направил ордынского посла Ачи-Ходжу к суздальскому князю Дмитрию Константиновичу. Тот поспешил в Болгар. Эмир Хасан встретил их «с многыми дары; они же дары взямше, а на княжение посадиша Салтан Бакова сына.). Этот новый князь, Мухаммед Солтан Булгарский, ставленник Мамая, предпочел не конфликтовать с Хасаном и выделил ему обширные земли с центром в Казани. Так возникло новое княжество - Казанское.
В Казанском княжестве правили в основном местные князья (эмиры, беки). Но их положение было непрочным. То и дело приходили на эти спокойные земли ордынские царевичи со своими небольшими отрядами, держали в постоянном страхе население, а иногда и захватывали власть в свои руки.
Золотоордынский хан Улуг-Мухаммад, свергнутый с престола, в 1437 г. покинул свои владения в Крыму и направился в русские земли. Он занял город Белев на Оке у юго-западных границ Московской Руси и решил основать на Средней Волге новое государство с центром в Казани. Нередко утверждается, что в 1438 г. он взял Казань и осуществил свое намерение. В достоверных же источниках никаких сведений о «казанском взятии» Улуг-Мухаммада нет. В некоторых поздних татарских преданиях он действительно указан в числе первых казанских ханов.
Казанское ханство возникло в 1445 г. Оно возникло на месте Казанского княжества, последний правитель которого, булгарин по пpoисхождению, был убит золотоордынским ханом Махмудом. Этот хан положил начало новой династии правителей.
Территория и население. Казанское ханство (Казан иле, Казан йорты) занимало обширную территорию. Она включала земли от реки Белой на востоке и почти до Суры и Ветлуги на западе, от Верхнего прикамья на севере до устья Черемшана на юге. Таким образом, почти все земли бывшей волжской Булгарии и жившие на них народы вошли в состав Казанского ханства. На юго-востоке ханство граничило с землями ногайской Орды, на юге - с Астраханским и Крымским ханствами, на западе - с Московским государством. Волга делила центральные районы страны на две части. Луговая сторона включала земли на левом низком берегу, а горная - земли, лежащие по правому высокому берегу Волги.
Основным населением государства были булгары. Их теперь стали называть «казанцами». В северо-западных районах проживало немало черемисов (марийцы), чуваш и вотяков (удмурты). Кроме того, были кыпчакско-татарские выходцы из разных областей Улуса Джучи, Астраханского и Крымского ханств, Ногайской Орды. Все они смешивались между собой в процессе совместной жизни и приняли участие в сложении новой народности казанских татар.
20. Экономика Казанского ханства.
Основой экономики Казанского ханства оставались сельское хозяйство, ремесленное производство и торговля.
Сельское население по-прежнему занималось земледелием, скотоводством и различными промыслами. При обработке земли применяли тяжелый сабан с железным лемехом, а на более легких почвах - двузубые сохи/ Выращивали пшеницу, ячмень, рожь, полбу, гречиху, просо, горох, чечевицу. Урожай хранили в наземных амбарах. 3анимались также овощеводством и садоводством.
Сельские жители разводили крупный и мелкий рогатый скот, а также птицу. Особой любовью пользовались лошади. Скотоводство было в основном стойловым.
Дальнейшее развитие в городах и крупных селениях получило ремесло/Самой важной отраслью ремесла были черная металлургия и металлообработка. Металлурги выплавляли чугун, варили железо, а кузнецы ковали из него орудия труда и оружие, предметы быта.
Особенно высоко ценилось мастерство оружейников. Они изготовляли все - от простых наконечников стрел и копий до сложных кольчуг и панцирей, собранных из стальных пластин и колец.
Искусными ремесленниками были гончары. Их изделия - горшки, кувшины, миски, тарелки, другая керамика - отличались высоким качеством, разнообразием форм, оригинальными узорами.
Казанские ювелиры,достигли высокого мастерства в обработке золота и серебра. Они применяли при изготовлении украшений такие приемы, как гравировка, чернь, скань (филигрань), инкрустация драгоценными камням.казанские кожевенники выпускали прекрасную обувь, седла, кошельки, колчаны.
Среди ремесленников особую группу составляли те, кто был связан со строительным делом.
Большую роль в экономике Казанского ханства играла торговля, особенно внешняя. Благодаря выгодному географическому положению, Казань была связана с огромным внешним миром: Московской Русью на северо-западе, с Кавказом и Средней Азией на юге, с Сибирским ханством на востоке и многими западными странами.
Ежегодно на Гостином острове на Волге близ Казани устраивалась знаменитая Казанская ярмарка. Она собирала множество иностранных торговцев.
21. Общественно-политический строй Казанского ханства.
Казанское ханство было феодальным государством. Управляли им ханы из династии джучидов,поэтому это ханство напоминало прежнюю Золотую Орду.
Высшим должностным лицом и верховным собственником земли являлся хан. Но его власть не была абсолютной. Она контролировалась государственным советом - диваном, состоявшим из четырех карачи, т.е. эмиров самых знатных родов ханства. Они следили за поступлением налогов в казну и их расходованием, управляли местной администрацией, командовали войском, ведали внешнеполитическими делами. Таким образом, ханы правили в согласии с волей группы высшей знати, пригласившей его на трон. Важнейшие вопросы государственной жизни решались также на курултаях (народных собраниях). В них участвовала «вся земля казанская».
К высшему сословию принадлежали эмиры и беки, среди которых были и местные (булгарские) князья. Это были в основном крупные землевладельцы, одновременно они являлись военачальниками ополчения своей округи. Другие феодалы - мурзы и уланы - имели небольшие земельные владения и обязаны были служить за выделенные им земли в войсках эмиров. Они собирали с подвластного им населения («кара халык») различные налоги. В Казанском ханстве установилась так называемая суйургальная система землевладения. Суйургал - это земельное пожалование, держатель которого обязан был нести со своим войском службу в пользу хана. Если условия службы не выполнялись, хан имел право лишить феодала земельного пожалования.
Почетное место в государстве занимало мусульманское духовенство. На должность главы духовенства выбирались лица, принадлежавшие к числу сеидов, т.е. потомков пророка Мухаммада. Он считался первым после хана лицом в государстве и даже выполнял обязанности главы правительства в периоды междуцарствия.
22. Казань-столица государства.
В середине XV в. Казань становится административно-политическим центром Казанского ханства. Возникновение "нового" государства произошло в результате отстранения от власти булгарского князя Галибека и возведения на престол в 1445 хана Махмуда (Махмутека), сына Улуг-Мухаммада из династии чингизидов.
К началу XV в. Казань представляла собой крупный торгово-ремесленный город с международной ярмаркой на Гостином острове и значительной ролью в международной транзитной торговле. На её территории располагались торговые районы (на площади в районе южных ворот крепости, на улице Ташаяк) и слободы (Армянская, Кураишева, Бишбалта), а также концентрировалось разнообразное ремесленное производство.Усилившаяся экономически и политически, Казань к середине XV в. превратилась в самостоятельный региональный центр. Эти объективные причины во многом и определили выбор первых казанских ханов, сделавших её своей столицей, а укрепленную крепость на холме - местом своего постоянного пребывания.
После образования ханства численность населения быстро увеличивалась, осваивались новые территории, расло количество жилых и общественных зданий. В этот период закрепились ранее сформировавшиеся принципы внутренней планировки города, но произошли и изменения, особенно в расположении укреплений города. По вопросу о южной границе укреплений Казанской крепости ханского времени среди исследователей нет единства. Имеющиеся факты указывают на то, что Казань в 1552 имела крепость на холме (кремль), укрепления которой с южной стороны археологически з