Раздел 3. Методические аспекты обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Основы методики физического воспитания детей дошкольного возраста
Теоретические основы физического воспитания. Сущность физического воспитания. Значение физического воспитания. Становление и развитие системы физического воспитания в отечественной педагогике и практике дошкольных учреждений (П.Ф. Лесгафт, В.В. Гориневский, Е.А. Аркин, Л.И. Чулицкая, Н.М. Щелованов, Е.Г. Гориневская, М.Ю. Кистяковская и др.).
Методологические основы физического воспитания: философское учение о человеке, закономерностях его развития; естественнонаучные основы (представление об организме человека как целом, представление об организме человека как системе, взаимосвязь организма с окружающей средой); теория управления движениями; понимание физического воспитания как системы; понимание физического развития ребенка как процесса саморазвития на основе усвоения общечеловеческой и национальной санитарно-гигиенической и двигательной культуры общества; признание ведущей роли воспитания в формировании здорового образа жизни и развитии физически совершенной личности.
Педагогическая система физического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях и в семье. Цель физического воспитания – воспитание физического и психического здоровья ребенка. Задачи физического воспитания: оздоровительные, образовательные и воспитательные.
Содержание физического воспитания: приобщение к здоровому образу жизни на основе овладения ребенком санитарно-гигиенической, двигательной культурой общества и закаливания. Нормы и правила гигиены, культурно-гигиенического поведения и культуры жизненно важных движений. Современные образовательные программы о физическом воспитании детей дошкольного возраста.
Средства физического воспитания. Гигиенические факторы: режим, его значение, научные основы организации; питание, научные основы его организации; гигиена обстановки, одежды, обуви; культурно-гигиенические навыки и привычки. Естественные силы природы: воздух, вода, солнце. Физические упражнения: массаж, подвижные игры, гимнастика (основная, гигиеническая, вспомогательная, спортивная), спортивные упражнения, туризм (пешеходные прогулки, экскурсии).
Методы физического воспитания. Наглядные, словесные, практические методы физического воспитания. Методы стимулирования и мотивации двигательной деятельности детей. Методы организации двигательной деятельности детей. Методы регулирования и контроля двигательной деятельности детей.
Формы организации и контроля по физическому воспитанию в детском саду: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физкультурные минутки, физкультурные паузы, дни здоровья, пешеходные прогулки и экскурсии, самостоятельная двигательная деятельность в течение дня. Место самостоятельной двигательной деятельности ребенка в режиме дня.
Условия физического воспитания: благоприятный психологический микроклимат, создание развивающей среды, положительный пример взрослых, участие родителей в физическом воспитании детей, наличия программы, своевременная диагностика уровня физического развития детей, индивидуальный подход к детям, учет возрастных возможностей.
Методы диагностики уровня физического развития детей. Межиндивидуальные различия детей, пути индивидуального подхода к детям в процессе физического воспитания.
Оздоровление дошкольников в дошкольном образовательном учреждении: цели, задачи, содержание, современные здоровьесберегающие технологии дошкольного образования. Проблемы валеологического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи.
Основы методики умственного воспитания детей дошкольного возраста
Теоретические основы умственного воспитания. Сущность умственного воспитания. Значение умственного воспитания. Развитие теории и методики умственного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, Д. Дьюи, М. Монтессори, О. Декроли, К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева, А.М. Леушина, П.Г. Саморукова и др.). Современные теории умственного воспитания и развития ребенка (Ж. Пиаже, И. Инельдер, Д. Брунер, П.Я. Гальперин, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер и др.).
Методологические основы умственного воспитания: философская теория познания; признание внутренних когнитивных репрезентативных структур объектов, обладающих всеми признаками системы, в качестве субстрата, носителя умственного развития как саморазвития на основе усвоения культуры человеческого общества; признание деятельности как условия, опосредующего развитие личности ребенка.
