Формирование образов в информационных материалах

В большинстве случаев тот, кого презентируют, и тот, кому презентируют, никогда непосредственно не встречаются. Имидж-образ и имидж-мнение могут формироваться путем презентирования индуктора в информационных материалах. Именно информационные материалы являются наиболее распространенным способом презентирования в деловой и политической сферах. Причем этот способ касается и человека, а для таких носителей как человек, вещь, организация, проект, идея информационные материалы являются единственно возможным средством имиджирования. В этом случае предъявляется не собственно носитель, а лишь некоторые картинки и тексты, некое сообщение, в которых есть имиджеобразующие характеристики отображаемого объекта.

Практически в каждой сфере используются информационные материалы для презентирования. Информационные материалы могут иметь как бумажные, так и электронные носители. В межличностной сфере — это разного рода объявления о знакомствах. В деловой сфере — это профессиональные резюме. В политической — листовки. В шоу-бизнесе — афиши, флаера, обложки кассет и дисков.

Основными элементами информационного материала, презентирующего человека являются следующие:

· визуальные (фото, рисунки, пиктограммы, клипы);

· паспортные и коммуникационные сведения (фамилия, имя, отчество или псевдоним, телефоны и e-mail, ICQ);

· биографические сведения (биографическая, имиджевая легенда);

· «декларация о намерениях» (проектная легенда).

Визуальный материал, «картинка», отображающая имиджируемую персону:

– фото («фото на паспорт», художественный портрет, парадный портрет);

– рисунок, графическое изображение носителя имиджа (портретное сходство, шарж);

– видеоклип (имиджируемая персона в движении и значимой ситуации).

Независимо от конкретного жанра назовем этот визуальный материал «портрет».

Искусство портретирования состоит не просто в передаче внешнего облика, а в интерпретации изображения личности, которая подчиняется выбранной стратегии. Портрет крупного плана, например, фиксирует особенности формы лица, передает его выражение, мимику, улыбку. Снимок среднего плана выделяет позу и жест, движение фигуры; общий план показывает человека в окружающей его обстановке. Планы выбираются также в зависимости от того, какую цель преследует снимок: показать человека статичным или в действии, одного или в окружении людей. Портрет может иметь или не иметь ряд аксессуаров, которые являются имиджеобразующими качествами.

Вербальный блок включает все, что воплощает имиджеобразующие качества в текстах. Составляемые тексты могут быть описаниями в прозе, диалогами, стихами.

В презентации имиджа-мнения особое значение играет личная легенда. Поэтому обязательной частью работы над имиджем является создание различных аспектов биографии. В контексте имиджа биография — это не просто фиксация событий. Необходимо фокусироваться на знаковых событиях и акцентировать внимание на поступках личности. При этом одну и ту же историю жизни можно подать по-разному. Биографическая легенда: вначале создается мусорный список — подряд записывается все, чем человек занимался, и что из этого получилось, яркие события прошлого, достижения, и вообще все, что в голову приходит. Выделяются два-три основных направления и производится обработка легенды, что-то усиливается, что-то затеняется, что-то выбрасывается. В то же время легенды не могут быть фантазией. В них можно подкорректировать биографию, не раскрывая при этом какие-то факты и нюансы, но не выдумывать того, что никогда не происходило, к тому же легенда пишется раз и навсегда. Наконец производится сюжетирование, биография пишется как гештальт какого-либо массового сюжета, лучше сказки (Кай и Герда, Золушка и т.п.).

Имиджевая легенда отражает участие носителя в исторических событиях относительно той деятельности, внутри которой формируется имидж, встречи с историческими персонами, «историческое и VIP-соучастие» (например, в биографии Билла Клинтона описывается эпизод рукопожатия школьника Билла и президента Джона Кеннеди), возможности влияния.

Проектная легенда состоит из описания будущего. В нее могут быть включены мечты, намерения, желания, интересы, цели, а также вопросы, предложения, приглашения и другие апелляции к реципиенту.

Вопросы для самопроверки

1. В каких случаях презентация осуществляется информационными материалами?

2. Какова структура минимального информационного материала?

3. Как сформировать презентационный визуальный материал?

4. Как осуществляется формирование текстов для информационных материалов?

ЛИТЕРАТУРА

1. Горчакова, В.Г. Прикладная имиджелогия: Политика. Социология. Избирательные кампании и технологии: Учеб. пособие // В.Г. Горчакова. — М.: Академический проект (Gaudeamus) — 255 с.

2. Деркач, А.А. Политическая имиджелогии: Учеб. пособие (ГРИФ) // А.А. Деркач, А.С. Карпенко, Л.Г. Лаптев [и др.]. —М.: Аспект Пресс, 2006. — 399 с.

3. Змановская, Е.В. Руководство по управлению личным имиджем / Е.В. Змановская. — СПб.: Речь, 2005. — 240 с.

4. Калюжный, А.А. Психология формирования имиджа учителя (Серия: «Библиотека руководителя образовательного учреждения») / А.А. Калюжный. — ВЛАДОС, 2000. — 222 с.

5. Ковальчук, А.С. Основы имиджелогии и делового общения: Учеб. пособие для студентов вузов. — 5-е изд., доп. и перераб. / А.С. Ковальчук. — М.: Феникс, 2007. — 283 с.

6. Кузин, Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика / Кузин, Ф.А. — М.: Ось-89, 2002. — 512 с.

7. Лысикова, О.В. Имиджелогия и паблик рилейшнз в социокультурной сфере: Учеб. пособие (ГРИФ) // О.В. Лысикова. — М.: Флинта, МПСИ, 2006. — 186 с.

8. Маценко, В.Ф. Имидж: психология создания / В.Ф. Маценко. — М.: Ника-центр, 2002, — 112 с.

9. Перелыгина, Е.Б. Психология имиджа / Е.Б. Перелыгина. — М.: Аспект пресс, 2002. — 223 с.

10.Почепцов, Г.Г. Имиджелогия / Г.Г. Почепцов. — изд. 4-е с испр. и доп. — М.: Рефл-бук, Киев: Ваклер, 2006. — 574 с.

11.Фадеева, Е. Тайны имиджа / Е. Фадеева. — М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. — 123 с.

12.Шарков, Ф.И. Имидж фирмы: технологии управления: Учеб. пособие для вузов (Серия «Gaudeamus») (ГРИФ) // Ф.И. Шарков. — М.: Академический проект, 2006. — 140 с.

13.Шепель, В.М. Имиджелогия: Как нравиться людям: Учеб. пособие / В.М. Шепель. — М.: Нар. образование, 2002. — 576 с.

Учебное электронное издание

Максюта Георгий Викторович

ИМИДЖМЕНТ

Курс лекций

для студентов специальностей
1-21 04 01 «Культурология», 1-17 03 01 «Искусство эстрады»

[Электронный ресурс]

Редактор И.П. Сергачева

Компьютерная верстка Т. В. Харьковской

Требования к системе:

Windows98/2000/XP, Adobe Acrobat Reader 7,0.

Подписано в печать с оригинал-макета 28.01.08.

Гарнитура Times Roman. Объем 0,5 Мб.

ЗАО «Современные знания».

ЛИ № 02330/0133076 от 30.04.04.

220023, г. Минск, ул. Филимонова, 69.

формирование образов в информационных материалах - student2.ru

Наши рекомендации