Особенности и задачи развития моторики детей младшего дошкольного возраста.
Особенности и задачи развития моторики детей 4 года жизни
На четвертом году жизни физическое и психическое развитие идет интенсивно и довольно равномерно, рост увеличивается на 5-7 см, вес – на 2-4 кг.
Для ребенка 4 лет характерны следующие средние антропометрические показатели:
РОСТ (см) | ВЕС (кг) | ОКР. ГРУДНОЙ КЛЕТКИ | |||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки |
102,4 103,24 | 100,56 102,56 | 17,4 16,98 | 16,02 16,62 | 53,40 54,52 | 52,07 53,36 |
Артериальное давление по сравнению с третьим годом – без особых изменений, примерно 96/58; пульс несколько реже – около 100 ударов в минуту; ЖЕЛ – 760 мл.
В скелете появляется значительно больше участков, где хрящевая ткань заменяется костной, ребенок становится несколько устойчивее.
Но несформированность стопы, слабость небольшой сухожильной части мышц вызывают затруднения во время лазания, влияют на походку – она еще тяжелая, пригибная.
Ходят и бегают дети неритмично, но более уверенно, энергично с лучшим сохранением равновесия. Они самостоятельно спрыгивают с невысоких предметов, перепрыгивают через рейки, «ручейки» и др.
Улучшение координации движений, функции равновесия связано с тем, что наряду с развитием всех отделов головного мозга, заметные сдвиги происходят в мозжечке: по своему строению он начинает приближаться к строению мозжечка взрослого человека.
Поэтому все движения ребенка, несмотря на импульсивность, замедленную реакцию, становятся более согласованными и целенаправленными.
Появляются достаточно отчетливые представления о направлении движения.
Хотя внимание детей еще сосредоточено на процессе его выполнения, они в состоянии действовать организованно, одновременно всей группой, справляясь с элементарными пространственными ориентировками.
Повышается роль слова, дети могут в некоторых случаях выполнять задания только по указанию воспитателя.
Двигательная активность в этом возрасте, стремление к самостоятельности увеличиваются, т.к. дети сами могут справляться с простыми заданиями. Это доставляет им большую радость. Двигательный опыт расширяется в основном в направлении дальнейшего овладения уже знакомыми движениями, т.к. условно-рефлекторные связи, так же как и в раннем детстве, еще непрочны, поэтому необходимо возвращаться к одним и тем же упражнениям, не торопиться с введением нового материала.
Знакомство с окружающей жизнью, природными явлениями, детской литературой обогащает представления детей, развивает память, воображение.
Это, в свою очередь, сказывается на развитии сюжетно-ролевых игр, имитационных упражнений: они очень захватывают детей, оказывают самое большое воздействие на их волевые проявления, на овладение движениями. В сюжетно-ролевых играх дети учатся играть совместно, действовать в коллективе.
Несмотря на определенные сдвиги в развитии моторики детей 4 года жизни, восприятие и выполнение движений еще целостное, не дифференцированное, преимущественно подражательное.
Ориентировка осуществляется по ходу действия, поэтому словесная инструкция усваивается лучше всего, если она дается в процессе движения.
Произвольность всех психических процессов развивается медленно, поэтому детям трудно сохранять устойчивое внимание. Волевое напряжение может быть небольшим и кратковременным, оно должно подкрепляться видимым результатом, радующим детей. При однообразных действиях, ожидании, сдерживании движений быстро наступает утомление.
Задачи развития моторики детей четвертого года жизни:
Приучать детей включаться в упражнение одновременно со всеми, по сигналу воспитателя.
Двигаться активно, не напряженно, не отставать от детей, заканчивать упражнение, задание в игре вместе со всеми.
Правильно выполнять упражнение в обобщенном виде, в целом.
Повторять хорошо известное движение сначала с воспитателем, а затем самостоятельно.
Продолжать работу над овладением основными движениями, в особенности ходьбой:
а) уверенно ходить по ограниченной площади, с переменой направления, в заданном темпе (среднем), быстро переключать внимание на сигнал, с переходом к бегу, согласуя свои движения с движениями детей, взявшись за руки по кругу и др. Свободно, естественно, не опускать голову, не шаркать ногами.
