Теории и практики формирования образов
Г.В. МАКСЮТА
ИМИДЖМЕНТ
Курс лекций
для студентов специальностей:
1-21 04 01 «Культурология», 1-17 03 01 «Искусство эстрады»
Минск 2008
УДК 316.728(075.8)
М 17
Р е ц е н з е н т ы:
Шейнов В.П., доктор социологических наук, профессор
кафедры психологии и педагогического мастерства РИВШ;
Финькевич Л.В., кандидат психологических наук, доцент,
декан факультета психологии БГПУ им. М. Танка.
Максюта, Г.В.
М 17 Имиджмент : курс лекций для студентов специальностей: 1-21 04 01 «Культурология», 1-17 03 01 «Искусство эстрады» [Электронный ресурс] / Г.В. Максюта. — Минск: Современные знания, 2008. — 72 с.
ISBN 978-985-6776-91-8
В курсе лекций «Имиджмент» представлены основные вопросы, рассматриваемые на лекциях. В лекциях содержатся основные сведения о теории и практике формирования образов, психологии реципиента, особенностях носителей имиджей и ситуаций общения, технологических принципах формирования образов.
Для студентов вузов.
.
УДК 316.728(075.8)
ISBN 978-985-6776-91-8 © Максюта Г.В., 2008
© ЧУО «Институт современных знаний
имени А.М. Широкова», 2008
© Оформление. ЗАО «Современные
знания», 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 4
1. Теории и практики формирования образов. 6
2. Теоретический анализ понятия «имидж». 11
3. Технология имиджмента. 16
4. Свойства перцептивного образа как основа формирования имиджа. 21
5. Закономерности социальной перцепции как основа
формирования имиджа. 27
6. Сознание реципиента как психологический механизм восприятия и понимания человека человеком. 32
7. Дискур-анализ в изучении сознания реципиента как основа
формирования имиджа. 36
8. Нарративный подход в изучении сознания реципиента как основа формирования имиджа. 40
9. Сферы и ситуации презентирования. 44
10. Носители имиджей. 48
11. Исследования реципиентов. 51
12. Стратегии проектирования имиджа. 54
13. Формирование образов в самопрезентации. 57
14. Формирование габитарного имиджа. 60
15. Формирование имиджа невербальными средствами. 62
16. Формирование имиджа паралингвистическими средствами. 65
17. Формирование образов в информационных материалах. 67
Литература. 70
ВВЕДЕНИЕ
Имиджмент — это определенная сфера менеджмента связей с общественностью, направленная на формирование образов и мнений. Имиджмент — это дисциплина, раскрывающая основные положения управления процессом проектирования, формирования, воплощения в образцах и продвижения образов.
В дисциплине «Имиджмент» теоретические сведения представлены в лекционной части, который представляет собой краткое изложение научных основ формирования образов и практик управления процессом формирования образов. Освоение курса предполагает также изучение студентами литературы для расширения и углубления теоретических знаний.
Формирование образов и в теоретическом и в практическом плане осуществляется в междисциплинарном поле, и решение методологической проблемы путем выбора одной исследовательской парадигмы не может быть достигнуто. Именно поэтому различные аспекты формирования образов рассматривались в рамках различных подходов и концепций.
Тем не менее, концептуальной основой курса лекций является рассмотрение возможностей управления процессом формирования образов и мнений. Имиджмент, с точки зрения возможностей управления процессом формирования образов и мнений, имеет следующую структуру: исследования реципиента, изучение возможностей носителей имиджа и собственно имиджмент.
Исследования реципиента касаются в первую очередь описания сознания реципиента как важнейшего звена в процессе формирования образов. Социальные и культурные обстоятельства жизни реципиентов, психологические и социально-психологические особенности и состояния сознания реципиента относятся к неуправляемым процессам в имиджменте. Эти явления и процессы следует изучать и учитывать при формировании образов и мнений. Рассматривая психологические особенности реципиента, следует выделить две группы явлений. Первая группа — универсальные, независимые от социокультурных обстоятельств психологические закономерности и механизмы формирования образов и мнений. Вторая группа относится к ожиданиям, предпочтениям и интенциям реципиентов, т.е. обусловленных социокультурными обстоятельствами. Другая группа явлений и процессов, касающихся имиджмента, могут лишь частично управляться. Так, например, какие-то элементы внешности индуктора можно изменять, а какие-то нет, какие-то обстоятельства самопрезентации могут задаваться имиджмейкером, а какие-то — нет. Наконец, есть полностью управляемые процессы — это подготовка к самопрезентации и формирование информационных материалов.
