Тема: «Значение русских народных игр в воспитании детей дошкольного возраста»

Народные игры в детском саду — не развлечение, а особый метод во­влечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Разучивая и используя в играх, хороводах фольк­лорные тексты и песни, он наполняет их конкрет­ным содержанием применительно к игровым ситуа­циям. Познаёт ценности и символы культуры своего народа. Игра учит ребёнка тому, что он может сде­лать и в чём он слаб. Играя, он укрепляет свои мус­кулы, улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, ис­пытывает различные решения своих проблем, учит­ся общаться с другими людьми.

Игра — уникальный феномен общечеловеческой культу­ры. Ребёнок получает че­рез игру разнообразную ин­формацию о мире и о себе от взрослых и сверстников. Русская народная культура чрезвычайно бога­та играми: самовыражения скоморохов, гусляров, петушиные бои, кукольный Петрушка, медвежья травля, лошадиные бега, хороводы, кулачные бои, состязания на кнутах, подвижные забавы и есть универсальная форма поведения человека. Поэто­му народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликуль­турного, физического, эстетического воспитания детей. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчи­вое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотичес­ких чувств

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраива­лись катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по дерев­ням с песнями и плясками.

Весёлые подвижные народные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные.

В русских народных играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры- забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов» Шутки и юмор характерны для этих игр. Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребёнка. В чём же преимущество использования русских народных подвижных игр?

Народные игры помогают усваивать знания, полученные на занятиях: например, чтобы закрепить представление о цветах, оттенках с детьми можно играть в игру «Краски». Детям игра очень нравится. В ней присутствует своеобразие игровых действий: и диалогическая речь, диалог «монаха» и «продавца», прыжки на одной ноге и стихотворный текст.

В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Считалок и зазывалок дети знают множество. И, заучивая их наизусть, не только прививается любовь к русскому творчеству, но и развивается детскую память.

Внимание - необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой и познавательной. Между тем, внимание у дошкольников, как правило, развито слабо. И справиться с этой проблемой помогают народные игры, так как в играх присутствует стихотворный текст, который направляет внимание детей, напоминает правила.

Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

Важным является то, что в подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.

У русских народных игр есть свои признаки: это орнаменталика, считалки, заклички, припевки, небылицы-перевертыши. Познакомимся с каждым из этих признаком поближе.

Игровая орнаменталика — обязательный признак народных игр. К ним можно отнести: язык игры (понятийность, речевой словарь); музыку, рит­мику, если она входит в контекст игры; игровые жесты; фольклорные говорилки, жеребьёвки, драз­нилки, речевые подковырки, заклички, приговорки, считалки.

Считалка— это рифмованный стишок, состо­ящий по большей части из придуманных слов и со­звучий с подчёркнуто строгим соблюдением ритма. Посредством считалок играющие делят роли и ус­танавливают очерёдность для начала игры. Главны­ми особенностями считалок является то, что в осно­ве их лежит счёт, и то, что по большей части они со­стоят из бессмысленных слов и созвучий. Это связано с древнейшим правилом запрета на счёт (боязнь потерять урожай, удачу в охоте). Восточные славяне, народа Кавказа, Сибири знают запрет счё­та. Это было большим неудобством, и люди приду­мали так

называемый «отрицательный счёт: «ни раз, ни два», «ни три». Древний пересчёт с ис­кажёнными обозначениями чисел весьма естест­венно перешёл в считалку. Пересчёт в игре — ими­тация приготовлений взрослых к серьёзным жиз­ненным делам. Со временем, кроме чисел, в неё были внесены новые, художественные элементы. Считалка стала игрой и забавой. Творцом сюжета считалок является не один ребёнок, а вся детская среда, которая создаёт особую субкультуру детст­ва, даже если исполняет произведение в опреде­лённый момент один конкретный ребёнок. В глав­ном ребёнок может повторять традиционный, усто­явшийся, излюбленный сюжет, но может и внести туда изменения, отражающие интересы своего воз­раста и среды.

Использование считалок позволяет устано­вить очерёдность в игре, снять напряжение, по­скольку «забавные слова», смысл которых неясен, а порой и смешон, увлекает детей, они сами начи­нают придумывать смешные выражения, а иногда и тексты. В отличие от культуры взрослых, где носи­телями канонических текстов, как правило, являют­ся письменные источники или народные сказатели, детские фольклорные тексты (к которым, бесспор­но, можно отнести и считалки) передаются от одной группы детей к другой. При этом носителем является не отдельно взятый ребё­нок, а вся группа детей, как целостный социальный орга­низм. Именно в группе сверстников ребёнок удовлетворяет свои потребности в общении, соци­альной апробации своего «Я», информации, юморе. Фольклорные тексты передаются от одного поколе­ния детей к другому, но при этом каждый ребёнок способен наделить фольклорное произведение но­вым смыслом и содержанием. Вариативность, ди­намизм свойственны фактически всем компонен­там детской субкультуры, в том числе и считалкам. Попросите детей рассказать, какие считалки они знают, помогите закончить их, подскажите но­вые, постепенно создайте возможность для «пере­хвата» инициативы самими детьми. Старайтесь не упустить возможность постоянно пополнять иг­ровой багаж детей новой считалкой.