Педагогическая система умственного воспитания детей дошкольного возраста в семье и дошкольных учреждениях. Цель умственного воспитания – содействие развитию умственных способностей ребенка с учетом его индивидуальности, подготовка к самостоятельной творческой деятельности. Задачи умственного воспитания: воспитание познавательных потребностей, мотивов, интересов; формирование первоначальных систем знаний об окружающем мире; формирование познавательной деятельности, первоначальных основ культуры умственного труда, развитие речи.
Содержание умственного воспитания.
Сенсорное воспитание как основа умственного воспитания и развития различных видов деятельности ребенка. Значение сенсорной культуры для развития ребенка дошкольного возраста. Альтернативные системы сенсорного воспитания (Ф. Фребель, О. Декроли). Отечественная теория сенсорного воспитания дошкольников (А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков и др.) психологические основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Цель, задачи, содержание, средства и методы сенсорного воспитания, формы его организации и условия в дошкольных учреждениях и в семье.
Сущность и особенности системы умственного воспитания в отечественной дошкольной педагогике (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер, С.Л. Новоселова, Д.Б. Эльконин, Л.А. Парамонова, В.И. Логинова др.). Роль знаний в умственном развитии ребенка, овладении им различными видами деятельности. Содержание знаний о природе, обществе, человеке, рукотворном мире и методы их формирования в детском саду и семье. Формирование способов умственной деятельности и умственных способностей, их роль в умственном развитии детей. Содержание работы и методы формирования способов познавательной деятельности и умственных способностей у дошкольников в детском саду и семье.
Средства умственного воспитания дошкольника. Основные виды деятельности как средства умственного воспитания ребенка: игра, учебно-познавательная, трудовая, конструирование, изобразительная. Детская литература. Дидактические материалы.
Методы умственного воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Понятие метода умственного воспитания, метода обучения.
Понятие метода умственного воспитания. Проблема классификации методов умственного воспитания. Наглядные, словесные, практические методы умственного воспитания дошкольников. Методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности. Методы организации познавательной деятельности. Методы регулирования, контроля и оценки познавательной деятельности. Особенности использования разных методов умственного воспитания и обучения в педагогическом процессе детского сада. Требования к отбору методов, их обусловленность возрастными возможностями и особенностями развития детей дошкольного возраста. Возможности сочетания разных методов при решении задач обучения и воспитания ребенка.
Формы организации педагогической работы по умственному воспитанию детей и обучению детей: занятия, прогулки и экскурсии; дидактические и компьютерные игры; дни творчества. Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, инновационные, дифференцированные, вариативные формы работы с детьми.
Организация умственного воспитания и самообучения в свободной и организованной образовательной деятельности детей (режимные моменты, свободное экспериментирование, игры, рассматривание книг, участие ребенка в создании и преобразовании развивающей среды, свободная художественно-эстетическая деятельность, образовательные ситуации и т.д.).
Характеристика других организационных форм работы по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста (экскурсии, прогулки, подгрупповая работа, экспериментирование, развивающие и дидактические игры и т.д.). Методика их организации. Современные (инновационные) подходы к организации разных форм обучения дошкольников.
Методы диагностики уровня умственного развития детей. Межиндивидуальные различия умственного развития детей. Пути индивидуально-дифференцированной работы с детьми в процессе умственного воспитания.
Инновационные педагогические системы и технологии умственного воспитания и обучения дошкольника (технология экологического воспитания ребенка (С.Н. Николаева), региональная программа и технология ее реализации «Пермский край – мой Пермский край» (А.М. Федотова), система ТРИЗ, концепция и технология формирования исследовательского поведения ребенка (А.И. Савенков), технология формирования у ребенка целостной картины мира (И.З. Куликовская, Р.М. Чумичева), технология личностно-ориентированного обучения Л.М. Клариной, технология целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности и др.
Основы методики социально-личностного воспитания детей дошкольного возраста
Теоретические основы социального развития и воспитания. Сущность социального развития и воспитания. Значение воспитания в социальном развитии личности. Современные концепции нравственного воспитания и социального развития личности в педагогике (Ж. Пиаже, Э. Эриксон, Л. Кольберг, Л.И. Божович, А.В. Петровский, Э.П. Эфроимсон и др.).