Дисциплина «Имиджмент» осуществляется в интерактивном режиме и спланирована следующим образом. В начале каждой лекции кратко рассматриваются вопросы, раскрывающие контекст рассматриваемой темы. Проводится краткое обсуждение материала прошлой лекции и тем самым осуществляется оперативный контроль знаний студентов. В лекционной части доводится основной материал и источники, из которых может быть получена дополнительная информация, ставятся вопросы для того, чтобы изложение носило диалогический характер
Оперативный контроль знаний студентов по теоретической части дисциплины осуществляется на каждой лекции с помощью вопросов по материалу лекционного курса. Текущий контроль качества и степени усвоения знаний проводится в виде обсуждения результатов выполнения контрольно-самостоятельных работ.
Вопросы для самопроверки
1. Какие исторические тенденции способствовали возникновению PR как профессиональной деятельности по формированию образов?
2. Почему развитие массовой культуры способствовало возникновению PR как профессиональной деятельности по формированию образов?
3. Какие технические открытия обусловили возникновение PR как профессиональной деятельности по формированию образов?
4. Какие практики и научные сведения легли в основу PR как профессиональной деятельности по формированию образов?
5. Кто является основоположниками имиджелогии на русскоязычном пространстве?
6. Что такое имиджелогия?
7. Какое место занимает имиджирование в PR-деятельности?
Вопросы для самопроверки
1. Какое содержание раскрывает понятие «имидж»? или Какое содержание скрывается за понятием «имидж»?
2. Какие подходы уже предпринимались для анализа понятия «имидж»?
3. Какие стороны, аспекты, особенности выявляются в результате теоретического анализа понятия «имидж»?
4. В каких видах, модальностях существует имидж?
ТЕХНОЛОГИЯ ИМИДЖМЕНТА
Сначала рассмотрим технологию имиджирования, затем — роль имиджмейкера по имиджменту, управлению формированием образа. Субъектом технологии имиджмента является имиджмейкер. Именно он реализует проектирование и реализацию образа и/или мнения. Имиджмент — это деятельность по организации и координации усилий различных специалистов, приводящая к воплощения имиджа. Технология имиджмента охватывает и индуктора, и имиджмейкера, и среду осуществления контактов, и каналы информирования реципиента со всеми его особенностями.
Объектом технологии является реципиент, тот, кто воспринимает либо непосредственно носителя имиджа, либо информационные материалы о нем. Но гораздо чаще реципиент воспринимает информационные материалы не о человеке, а о вещах, организациях, услугах, профессиях, идеях, проектах, странах. Непосредственное восприятие носителя реципиентом формирует образ из имиджеобразующих признаков, который приобретает целостный, согласованный характер и возможность для реципиента отнести носителя к какой-либо группе. Именно ради реципиента, его положительного выбора и осуществляется деятельность по формированию образов. Вместе с тем в литературе широко представлена точка зрения, что объектом имиджмейкерских усилий является носитель имиджа. Опосредованное восприятие, т.е. восприятие информационных материалов, позволяет формировать мнение, а не образ.
Любой имидж носит собирательный характер и состоит из элементов, которые присутствуют в культурной среде. Затем эти элементы воплощаются либо на самом носителе, либо в информационных материалах, предъявляются, презентируются реципиентам, которые из этих элементов формируют образ носителя. Разумеется, если культурная среда носителя и реципиента совпадают, то опознание элементов и формирование на их основе целостного образа происходит адекватно замыслам носителя или имиджмейкера. Понимание и контакт осуществляются. В случае принадлежности носителя и реципиента к различным культурам или субкультурам следуют ошибки, неверная интерпретация, дефекты в контактах. Вот эти элементы и получили название имиджеобразующих качеств, признаков, атрибутов, характеристик.
Важным является ответ на вопрос, будет ли имидж реализован в ходе самопрезентации или посредством информационных материалов. При формировании имиджа человека в ситуациях непосредственного общения и первого впечатления внешность играет первостепенную роль, восприятие реципиента формирует имидж-образ и технологию следует направить на подготовку имидж-образа. Подготовка человека к самопрезентации и, в первую очередь, презентации, идущей в режиме первого впечатления, требует одних действий, продолжение контактов и формирование мнения требует других действий. При формировании имиджа посредством информационных материалов наиважнейшее значение начинают играть тексты, дискурс, система утверждений, которые конструируют имидж, технология должна быть направлена на создание имидж-мнения. Именно поэтому необходимо разделять понятия образа и мнения, первого впечатления и создания репутации. Метафорически выразив мысль, скажем, что «технология любви с первого взгляда» значительно отличается от «технологии завоевания любви».