Заклички— ещё один орнаментальный ком­понент народной игры, они относятся к группе фольклора, которая утратила своё значение в ми­ре взрослых и перешла к детям. Это обращения к явлениям неживой природы (к солнцу, дождю, радуге), которые в языческой Руси использова­лись для определённых земледельческих обрядов. Позднее эти обрядовые действия стали исполнять­ся в детских народных играх, выполняя уже не ре­лигиозную, а ритуальную функцию. Чаще всего де­ти исполняют заклички хором, нередко они стано­вятся игровыми припевками («дождик, дождик пуще, дам тебе я гущи…», «радуга-дуга, наклони свои рога…»). Именно заклички могут «украсить» любую народную игру, сделать её драматичнее, театральнее. Хор детских голосов, дружно выкри­кивающий закличку, создаёт в группе хорошее на­строение, побуждает к активному действию, за­ставляет детей подчиняться определённому игро­вому ритму.

Игровыми припевками начинают игру, зада­ют условие игры, связывают части игрового дейст­вия, нередко игровые песенки сочиняют сами дети. В качестве примера можно привести игру «Золотые ворота».

Проходите, господа, открываем ворота,

Перва мать пройдёт,

Всех детей проведёт.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается.

А на третий раз не пропустим вас.

Дети, которые стояли с поднятыми руками «золотые ворота», на этих словах опускают руки вниз и не пропускают цепочку детей.

Небылицы-перевертыши— это особый вид песен-стишков, вызывающих смех нарочитым сме­шением всех реальных связей и отношений. Это от­кровенные игры-несуразицы. Они нравятся детям любого возраста, но уже шестилетний ребёнок спо­собен не только «оценить» весь комизм ситуаций, но и проникнуться ритмом, поэзией устного слова и нередко придумать смешной ответ. Такие несообразности толь­ко оттеняют реальные свя­зи. Юмор ста­новится педа­гогикой.

Следует также отнести к орнаменталь­ным компонен­там игры игро­вые аксессуа­ры (костюмы, бутафорию, атрибуты). По­этому уголок «для ряженья» необходимо иметь в группе детского сада, это не только обога­тит игровую деятельность детей, но и позволит пол­ноценно организовать театральную деятельность детей.

В народных играх дети активно используют игровой словарь, жестикуляцию, мимику, необхо­димую по условиям игр (закрыть глаза, отвернуть­ся, произвести счёт). Хореография, подтанцовки, специальные игровые песенки, ритмика, амулеты органично входят в ту или иную народную игру, придавая ей эмоциональность, воздействуя на предчувствия, предугадывания, воображение, фантазию, что порождает ощущения удовольствия и счастья от игры. Все структурные элементы игры подвижны, они изменяются вместе с развитием иг­ровой деятельности детей и они же изменяют сами игры.

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.

Используемая литература

М.Ф.Литвинова. Русские народные подвижные игры. М.: Айрис-пресс, 2003.

О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2010г.

Досуг

«Путешествия в Страну русских народных игр»

Тема: «Значение русских народных игр в воспитании детей дошкольного возраста» - student2.ru

Ø Цель:

Ø обучение детей русским народным подвижным играм иформирование положительной мотивации для развития динамической активности детей.

Ø Задачи:

Ø * Вызвать у детей интерес к русским народным играм, желание играть в них.

Ø * Упражнять в выполнении основных видов движений через игровые задания.

Ø * Доставить детям радость.

Ø * Воспитывать умение действовать в коллективе, выполнять правила в играх.

Ø Предварительная работа:

Ø разучивание считалок

Ø Реквизит:

Ø Перчаточная кукла Петрушка

Ø Костюм Бабы-Яги

Ø Метла для Бабы-Яги

Ø Берлога Медведя (ящик, корзина, бревно)

Ø Палочки для выбора водящего

Ø Ход досуга

Ø Беседа о русских народных играх

Ø -Давайте сегодня вспомним русские народные игры.

