Особенности и задачи развития моторики детей старшего дошкольного возраста
На шестом году имеется некоторое замедление роста (5-6см), при незначительном увеличении веса (примерно 3 кг); здесь сказывается активное развитие опорно-двигательного аппарата, заметный прирост мускулатуры.
Для ребенка шести лет характерны следующие средние антропометрические показатели:
Рост | Вес | Окружность гр. клетки | |||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | Девочки |
117,32 | 116,31 | 21,78 | 21,55 | 58,76 | 57,08 |
Суточная потребность в движении за время пребывания в ДОУ 12-14 тыс. шагов или 3300-4900 метров.
В скелете ребенка появляется ряд изменений:
•продолжается его окостенение, в особенности конечностей;
•начинается сращение костей таза,
•более отчетливыми становятся изгибы позвоночника (в шейном и грудном отделе), намечается выраженно-очерченный свод стопы.
Таким образом, устойчивость, прочность скелета увеличивается, хотя он все-таки податлив и может легко деформироваться.
В строении мышц также есть иные качественные сдвиги: значительно увеличивается количество миофибрилл, что свидетельствует об определенной функциональной зрелости, больше становится толщина мышечных волокон.
(Следующий этап усиленного роста мышечных волокон в толщину в 12 лет, затем – после полового созревания; дифференцировка мышечной ткани – до 20 лет).
К шестому году уже хорошо развиты крупные мышцы туловища, предплечья, бедра.
Мелкие мышцы развиваются медленно, это сказывается на точности движений, они еще трудны детям.
Улучшение инервации мышечных волокон и развитие центральной нервной системы проявляются в координации движений различных мышечных групп.
Таким образом разные движения детей становятся значительно согласованнее и сложнее.
Существенно улучшается работа дыхательного аппарата ребенка.
•Окружность грудной клетки становится больше.
•Ребра по отношению к позвоночнику приобретают более наклонное положение, что увеличивает подвижность грудной клетки.
Таким образом, вдох и выдох становятся глубже, возрастает потребность в повышенном газообмене.
Усиленно развивается сама легочная ткань: легочные дольки увеличиваются, принимают отчетливую форму (похожую на гроздья винограда). Это обеспечивает увеличение легочной поверхности.
При высоком двигательном режиме в дошкольных учреждениях ЖЕЛ возрастает до 1600 – 1400 см³ (данные Т.М. Осокиной, М.П. Голощекиной и др.) (Юрко Г.П. 1777 см³)
Сердечно сосудистая система шестилетнего ребенка также становится совершеннее: заметно утолщается мышца сердца, развиваются его сосуды и нервы, регулирующие ритм сердечных сокращений, пульс становится ровнее и реже - 93-95 ударов в минуту; Р: артериальное давление – 94/64 мм ртутного столба.
Таким образом дети становятся более сильными, могут справляться с увеличенной нагрузкой, выполнять специальные дыхательные упражнения. Так, в п. Фролова показано, что дыханию доступен общий объем беговой нагрузки на физкультурных занятиях в начале года 900м, в конце – 1600 м.
Движения детей уже более осознанные и четкие, так как совершенствуется работа всех анализаторных систем. Появляется более тонкая дифференциация различных ощущений и их комплексное восприятие, отраженное в слове.
Двигательный анализатор достигает наибольшей зрелости.
В связи с этим ребенок хорошо дифференцирует мышечные ощущения, способен их осознать. Это позволяет широко использовать в работе с дошкольниками этого возраста подводящие упражнения.
В стадии активного созревания находятся зрительные и слуховые анализаторы, в связи с этим перегрузка этих анализаторов может привести к появлению отклонений. Следовательно, важно соблюдать гигиенические рекомендации по охране зрения и слуха.
Дети осваивают сложные основные движения, спортивные игры. Мозг ребенка способен воспроизводить информацию как мозг взрослого. Мышление детей уже не только конкретное, но и с опорой на словесное обобщение. Детям становятся доступным понимание отдельных свойств и качеств движений, они могут различать в движении не только основные черты, а также некоторые детали.
Внимание шестилетних детей может быть вполне устойчивым, собранным. Достаточно хорошо развита двигательная память.
Развитие ориентировочно-исследовательской деятельности, мышления ребенка позволяет воспитателю дать более точное объяснение во время показа, учить детей анализировать движение. В результате от ориентировки по ходу действия, которая ярко выражена в младшем возрасте, ребенок шестого года жизни постепенно переходит к предварительному продумыванию движения, появляется дифференцированное двигательное представление, на основе которого он затем действует самостоятельно.
Обучая детей движениям, воспитатель продолжает опираться на их высокие подражательные способности.
Но перестраивается и характер подражания: от мало осознанного, непосредственного копирования движений (репродуктивного подражания), ребенок начинает подниматься до сознательного, целенаправленного усвоения образца (продуктивного подражания).
В связи с дифференцированном восприятием движений появляется и более конкретная объективная оценка и самооценка движений. Возрастает интерес к качеству движений, он может быть устойчивым.
Новые двигательные навыки легко формируются (бывает меньше ошибок, меньше требуется повторений), при закреплении могут быть весьма прочными, поэтому так важно добиваться правильного способа выполнения движений.
В целом возможности детей в овладении двигательной деятельностью возрастают существенным образом: они могут выполнять в основном технически правильно наиболее существенные элементы основных движений, катания на коньках, ходьбы на лыжах, плавания.
Игры намного разнообразнее. Все больше начинают привлекать детей те из них, в которых нужно проявить ловкость, сообразительность. В играх проявляются элементы соревнования. Но самостоятельно организовать и проводить подвижные игры (особенно, с правилами), большей частью дети еще не умеют. Поэтому игры кратковременны; в этом направлении требуется систематическая воспитательная работа.