Любой имидж собран из элементов, которые присутствуют в культурной среде. Прежде чем имидж будет реализован в самопрезентации или в информационных материалах, следует принять решение о стратегии, по которой будет формироваться образ.
Анализ литературы, отражающей проблемы формирования образов и, в первую очередь, образы людей, показывает, что существуют, по меньшей мере, два подхода к пониманию технологии формирования имиджа.
1. Имидж есть следование этикету, общим для всех правилам поведения. Важнейшим следованием является соблюдение моды в одежде. Оформлению внешности мужчин и женщин, в первую очередь в деловой сфере, уделяется основное внимание в литературе. То же касается и обучения этикету в деловой сфере. Такое обучение, безусловно, имеет отношение к имиджу как репутации человека, способного следовать нормам этикета, но ничего не дает для проявления его собственной индивидуальности. К тому же обучение этикету гораздо более легкая задача, нежели выработка образа, который сочетает в себе как индивидуальность индуктора, так и общие для всех участников общения стандарты. Не меньшее значение имеет и психологическое просвещение. Такое просвещение также очень полезно, так как существует множество ситуаций, в которых эмоциональное напряжение, стресс, тревога приводят к неадекватному поведению и, следовательно, к формированию универсального имиджа неудачника. Но и психологическое просвещение не является исчерпывающим для формирования образов.
Технологии оформления вещной внешности человека имеют тысячелетнюю историю, хорошо известны все технологии создания моды и ее продвижения, но история последнего столетия наглядно показала, что безукоризненность оформления внешности не имеет никакого значения для признания публики. Поэтому имеет значение и второй подход:
2. Имидж есть индивидуальность носителя, некое Я, которое воплощено в типичном, общепринятом или наоборот нонконформном, но неизбежно стилевом, то есть дающее возможность реципиенту «прочесть» это сообщение и отнести носителя к некоей группе.
Первым этапом в имиджменте являются описания носителя и предмета презентирования:
Шаг первый — описание носителя имиджа.
Шаг второй — описание предмета презентирования.
Шаг третий — описание продукта имиджирования.
Вторым этапом в имиджменте являются исследования реципиентов и целеполагание.
Шаг четвертый — организация исследования реципиентов, описание интенциональной сферы реципиентов.
Шаг пятый — целеполагание.
Третьим этапом в имиджменте является принятие решения о самопрезентации в непосредственном общении или в опосредованном (в информационных материалах).
Шаг шестой — сферы контактов, в которых будет осуществляться презентация.
Шаг седьмой — ситуации контактов, в которых будет осуществляться презентация.
Этап 4. Выбор стратегии формирования имиджа.
Шаг восьмой — выбор способа принятия решений.
Шаг девятый — принятия решения о стратегии имиджирования.
Этап 5. Реализация образца в непосредственном поведении или в информационном материале.
Шаг десятый — конструируется и описывается имидж из отдельных имиджеобразующих признаков, которые могут быть присущи носителю, с целью как можно более точного восприятия определенного впечатления.
Шаг одиннадцатый — реализуется, воплощается имидж либо во внешнем облике и поведении человека:
– разрабатывается программа тренинга самопрезентации;
– оформляется внешность носителя;
– обучается носитель (репетиция самопрезентации),
либо в информационных материалах:
– макетируется информационный материал.
Шаг двенадцатый — организуется апробация образцов презентации и информационных материалов.
Чтобы создать удачный имидж, необходимы адекватные имиджеобразующие качества, их эффективное сочетание на носителе и прогнозируемая реакция со стороны реципиента. Это собственно и есть «фишка» имиджирования, главный секрет имиджмейкера.
Вопросы для самопроверки
1. Кто является субъектом технологии имиджмента?
2. Кто является объектом технологии формирования образов?
3. Кто такой реципиент?
4. Что такое имиджеобразующие качества, признаки, атрибуты, характеристики?
5. Какие обстоятельства определяют технологию имиджмента?
