Формирование образов в самопрезентации
Самопрезентация — осознанные и преднамеренные попытки человека контролировать себя и производить благоприятное впечатление, особенно при первой встрече. Основная цель самопрезентации заключается в демонстрации себя самого, предъявлении своего имени, тела, личных и социальных особенностей в целостном образе и относительно которого можно сказать — это Я.
Cамопрезентация — живое общение, встреча индуктора и реципиента. В процессе самопрезентации реципиента формируется образ первого впечатления, а затем в случае продолжения отношений формируется мнение и отношение к индуктору. По мере развития отношений имидж-образ замещается имиджем-мнением, консолидируется и до каких-либо чрезвычайных обстоятельств не меняется.
Информацию о себе люди могут сообщить несколькими способами. Наиболее очевидный — вербальная коммуникация, т. е. содержание речи человека. Сведения о себе и в первую очередь о своих эмоциональных состояниях партнер по общению сообщает через паралингвистический канал, т.е. речевые сигналы, остающиеся после того, как содержание удалено (высота тона, амплитуда, темп, качество звука и речевой контур). Невербальная коммуникация представляет собой передачу сведений о себе партнером по общению без использования речи. Невербальная информация приходит к нам через визуальный канал, включающий в себя такие особенности, как выражение лица, жесты, поза и внешний вид.
Какие действия необходимы при формировании образов в самопрезентации?
Непосредственный контакт носителя и реципиента или самопрезентация требуют подготовки, репетиции, тренинга. Эта подготовка касается, как правило, внешности, поведения и дискурса носителя. Управления личным имиджем или процессом формирования впечатления в самопрезентации — осмысленное и целесообразное презентирование атрибутов и характеристик индуктора на основе сведений, полученных в результате исследования реципиентов. Подготовка к самопрезентации может осуществляться путем консультирования, тренинга, информирования и другими методами.
Разбор программ тренингов по управлению имиджем и, в частности, тренингов самопрезентации позволяет сделать вывод, что многие авторы понимают самопрезентацию, во-первых, не как период первого впечатления, а практически весь период общения, по меньшей мере, на протяжении всей профессиональной деятельности. Во-вторых, самопрезентация выстраивается не на психологических эффектах первого впечатления, а на изложении многочисленных правил профессиональной этики и дипломатического протокола.
Представляется целесообразным в случае подготовки к самопрезентации предложить тренинг «Проектирование собственного имиджа». Идея такого тренинга — найти вариант стандарта, адекватного внешним и личностным особенностям носителя и соответствующего требованиям в той сфере, для которой имидж готовится. Программа тренинга направлена на решение следующих задач:
– сформировать теоретические представления об имидже;
– обучить эффективному самоконтролю, саморегуляции и приемам релаксации. Важным для решения этой задачи является формирование умений для выражения положительных и отрицательных чувств. Преодоление неудовлетворенности своими успехами и достижениями, обучение приемам релаксации и повышения психоэмоциональной устойчивости;
– показать возможности исследования себя и расширить представления о себе, провести анализировать своих психологических особенностей, определить, что человек о себе знает и как к себе относится. Эта задача требует формирования следующих умений: определять и выражать свои желания и интересы, осознавать и понимать свои личные права, обращаться с просьбой к партнеру и выдвигать требования, начинать, поддерживать и заканчивать разговор;
– получить обратную связь в группе о себе, осознать представления реципиентов о себе как носителе;
– провести диагностику способности к импровизации и аттрактивности (восприятию друг друга).
Вопросы для самопроверки
1. Что такое самопрезентация?
2. Какими способами осуществляется самопрезентация?
3. Что такое тренинг самопрезентации?