Стратегии проектирования имиджа
Рассмотрим две наиболее часто встречающиеся стратегии: 1) стратегия «типизация — от индивидуальности к типу»; 2) стратегия «конструирование по элементам — от индивидуальности к стандарту».
Удачный имидж — типаж, имеющий атрибут, определяемый на носителе имиджеобразующими качествами и безошибочно относимый реципиентом к определенной группе. Оснований, по которым люди относят что-либо к той или иной категории, т.е. к типу, множество. Некоторые критерии для выделения типа очевидны и не требуют никаких усилий имиджмейкера. Так, например, беглого взгляда достаточно, чтобы отметить характеристики базовых типов, таких как пол, возраст, раса, телосложение. Ошибки в идентификации этих типов редки, а точность наблюдения удивительно высока.
Внешность содержит в себе невербальные проявления человека. По невербальным проявлениям мы судим о психологических особенностях индуктора. Эта типология не так очевидна, ошибки в идентификации не редки, а точность наблюдения приходит с личным опытом, обучение затруднено.
Каждый человек занимает определенное место, имеет социально-психологический статус и роли в межличностном общении: есть лидеры, есть предпочитаемые, есть «невидимки», есть отверженные и гонимые. Это тоже типы, но для решения, к какому типу их отнести, реципиенту нужно время и информация.
При употреблении такого приема, как «типизация», мы исходим из положения, что имидж — это упрощенный, шаблонный образ человека, легко различимый и понятный каждому человеку. Следовательно, типизация предполагает использование в имидже чего-то очень привычного, не требующего доказательства.
Каждый имидж имеет свой прототип. В качестве прототипа может выступать былинный герой, исторический деятель, звезда шоу, успешно действующий современный политик, которые, в свою очередь, имеют имидж героев, живших в более ранние периоды. Имидж в этом плане и есть новый стереотип, который создаётся в соответствии со стереотипом, который уже есть у реципиента.
Значение проектирования имиджа по стратегии «Типизация» резко возрастает в ситуациях, когда личное общение невозможно, например, в политике и шоу в первую очередь. Информационные материалы всегда кратки, и имиджеобразующие качества должны быть найдены безошибочно. Легко воспринимаются и идентифицируются образы, в которых угадываются контуры архетипов, социально-психологических характеристик, прототипов героев массовой культуры и театральных амплуа.
Если принимается решение о формировании образа по стратегии «Типизация — от индивидуальности к типичному воплощению», то предполагаемые типы следует описать, выбрать наиболее адекватные индуктору, дать типу общую характеристику и составить список имиджеобразующих качеств. В этом случае имидж есть некий тип, который должен быть воплощен, атрибутирован некоторыми имиджеобразующими качествами. Идеальный случай, когда реципиент безошибочно относит индуктора к определенной группе. Предельное воплощение этого подхода — это бомжи. Даже из тысяч не найти двух одинаковых, но реципиент относит каждого носителя к группе «бомж» мгновенно и, как правило, безошибочно.
Основная проблема проектирования по типам двоякая: с одной стороны, отсутствуют списки тех типов, которые присутствуют в сознании реципиента, с другой — сложно находить имиджеобразующие качества, позволяющие реципиенту относить индуктора к тому типу, который задуман имиджмейкером. Данный тип формирования образа более искусство, чем технология. Зачастую такие имиджи формируются вовсе не специалистами, а складываются стихийно, как в житейско-бытовой сфере, но при этом оказываются потрясающе удачными. Об их носителях говорят, что они обладают харизмой.
Стратегия «Конструирование по элементам — от индивидуальности к стандарту» предполагает, что носитель имиджа будет соответствовать некоторому образцу. В этом случае имидж может быть выстроен, если носитель имиджа будет следовать этикету и моде в одежде, принятыми в некоторой группе. Предельное воплощение этого подхода — это солдаты на параде, торжество единообразия. В данной стратегии точно описан стандарт и каждый элемент внешности, речи, поведения максимально приближаются к требованиям стандарта. Этот подход, безусловно, технологичен и имиджмент сводится к описанию стандарта и организации консультаций экспертов по исполнению элементов, из которых состоит образ.
Основная проблема данного подхода — маскировка индивидуальности, что очень хорошо в системе обслуживания, но не желательно при прохождении конкурсов.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключается проблема типизации?
2. В чем идея стратегии «Типизация — от индивидуальности к типу»?
3. В чем идея стратегии «Конструирование по элементам — от индивидуальности к стандарту»?
4. Какие проблемы существуют в каждой из стратегий?