6. Какие стратегии могут использоваться в проектировании имиджей?
7. Какие этапы, шаги, действия необходимо осуществлять в имиджменте? Как результаты предыдущего шага влияют на последующий?
Вопросы для самопроверки
1. Что такое перцептивный образ?
2. Какими свойствами обладает перцептивный образ?
3. Какие воззрения составляют основу гештальтпсихологии?
4. Что такое категоризация?
5. Что такое неосознаваемое и бессознательное в восприятии?
6. Что такое архетип?
7. Какие архетипы имеют наибольшее значение?
5. ЗАКОНОМЕРНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ
КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА
Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда (New Look) на восприятие. Со временем социальной перцепцией стали считать процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. В этом значении и закрепился термин в социально-психологической литературе. Многие исследователи обращаются к французскому выражению «connaissance d¢autrui», что обозначает «познание другого». К этому термину они обращаются потому, что при восприятии другого человека обращается внимание не только на физические характеристики объекта, но и на поведенческие, такие как его мысли, способности, установки, эмоции и т.д. В содержание этого понятия включаются представления о тех отношениях, которые связывают субъект и объект восприятия.
Имидж имеет особое значение на начальных этапах общения, при возникновении первого впечатления. Важно подчеркнуть, что первое впечатление и имидж-образ, возникающий в момент первого впечатления, при первичной презентации — ключевая характеристика общения. Имидж может формироваться как на начальных этапах при непосредственном контакте, лицом к лицу, так и при опосредованном общении, при восприятии различных информационных материалов. Чем ближе будет имидж к реальным характеристикам своего носителя, тем адекватнее стратегия взаимодействия, тем успешнее общение.
Дома, в гостях, на улице, в любом месте мы постоянно обращаем внимание на поведение другого человека и интерпретируем поведение другого человека. В первое мгновение выявляются признаки, затем на основании этих признаков выстраивается образ другого человека. Первое впечатление — момент первоначального восприятия человека, именно в этот момент складывается целостный, устойчивый, стереотипный образ, имидж. При первом впечатлении проявляется ориентировочный рефлекс по отношению к воспринимаемому:
Кто такой? Что характерно для него? Что можно ожидать от этого человека?
Первое впечатление — момент первоначального восприятия человека, длящийся буквально доли секунды, достаточный для возникновения целостного образа, имиджа. При формировании первого впечатления существует известное правило 90/90. Суть его в том, что 90% представления о ком-либо формируется в первые 90 секунд общения. Хотим мы того или нет, наш внешний вид несет основной поток информации о нас. При первом впечатлении имидж-образ отражает очевидные характеристики индуктора. Наиболее значимыми каналами получения информации в момент первого впечатления являются: невербальный (внешний вид, манера поведения, жестикуляция и мимика), на его долю приходится 55% информации; паравербальный (тон голоса, манера разговора) — 38%; вербальный (то, что мы говорим) — 7%.
Особую значимость первое впечатление приобретает в бизнесе, политике, образовании и любой другой публичной деятельности. Часто именно от первого впечатления зависит результат выбора и последующее развитие отношений.
Способность воспринимающих правильно относить других к тем или иным группам может сформироваться у них при встречах с самыми разнообразными категориями людей. Та же способность может проявляться лишь по отношению к определенной категории лиц, и быть связанной с тем, насколько похож или не похож своим внешним обликом и поведением оцениваемый человек на тех людей, с которыми познающему субъекту пришлось в прошлом вместе жить, учиться, работать, отдыхать.
Такое свойство образа как категориальность, обусловленное речью и влиянием мышления, определяет социальную типичность человека. Именно социальная типичность и является одной из основ возникновения имиджа. Принадлежность любого воспринимаемого человека к тому или иному типу в значительной мере зависит от социализации и личного опыта реципиента. Если определение таких типов как мужчина и женщина не вызывают никаких ошибок и недоразумений, то множество других социальных типов вовсе не очевидны, но неумолимость категоризации порождает такое явление как стереотипы. Гендерные, профессиональные, этнические стереотипы и есть отражение социальной типичности в восприятии и понимании человека человеком.
