Значение специальной выносливости и методы ее развития

Специальная выносливость с педагогической точки зрения представляет собой многокомпонентное понятие, ибо уровень ее развития взаимосвязан с рядом факторов. К числу основных в педагогическом плане относятся: 1) общая выносливость; 2) скоростные возможности; 3) продуктивность технического мастерства; 4) подготовленность опорно - двигательного аппарата и др. Эти показатели имеют значение во многих видах спорта, но степень проявления каждого из них и их соотношение в каждом конкретном случае различны в зависимости от специфики спортивной деятельности. Силовая выносливость характеризует подготовленность опорно-двигательного аппарата, т.е. один из признаков, обусловливающих уровень развития специальной выносливости [В.В. 3 вездин, В.В. Коноплев и др., 1972].

В беге, плавании и других видах спорта циклического характера специальная выносливость (или скоростная выносливость) проявляется в поддержании необходимой скорости на дистанции. В последние годы многие специалисты в видах спорта циклического характера выделяют так называемую спринтерскую выносливость, которая характерна для упражнений продолжительностью до минуты (легкоатлетический бег 100 - 400 м, бег на коньках 500 м, плавание 50 и 100 м и т.п.). Скоростная выносливость применительно к видам спорта циклического характера и упражнениям, продолжающимся в среднем от 20 сек. до 5-7 мин., где это качество проявляется наиболее остро. Скоростная выносливость зависит от следующих взаимосвязанных педагогических, биологических и психических факторов:

Технической подготовленности, умения выполнять соревновательное упражнение не только наиболее эффективно, но и наиболее экономно, с наименьшей затратой сил, с высоким «коэффициентом полезного действия».

«Запаса скорости».

Умения путем максимальной концентрации волевых усилий противостоять наступающему утомлению, «отодвигать» его.

Функциональных возможностей организма: анаэробной производительности и экономичности энергетических процессов в мышцах. Все эти факторы в спортивной практике развиваются и проявляются в комплексе, однако для более четкого представления особенностей каждого из них целесообразно рассмотреть их раздельно.

Установлено, что ни один спортсмен не в состоянии поддерживать максимальную скорость в упражнениях, продолжающихся более 10-20 сек. Практически это означает, что для достижения определенного результата в упражнениях, вьшолняемых в зоне субмаксимальной мощности, необходимо уметь развивать на коротких отрезках скорость несколько боле более высокую, чем средняя скорость соревновательной дистанции, т.е. создавать определенный «запас скорости». В беге, например, существует определенная закономерная связь между результатом на 100 м и средней скоростью на всех остальных дистанциях бега.

Эффективность тренировочного процесса определяется не только высоким уровнем развития того или иного качества, но и, что весьма существенно, оптимальным соотношением этих уровней. От умения достичь оптимальной взаимосвязи в развитии силы, скорости, выносливости и других качеств зависят темпы роста спортивного результата.

Специальная выносливость - это качество, которое взаимосвязано, в частности, с развитием скоростных возможностей спортсмена. Мнение специалистов о необходимости использования главным образом тренировочных упражнений, которые по скорости преодоления дистанции превосходят соревновательную, базируется на данных о механизмах энергообеспечения в том или ином виде спорта или группе дистанций. Если рассматривать специальную выносливость односторонне, лишь в плане энергообеспечения, в частности в плане изменения величин максимального потребления кислорода и максимального кислородного долга. Однако это слишком узкий подход. Все большее число научных фактов подтверждает, что уровень развития специальной выносливости спортсмена зависит от многих факторов, в том числе от деятельности центральной нервной системы, эндокринной системы, подготовленности опорно-двигательного аппарата. Установка на целевое воздействие при разносторонности средств и методов в большей степени согласуется с пониманием специальной выносливости как синтезирующего качества. Поэтому в методике воспитания этого качества должно предусматриваться совершенствование, как главных компонентов, так и косвенно влияющих на эффективность проявления специальной выносливости в условиях соревнований. Понятно, что перенесение акцента с узконаправленных упражнений на использование более широкого диапазона средств и методов подготовки требует вдумчивого отношения к их выбору и углубленных комплексных научных исследований [В.В. Звездин, В.В. Коноплев и др., 1972].

Наши рекомендации