Методологические основы социального развития и нравственного воспитания личности: философское учение о морали, ее функциях, происхождении; понимание процесса социального развития личности как процесса присвоения социально-нравственных ценностей общечеловеческой и национальной культуры общества, пути присвоение этого опыта; социально-психологические механизмы присвоения ребенком социальных (в том числе нравственных) ценностей; роль социальной среды в воспитании ребенка, признание ведущей роли воспитания в социально-нравственном развитии личности ребенка. Основные подходы к разработке методики нравственного воспитания детей до школы (нормативно-этический, на основе развития нравственной мотивации, на основе развития эмоциональной сферы, на основе развития самосознания). Своеобразие процесса нравственного воспитания дошкольников. (Божович Л.И., Неверович Я.З., Князева Л.П., Кошелева А.Д., Стрелкова Л.А., Якобсон, Золотарева Е. и др.). Концепции приобщения дошкольника к социальной действительности, социального развития и воспитания ребенка (С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко).
Основные направления социального развития и воспитания ребенка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении: нравственное, патриотическое, правовое, половое воспитание, воспитание в духе толерантного и уважительного отношения к другим народам и культурам.
Педагогическая система нравственного воспитания детей дошкольного возраста в семье и дошкольном учреждении. Цель нравственного воспитания дошкольников – содействие становлению основ нравственного сознания, чувств, мотивов и поведения, нравственных свойств личности. Задачи нравственного воспитания: воспитание нравственных потребностей, мотивов; воспитание нравственных чувств, эмоциональной отзывчивости; формирование нравственных представлений и элементарных понятий как эталонов поведения; формирование опыта нравственного поведения на основе выбора поступка; формирование нравственных оценок и самооценок. Развитие социальной ориентации как предпосылки решения вышеуказанных задач. Возрастные возможности и особенности нравственного развития детей раннего и дошкольного возраста.
Задачи и содержание нравственного воспитания детей дошкольного возраста; воспитание гуманности, коллективизма, культуры поведения и общения, дисциплинированности, ответственности, трудолюбия.
Задачи и содержание патриотического воспитания ребенка-дошкольника в ДОУ. Задачи и содержание процесса воспитания детей в духе мира и уважительного отношения к другим народам. Задачи и содержание правового воспитания дошкольника. Задачи и содержание полового воспитания детей дошкольного возраста. Задачи и содержание приобщения дошкольников к истории и культуре Отечества, половое воспитание детей дошкольного возраста. Современные комплексные и парциальные образовательные для ДОУ о социальном развитии и нравственном воспитании дошкольника («Истоки», «Радуга», «Детство», «Развитие», «Детский сад – дом радости», «Дружные ребята», «Программа социального развития дошкольника» и др.).
Средства социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста: общение с людьми, роль социальной группы в нравственном развитии дошкольника; общение с природой; произведения искусства и литературы; разнообразные виды деятельности – игровая, трудовая, учебно-познавательная и др., ознакомление с разными сторонами социальной действительности, использование средств народной педагогики.
Методика воспитания гуманных качеств, честности, правдивости. Роль чувств в воспитании у детей гуманного отношения к окружающим. Развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, заботливости, внимательности. Формирование умения согласовывать «хочу» и «надо». Роль разных видов детской деятельности в воспитании нравственно-волевых качеств. Капризы и упрямство детей, их причины, сходство и отличия, педагогические условия предупреждения.
Воспитание дисциплинированности. Своеобразие дисциплинированности дошкольника. Правила поведения для детей разного возраста, их роль в нравственном воспитании. Особенности освоения дошкольниками правил поведения, условия приучения к их выполнению (развитие способности к внутреннему торможению, влияние авторитета взрослого на дисциплинированное поведение ребенка). Место наказания в воспитании у детей дисциплинированности.