Однако при восприятии человека человеком возможны искажения, получившие название эффектов первого впечатления. Такими эффектами являются следующие:
– «эффект стереотипизации» — наложение на восприятие отдельного человека стереотипа, обобщенного образа некоторого класса, группы, категории людей. Новые впечатления об объекте восприятия категоризуются на основе сходства с прежними впечатлениями, возникает явление стереотипизации. Отнеся по индивидуальным признакам к классу, типу воспринимаемого человека, воспринимающий субъект строит свои взаимоотношения с данным человеком, подстраиваясь под сложившиеся и усвоенные им стереотипы. Со стереотипами теснейшим образом связаны установки, готовность действовать обобщенным образом в типовых ситуациях, относиться определенным образом к определенному классу, типу людей. Кроме того, принадлежность человека к определенному классу позволяет наделить его целым рядом признаков, характерных для данного типа людей, хотя сам этот человек может этими качествами и не обладать. Стереотипизация как стремление к внутренней непротиворечивости вытесняет все аспекты образа воспринимаемого человека, противоречащие сложившейся о нем концепции группы, к которой принадлежит данный человек;
– «эффект ореола» — влияние общего впечатления о другом человеке на восприятие и оценку частных свойств и проявлений его личности. Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестным качествам воспринимаемого. Общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. Оно проявляется наиболее явно, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия.
Впервые термин «социальный стереотип» был введен в научный оборот американским журналистом и социологом У. Липпманом в 1922 г. Стереотип (от греч. stereos — твердый и typos — отпечаток) — относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта человека, группы, события. В человеческом сообществе социальные стереотипы складываются в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта и представлений, принятых в обществе. Социальные стереотипы упрощают жизнь, делая сложные объекты и явления более понятными.
Восприятие и мгновенная классификация объектов только потому и возможна, что относительно воспринятых объектов срабатывают стереотипы, образ представлен сознанию целостно и как определенный типаж. Стереотип формируется на протяжении всего периода социализации и является исключительно устойчивым образом, мыслью и чувством. При этом стереотип плохо осознается, в большинстве случаев он адекватен, но может оказаться и ошибочным. Можно предположить, что более укорененной и менее осознаваемой структурой может являться только архетип. Как правило, стереотип актуализируется при необходимости делать выводы на базе ограниченной информации. Именно по этой причине значение стереотипа резко возрастает в момент первого впечатления и по мере формирования мнения утрачивает свое значение. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным последствиям. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека. В этом случае в восприятии другого человека не происходит «сдвига» в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативный, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью. Когда мы оцениваем людей, принадлежащих к определенным группам, мы склонны преувеличивать сходства внутри групп и различия между ними. Само деление на группы может вызвать эффект внутригрупповой гомогенности — чувство, что они «все на одно лицо» и отличаются от «нас» и «нашей группы». Психологическими механизмами, поддерживающими стереотипы, являются каузальная атрибуция, идентификация и рефлексия.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое социальная перцепция?
2. В каких случаях создание образов является значимым действием?
3. Что такое первое впечатление?
4. Социальная типичность и стереотипы.
5. Что такое эффекты первого впечатления?
6. Что такое стереотип?
6. СОЗНАНИЕ РЕЦИПИЕНТА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ
ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ
Если основной трудностью в изучении бессознательного является его невербальный характер, то феноменология сознания — знания об объекте и есть сам объект, порождает главную трудность в изучении сознания — картина мира и собственно мир неразделимы друг от друга. Сознание имеет несколько характерных признаков, выделяющих его как особую область психического.
Сознание есть способность выделять себя и отдавать себе отчет в том, что происходит во внешнем и внутреннем мире. Выделять себя и относиться к себе невозможно без идентификации и отражения собственной аутентичности.
Сознание позволяет человеку прогнозировать, предвосхищать ход событий, ставить цели, проектировать деятельность и предвидеть последствия своих действий. Все эти действия относительно внешнего мира возможны только в том случае, если сознанию представлена картина потребностей, мотивов и интересов, интенций, эмоций и чувств человека. Следует указать, что чаще всего нашему сознанию представлены не причины и следствия, а приписывание причин, получившее название каузальной атрибуции.
Сознание есть со-знание — знание, приобретаемое совместно с другими в процессе коммуникации, общения об объекте познания. Индивидуальное сознание формируется и может существовать только при наличии языка, сохранения общечеловеческого опыта и разнообразных дискурсов.