Задачи развития моторики детей шестого года жизни.
1. Закреплять навыки основных движений, спортивных видов физических упражнений; четко выполнять основные элементы техники.
2. Двигаться в соответствии с заданном темпом (средним, средне-быстрым и медленным); примерно выдерживать ритм движения – в сопровождении музыки, подсчета, пояснений.
3. В общеразвивающих упражнениях:
-Выполнять примерно дыхательные упражнения (уметь делать фиксированный выдох в обычных упражнениях; упражняться в грудном, брюшном и смешанном типе дыхания – из разных исходных положений).
-Выполнять движения в различных вариантах, использовать их в самостоятельных играх.
-Воспитывать навыки самоорганизации и стремления самостоятельно играть в подвижные игры.
-Активно выполнять упражнения, развивающие двигательные качества и способности – ловкость, координацию, функцию равновесия.
-Уметь выполнить известное упражнение, рассказать о порядке, способе выполнения наиболее существенных элементов и некоторых деталях техники; учиться оценивать движения товарищей.
-Выполнять простые известные упражнения самостоятельно по указанию воспитателя.
-Выполнять активно, с большим напряжением, четкостью в деталях, развивать творчество и самостоятельность (придумай фигуру, варианты движения).
-Направленно развивать ведущие физические качества, особенно выносливость, быстроту, силу.
4.Учить детей анализировать (контролировать, оценивать) свои движения и действия товарищей.
5.Формировать первоначальное представление и умение в спортивных играх.
6.Воспитывать желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные упражнения со сверстниками и малышами.
7.Побуждать к проявлению творчества в двигательной деятельности.
8.Развивать быстроту и общую выносливость.
24.Физкультурные досуги и праздники в дошкольном учреждении как форма организации двигательной деятельности детей.
Физкультурный досуг
Задачей физкультурного досуга является создание бодрого настроения, стимулирование активности каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, предоставление возможности испытать удовольствие от двигательной деятельности, испытать радость от командных действий.
Физкультурный досуг не требует специальной подготовки. Он проводится педагогом в обычной обстановке, с небольшим количеством атрибутов. Поддержанию радостного настроения, созданию положительных эмоций способствует использование эмблем, опознавательных ленточек, табло и т.п.
Досуг проводят как с одной группой, так и с группами детей, близких по возрасту.
По содержанию физкультурный досуг может быть различным, строиться на знакомых играх и игровых упражнениях, на элементах спортивных игр, на упражнениях в основных движениях (бег, прыжки, метания). Досуг может строиться на играх-эстафетах типа «Веселые старты». Он может быть организован как большая тематическая игра («Спасатели», «Разведчики» и т.п.). Интересно проходит музыкально-физкультурный досуг, когда дети выполняют упражнения под музыку (с обручем, мячам, лентами, без предметов и т.п.). Такой досуг воспитывает у детей выразительность движений, творчество. Нередко педагоги используют на досуге форму «двигательного ералаша», когда детям предоставляется возможность самим выбрать упражнения, которыми они будут заниматься в физкультурном зале: вращать обруч, забрасывать мяч в корзину, прыгать на фитболе и т.п.
Физкультурный праздник.
Праздники физической культуры - это массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательное характера, способствующие пропаганде физической культуры. Их более частные задачи: демонстрация достижений дошкольников, подведение итогов за определенный период работы. Праздники обычно проводятся 1 раз в сезон (осенью, зимой, весной), посвящаются выдающимся событиям в спортивной жизни города и страны, знаменательным датам.
К празднику готовится весь коллектив дошкольного учреждения: составляется сценарий, подготавливаются красочные атрибуты, специальная одежда для детей и т. д.
Содержание праздника составляют подвижные игры и упражнения знакомые детям и обновленные путем введения неожиданных условий, необычных пособий, способов организации. В программу физкультурного праздника включаются также занимательные викторины и загадки.
При разработке сценария праздника следует учитывать его основную идею, девиз. Содержание физкультурного праздника во многом зависит от сезона, условий, в которых он проходит. Так, на празднике в зимнее время, возможно использование физических упражнений и игр, характерных для зимних условий — катание на санках с ледяных горок, игры и соревнования на лыжах, коньках, элементы игры в хоккей, игры-эстафеты на снегу и т.д. Широкий простор для подбора разнообразных упражнений и игр открывается при проведении праздника в летнее время. В этих условиях возможно включение в содержание праздника массовых выступлений детей, требующих большого свободного пространства, игр-эстафет с бегом, прыжками с места и разбега, метанием в цель и на дальность, упражнениями в равновесии в разных условиях, а также заданий, выполняемых на велосипедах и самокатах, элементов спортивных игр (баскетбол, бадминтон, футбол), веселых аттракционов.
Праздники приобретают большее оздоровительное и воспитательное значение при условии насыщения их мероприятиями, в которых могут принимать активное участие все зрители (простейшие подвижные игры, конкурсы на лучшее выполнение упражнений типа физкультурной минуты и т. п.).
Открытие праздника начинается с выхода участников на физкультурную площадку, после чего следует построение, поднятие флага, а затем парад участников. После торжественной части проводятся показательные выступления, состоящие из общеразвивающих упражнений, которые выполняются детьми в разных построениях, с различными предметами. С показательными номерами могут выступить и приглашенные на праздник гости.
Большое оживление вносят игры с элементами соревнования, эстафеты, разные виды спортивных упражнений и спортивных игр.
Поддержанию интереса, созданию праздничного настроения способствует включение в содержание праздника «сюрпризного» момента. В заключении подводятся итоги. Проводится награждение детей, общий хоровод, танцы, парад участников.