Формирование начал коллективизма. Детские объединения и их значение в воспитании детей дошкольного возраста. Структура и мотивы детских объединений. Особенности развития детских объединений. Воспитание у детей организационных способностей и развитие у детей коллективистической направленности, стремления к взаимодействию со сверстниками умений. Совместная деятельность детей как средство формирования взаимоотношений, осознания себя членом детского общества. Понятие «положение ребенка в группе сверстников», значение в ощущении ребенком эмоционального комфорта в группе, в налаживании отношений со сверстниками. Условия формирования у детей опыта коллективных взаимоотношений. Формирование дружеских отношений детей. (Буре Р.С., Маркова Т.А., и др.)
Виды взаимопомощи детей. Роль педагога в создании взаимоотношений, основанных на взаимопомощи. Конфликты между детьми, их причины. Формирование опыта самостоятельного разрешения конфликтов (Л.А. Пеньевская).
Методика воспитания основ правосознания у детей дошкольного возраста. Конвенция о правах ребенка, особенности и направления ее реализации в ДОУ. Нормативная база правового воспитания детей и взрослых в РФ. Координация усилий ДОУ и семьи в реализации защиты и достоинства маленького ребенка: профилактическая работа по соблюдению прав ребенка в ДОУ; правовое образование воспитывающих взрослых и детей дошкольного возраста.
Методика воспитания у детей любви к Родине, симпатии и уважения к людям разных национальностей. Своеобразие проявления этих чувств у дошкольников. Задачи патриотического воспитания в детском саду. Исследования и передовой опыт воспитания у детей любви к Родине, родному народу, уважительного отношения к людям разных национальностей и рас (Е.И. Радина, А.П. Усова, Ф.С. Левин-Щирина, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, Э.К. Суслова, М.И. Богомолова и др.). Современные проблемы патриотического воспитания детей. Необходимость единства и разумного соотношения национального и интернационального в воспитании детей. Воспитание дружелюбия, интереса к сверстникам разных рас и национальностей. Роль этнонациональной культуры в воспитании ребенка и пути приобщения к ней дошкольника.
Воспитание культуры поведения, общения и деятельности у детей дошкольного возраста. Связь внешней культуры с внутренней, с нравственными чувствами и сознанием. Навыки культурного поведения для разных возрастных групп, пути их формирования. Знакомство детей с элементарными правилами этикета.
Методика полового воспитания детей. Особенности психо-сексуального развития. Роль семьи и детского сада в половом воспитании дошкольника. Современные исследования в данной области. Пути и средства воспитания маскулинных и фемининных качеств у мальчиков и девочек.
Методы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Понятие метода социально-нравственного воспитания. Методы развития способности к социальной ориентации (способности видеть, понимать другого человека, предвидеть развитие ситуации, ее последствия). Методы воспитания нравственных чувств, эмоциональной отзывчивости. Методы воспитания нравственных мотивов и потребностей. Методы воспитания опыта нравственного поведения. Методы формирования представлений и элементарных нравственных понятий. Методы формирования нравственных оценок и самооценок.
Формы организации работы по нравственному воспитанию дошкольников в детском саду: занятия на этические темы, прогулки и экскурсии, игры детей, коллективный общественно полезный труд, народные праздники.
Условия социального развития и воспитания в ДОУ: гуманизация отношений взрослых и детей в педагогическом процессе ДОУ; реализация модели личностно-ориентированного воспитания ребенка; коллективный образ жизни и сотрудничество в разнообразных видах деятельности; содержательная жизнь в детском саду и семьи; положительный пример окружающих людей; наличие программы воспитания; своевременная диагностика социального развития ребенка; учет возрастных и индивидуальных особенностей социального развития дошкольника; сотрудничество ДОУ и семьи в воспитании ребенка; создание развивающей среды и др.
Методы диагностики уровня нравственного развития ребенка дошкольника. Межиндивидуальные различия в усвоении нравственных норм и правил детьми.
Пути индивидуализации и дифференциации педагогической работы с детьми в процессе нравственного воспитания.