б) упражнять в пролезании, лазании, добиваясь уверенности движений, чередующегося шага;
в)Учить сильно отталкивать и бросать мяч в заданном направлении.
Г) Приучать самостоятельно, не боясь, спрыгивать с предметов и перепрыгивать через предметы, одновременно отталкиваясь двумя ногами (15-12 см, 5 см – выс.)
Приучать детей активно включаться в новые игры, играть дружно, соблюдать основные правила.
Приучать выполнять ОРУ из разных и.п. (стоя, сидя, лежа на спине), соблюдать основное направление движения отдельных частей тела, подражая показу воспитателя и при помощи наглядных ориентиров.
Продолжать работу по овладению основными движениями (новое):
Ходить самостоятельно по ограниченной площади опоры, добиваясь устранения боковых колебаний, уверенности в движениях, учить согласовывать свои движения с движениями других детей, соблюдать заданное направление.
Новое – учить детей самостоятельно спрыгивать и перепрыгивать через небольшие предметы.
Учить детей ловить и бросать предметы – мячи, мешочки, метанию вдаль, лазанию одноименным способом.
Развивать мелкие мышцы рук в упражнениях с мячами и другими предметами.
Приучать выполнять некоторые упражнения самостоятельно, по заданию.
Учить детей реагировать на сигнал и действовать в соответствии с ним.
Учить согласовывать свои действия с движениями других детей (начинать и заканчивать упражнения одновременно, все вместе), соблюдать предложенный темп.
Самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения.
Уверенно, в соответствии с указаниями воспитателя, выполнять физические упражнения.
Принимать активное участие в подвижных играх.
Направленно развивать скоростно-силовые качества.
Упорядоченный вариант задач развития моторики детей 4 года жизни:
1.Учить детей реагировать на сигнал и действовать в соответствии с ним.
2.Учить согласовывать свои действия с движениями других детей (начинать и заканчивать упражнение, задание в игре одновременно, вместе со всеми, по сигналу воспитателя), соблюдать предложенный темп.
3.Самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения.
4.Уверенно, в соответствии с указаниями воспитателя, выполнять физические упражнения.
5.Принимать активное участие в подвижных играх.
6.Направленно развивать скоростно-силовые качества.
7.Приучать детей двигаться активно, не напряженно, не отставать от других.
8.Правильно выполнять упражнение в обобщенном виде, в целом.
9.Повторять хорошо известное движение сначала с воспитателем, а затем самостоятельно.
10.Приучать детей активно включаться в новые игры, играть дружно, соблюдать основные правила.
11.Приучать делать ОРУ из разных и.п. (стоя, сидя, лежа на спине), соблюдать основное направление движения отдельных частей тела, подражая показу воспитателя и при помощи наглядных ориентиров.
12.Продолжать работу над овладением основными движениями, в особенности ходьбой:
•уверенно ходить по ограниченной площади опоры (добиваясь устранения боковых колебаний, уверенности в движениях); с переменой направления; в заданном темпе (среднем); быстро переключать внимание на сигнал; с переходом к бегу; согласуя свои движения с движениями детей; взявшись за руки по кругу;
•соблюдать заданное направление; ходить свободно, естественно, не опускать голову, не шаркать ногами;
•упражнять в пролезании, лазании, добиваясь уверенности движений, чередующегося шага.
13.Учить сильно отталкивать и бросать мяч в заданном направлении.
14.Приучать самостоятельно, не боясь, спрыгивать с предметов и перепрыгивать через предметы, одновременно отталкиваясь двумя ногами (15-12 см, 5 см – выс.)
15.Учить детей ловить и бросать предметы – мячи, мешочки; метанию вдаль, лазанию одноименным способом.
16.Развивать мелкие мышцы рук в упражнениях с мячами и другими предметами.
17.Приучать выполнять некоторые упражнения самостоятельно, по заданию.