Одним из основных механизмов восприятия и понимания человека человеком является идентификация. Начало исследований феномена идентификации было положено в психоанализе. В работах «Психологический анализ человеческого Я» (1921) и «Я и Оно» (1923) Фрейд отмечает, что идентификация представляет собой «самое раннее проявление эмоциональной связи с другим лицом» и понимается как бессознательное отождествление, уподобление себя другой личности, вследствие чего появляется подражание в поведении, посредством которого ребенок усваивает образцы поведения Значимых Других, формирует «сверх-Я», принимает женскую или мужскую роль и пр.
В современном понимании идентификация рассматривается как процесс и результат уподобления, отождествления себя с другим человеком, группой, животным, предметом, идеей, образом или символом и пр. Установление сходства обеспечивает эмоциональную связь, включение норм, ценностей и образцов, присущих другому человеку, в свой внутренний мир и принятие их как собственных.
Межличностная идентификация обеспечивает процесс категоризации, выделения типа, образование обобщений и их классификацию. Важнейшую роль в межличностной идентификации играет процесс стереотипизации. У каждого человека под влиянием многих факторов, в первую очередь опыта взаимодействия с людьми, формируются специфические эталоны-стереотипы других людей. Формирование этих эталонов чаще всего не осознается человеком, но они серьезно влияют и управляют процессом формирования образа. Когда объект идентификации — человек, она выступает как процесс опознания того качества, на основании которого можно отнести личность к некоему классу или типу. Процесс идентификации чаще всего не осознаваем.
Дома, в гостях, на улице, в любом месте люди постоянно обращают внимание на поведение других людей и постоянно интерпретируют их поведение. При взаимодействии каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретаций его поведения, в частности его причин. В обычной жизни люди не знают настоящих причин поведения другого человека или знают их недостаточно точно, но возможность идентификации позволяет приписывать друг другу причины поведения или какие-то более общие характеристики. В результате возникает целая система способов такого приписывания. В социальной психологии концепция, исследующая процессы приписывания, получила название каузальная атрибуция. С помощью этого механизма происходят приписывание определенных мотивов и причин, объясняющих поступки воспринимаемого и другие особенности с разной степенью достоверности. Достоверность зависит от уникальности или типичности поступка и социальной «желательности» или «нежелательности». Типичное поведение — поведение, предписанное ролевыми образцами, и социально «желательное» поведение — поведение, соответствующее социальным и культурным нормам, легко поддается интерпретации. Уникальное поведение и социально «нежелательное» поведение — поведение, не соответствующее социальным и культурным нормам, допускает много различных интерпретаций.
Категориальность, так же как и другие свойства перцептивного образа, является основой формирования имиджа. Именно идентификация воспринимаемого человека, его принадлежность к определенной категории, типу дает возможность по элементам, имиджеобразующим качествам реципиенту выстраивать целостный имидж. Если человек неизбежно классифицирует любой объект, который попадает в его поле зрения, то есть смысл рассмотреть, какие классы, типы, категории объектов, в частности такого, как другой человек, существуют в сознании реципиента. Зная эти типы, мы получаем возможность проектировать, используя имиджеобразующие качества, имиджи. Индуктор, порождающий имидж, и реципиент, воспринимающий имидж, действуют в рамках одних и тех же закономерностей восприятия и интерпретации. Выделить себя, описать и осуществлять диалог с самим собой возможно только соотнося себя с персонифицированными образцами, которые с раннего детства и на протяжении всей жизни мы находим в ближайшем окружении. Идентификации себя с любимыми героями экрана или литературы выступают в качестве чуть ли не основного способа соотнесения в подростковом и юношеском возрасте. В зрелом возрасте соотнесение и уподобление уже осуществляется с некими ментальными образцами, категориями и типами.
Вопросы для самопроверки
1. Какова структура сознания?
2. Что такое межличностная идентификация?
3. Каково значение идентификации для формирования образов?
4. Что такое каузальная атрибуция?
5. Каково значение категоризации для формирования имиджей?
Вопросы для самопроверки
1. Каково значение дискурса для формирования социальных схем и образцов, смыслов и способов интерпретаций реципиента?
2. Что означает понятие дискурс-анализа?
3. Опишите основные положения дискурс-анализа.
4. Каково соотношение реальностей существования человека?
5. Что дискурс-анализ может дать для понимания сознания реципиента?
Вопросы для самопроверки
1. Какие пространственно-временные границы может иметь гештальт как завершенность образа?
2. Каково предназначение мифа?
3. Как устроен архаичный миф?
4. Опишите элементы мифологического сознания современного человека.
5. В чем значение массовой культуры как организатора содержания индивидуального сознания?