Ø - Кто мне скажет, можно ли прожить без игры? (Можно, но ничего хорошего из этого не выйдет)

Ø - Именно поэтому люди играют в разные игры с тех пор, как существует человечество.

Ø - А какие русские народные игры вы знаете?

Ø - Почему их называют русскими народными играми?

Ø Русские народные игры для детей всегда были популярны среди маленьких, заводных непосед. Забавы интересны не только детям, но и некоторым взрослым. В игры играли с древних времен и сегодня играют и с мамами, и с бабушками, и с друзьями, и на массовых праздниках, веселых мероприятиях, народных гуляниях.

Ø Ведущий: Ребята, приглашаю вас отправиться в страну русских народных игр!

Ø И кто нам в этом поможет, мы сейчас узнаем. Слушайте загадку:

Ø Он игрушка – забияка,

Ø Клоун, озорник, кривляка!

Ø Позабавит, рассмешит,

Ø Посмеетесь от души

Ø Он с бубенчиком в руке

Ø В сине-красном колпаке

Ø Он – веселая игрушка,

Ø А зовут его…(Петрушка)

Ø Ведущий достает из мешка куклу-перчатку «Петрушку».

Ø Петрушка: «Здравствуйте, ребята! А вот и я, вы узнали все меня друзья! Да, ребята, я Петрушка, озорная и веселая игрушка! Вы хотите со мной поиграть?

Ø А чтобы узнать, в какую игру мы сейчас будем играть, отгадайте загадку:

Ø Кто там спит зимой в берлоге,

Ø И не ходит по дороге.

Ø Он малину ест и мед.

Ø В теплой шубке круглый год…(Медведь)

Ø Игра « У медведя во бору»

Ø Играющие выбирают медведя, с помощью считалки. Определяют место его берлоги и своего домика. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:

Ø У медведя во бору

Ø Грибы, ягоды беру!

Ø А медведь не спит,

Ø Все на нас глядит.

Ø Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идет по поляне. Он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.

Ø Правила

Ø 1. Медведь выходит из берлоги только после того, как дети споют песенку.

Ø 2. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а повторить песенку, раззадорить его.

Ø Указания к проведению

Ø Берлогу медведя лучше разместить на другом конце площадки. Медведь из берлоги должен выбираться (перелезать через бревно, вылезать из ящика, корзины).

Ø Петрушка: « Какие все молодцы! Дети, а ещё я люблю играть в «Дударя». А вы умеете в нее играть?»

Ø Игра «Дударь»

Ø С помощью считалки, дети выбирают Дударя. Он становится в круг. Вокруг него идёт хоровод и поёт песню:

Ø Дударь, Дударь, Дударище

Ø Старый, старый старичище.

Ø Его под колоду, его под сырую, его под гнилую.

Ø – Дударь, Дударь, что болит?

Ø Дударь показывает и называет, что у него болит (рука, голова, спина, коленка и т.д.), все кладут руки на это место и снова начинают ходить по кругу с песней. Дударь, Дударь, Дударище старый, старый старичище. и т.д.

Ø Когда надоест играть, Дударь говорит: «Выздоровел!»

Ø Петрушка: «Ох, как весело с вами играть! Слушайте ещё одну загадку:

Ø В глухом лесу в своей избушке

Ø Совсем одна живет старушка.

Ø Метлой она не пол метет

Ø Метла – старушкин самолет...(Баба-Яга)

Ø Петрушка ушел искать Бабу-Ягу. После этого влетает на метле она. Начинает играть с детьми.

Ø Игра «Бабка – Ежка»

Ø В середину круга встает водящий — Бабка-Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Ø Бабка Ежка Костяная Ножка С печки упала, Ногу сломала, А потом и говорит: - У меня нога болит.

Ø Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот и замирает.

Ø Петрушка предлагает сыграть ещё в одну русскую народную игру.

Ø Игра «Дядюшка Трифон»

Ø Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий, которого выбрали при помощи палочек, а играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

Ø «А у дядюшки Трифона

Ø Было семеро детей,

Ø Семеро сыновей

Ø Они не пили, не ели,

Ø Друг на друга смотрели.

Ø Разом делали, как я!»

Ø При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится новым ведущим, а старый ведущий превращается в обычного игрока.

Ø Петрушка благодарит ребят и прощается с ними.

ФОТОМАТЕРИАЛЫ

Тема: «Значение русских народных игр в воспитании детей дошкольного возраста» - student2.ru

Тема: «Значение русских народных игр в воспитании детей дошкольного возраста» - student2.ru

Тема: «Значение русских народных игр в воспитании детей дошкольного возраста» - student2.ru

Тема: «Значение русских народных игр в воспитании детей дошкольного возраста» - student2.ru

Наши рекомендации