Основы методики художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Содержание понятий эстетическое развитие, художественное воспитание, эстетическая культура. Воспитание как средство формирования у дошкольника опыта художественно-эстетической деятельности и эстетического развития ребенка. Роль обучения в развитии художественно-эстетической деятельности.
Теоретические основы эстетического воспитания. Сущность эстетического воспитания. Значение эстетического воспитания. Развитие теории и методики эстетического воспитания в зарубежной и отечественной педагогике (Д. Рескин, Э. Кук, Д. Селли, Э. Айснер, Д. Макфи, Д. Рид, А. Типпель, С. Френе, Э. Френе, К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Р. Н. Чумичева, М.В. Грибанова и др.).
Методологические основы эстетического развития и воспитания: понимание как деятельного эстетического отношения к миру как отражения реального мира, как духовно-ценностного отношения к окружающему. Искусство как особая форма отражения и познания действительности. Роль деятельности в эстетическом развитии личности. Эстетическое отношение как система. Понимание эстетического развития личности как процесса саморазвития на основе овладения культурой человечества. Психологические концепции эстетического развития личности (Л.С. Выготский и др.). Признание ведущей роли воспитания в эстетическом развитии личности дошкольника.
Своеобразие эстетического восприятия и переживаний детей дошкольного возраста. Закономерности эстетического развития ребенка. Основные принципы эстетического воспитания: единство эстетического и этического, ведущая роль воспитания в эстетическом развитии детей, комплексное использование разных видов деятельности ребенка, обеспечение эстетики быта и жизни детей, активность детей в творческой деятельности, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Педагогическая система эстетического воспитания детей дошкольного возраста в семье и дошкольных учреждениях. Цель эстетического воспитания – содействие развитию эстетической культуры личности. Задачи эстетического воспитания: развитие эстетического восприятия, эстетических чувств, понятий (категорий), оценок и вкуса; воспитание интереса к искусству; воспитание потребности и умения вносить прекрасное в жизнь; формирование способностей к разнообразным видам художественно – творческой деятельности.
Содержание эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Развитие психических процессов, сенсорной культуры. Освоение эстетических категорий. Овладение знаниями о различных видах искусства. Овладение различными видами художественно-творческой деятельности. Современные образовательные программы для ДОУ об эстетическом воспитании дошкольников.
Средства эстетического воспитания. Эстетика быта. Природа в эстетическом воспитании ребенка. Произведения искусства. Требования к отбору произведений искусства разных жанров и видов для детей дошкольного возраста. Обучение различным видам художественной деятельности. Самостоятельная художественно-творческая деятельность детей.
Методы эстетического воспитания. Понятие метода эстетического воспитания. Методы воспитания эстетической восприимчивости, эстетической отзывчивости, эстетических потребностей и интересов. Методы формирования эстетического сознания: понятий, оценок, вкуса. Методы приобщения к эстетической и художественной деятельности. Методы формирования художественно-творческих способностей. Комплексный подход к отбору средств и методов эстетического воспитания ребенка.
Проблема детского творчества. Развитие у дошкольников творческих способностей. Своеобразие детского творчества. Дискуссионные проблемы развития детского творчества в отечественной педагогике. Методы развития творческих способностей детей.
Виды детской художественной деятельности, формы ее организации.
Формы организации педагогической работы по эстетическому воспитанию в детском саду: экскурсии, прогулки, занятия, встречи с художниками, писателями, композиторами и другими деятелями в области искусства, игры, выставки, кружки, праздники, развлечения, дни творчества.
Условия эстетического воспитания: насыщенность жизни детей эстетическими впечатлениями и искусством, эстетическая культура окружающих людей, комплексное использование средств эстетического воспитания, создание развивающей среды, активная эстетическая и художественная деятельность детей, наличие вариативных программ воспитания и обучения, учет возрастных, индивидуальных возможностей и особенностей детей, своевременность диагностики эстетического развития.
Пути индивидуально-дифференцированной работы с детьми в процессе эстетического воспитания.