6. Что такое сюжет?
Вопросы для самопроверки
1. Каким может быть общение?
2. В чем специфика презентации и самопрезентации в сфере межличностного общения?
3. В чем специфика презентации и самопрезентации в деловой сфере?
4. В чем специфика презентации и самопрезентации в образовательной сфере?
5. В чем специфика презентации и самопрезентации в шоу-бизнесе?
6. В чем специфика презентации и самопрезентации в политическом процессе и власти?
НОСИТЕЛИ ИМИДЖЕЙ
Во все времена человека волновало, как он выглядит в глазах других людей, что о нем думают, как к нему относятся. Всегда существовала и существует стихийная передача сведений о человеке другому человеку в момент восприятия. Носителем индивидуального имиджа-образа в межличностных отношениях является любой человек. Особое значение имидж приобретает для политических деятелей, руководителей, преподавателей, исполнителей в шоу и любых других людей публичных профессий. Цель та же — произвести впечатление, создать мнение, вызвать отношение согласия и взаимодействия у своей аудитории. Сведения о человеке или вещи, об организациях или идеях могут быть представлены зрителям, слушателям, словом реципиентам либо непосредственно, либо в информационных материалах. Имиджмент как управление впечатлением при непосредственном восприятии может осуществляться в виде обучения и репетиции самопрезентации или посредством проектирования информационных материалов.
Основными способами формирования имиджа является или самопрезентация, осуществляемая в непосредственном контакте, или создание информационных материалов, которые используются в тех случаях, когда непосредственный контакт индуктора и реципиента невозможен. Технология подготовки носителя к непосредственной самопрезентации в основном сводится к оформлению внешности по тем или иным правилам и поведенческому тренингу, который может иметь различные программы. Если речь идет о самопрезентации, то необходима диагностика возможностей презентируемого человека.
В непосредственном контакте возникает первое впечатление и имидж-образ, который при продолжении контакта преобразуется во мнение. Мнение относительно человека всегда есть эмоционально окрашенное отношение.
Если носителем имиджа является человек, то у него есть совершенно очевидные, воспринимаемые практически мгновенно характеристики внешности: пол, возраст, конституциональный тип или соматотип, расовые признаки, т.е. то, что возможно воспринимать непосредственно. Данные характеристики, безусловно, принадлежат объекту имиджирования и не являются результатом приписывания этих характеристик реципиентом или, вернее, являются приписыванием без вариантов. Все эти характеристики, на основании которых безошибочно определяются и соотносятся с определенными категориями типы людей: мужчин и женщин, молодых и пожилых, полных и худощавых и т.д. Этот набор имиджеобразующих качеств практически не поддается преобразованиям.
Человек обладает некоторыми личностными и социальными особенностями, у него есть биография и планы на будущее, человек живет в окружении других людей и занят определенной деятельностью. Преобразования этих особенностей можно считать частично управляемыми процессами в имиджменте.
Если носителем имиджа является вещь, неодушевленный объект, то самопрезентация невозможна. У неодушевленных предметов есть характеристики внешнего оформления, которые также относятся к определенным классам вещей, но остальные характеристики, вероятно, могут быть сведены к функциональным возможностям. В этом случае презентация осуществляется посредством информационных материалов, во-первых, потому, что, как правило, внешние характеристики неодушевленных объектов мало о чем говорят реципиенту. Во-вторых, функциональные возможности, в отличие от человеческого поведения, не поддаются ни прогнозированию, ни вероятностному проявлению и требуют разъяснений. В-третьих, количество реципиентов, у которых должно быть сформировано мнение, так велико, что непосредственной презентацией можно охватить лишь незначительную часть реципиентов.
Если носителем имиджа являетсявещь, организация, учреждение, услуга, профессия, идея, проект, страна, то в этом случае практически невозможен имидж-образ. В данном случае об имидже говорят не как об образе. Он заменяется символами, знаками, бренд-имиджами и у реципиента в этом случае формируется, как правило, рациональное мнение, а не эмоциональное. Неодушевленные носители имиджа практически всегда (исключение составляют только выставки) презентируются посредством информационных материалов.
Вопросы для самопроверки
1. Кто или что может быть носителем имиджа?
2. В чем заключаются особенности людей как носителей имиджей?
3. В чем заключаются особенности неодушевленных объектов как носителей имиджа?
ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЦИПИЕНТОВ
Имиджмент мо