Особенности и задачи развития моторики детей младшего дошкольного возраста.

Особенности и задачи развития моторики детей 4 года жизни

На четвертом году жизни физическое и психическое развитие идет интенсивно и довольно равномерно, рост увеличивается на 5-7 см, вес – на 2-4 кг.

Для ребенка 4 лет характерны следующие средние антропометрические показатели:

РОСТ (см) ВЕС (кг) ОКР. ГРУДНОЙ КЛЕТКИ
мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки
102,4 103,24 100,56 102,56 17,4 16,98 16,02 16,62 53,40 54,52 52,07 53,36

Артериальное давление по сравнению с третьим годом – без особых изменений, примерно 96/58; пульс несколько реже – около 100 ударов в минуту; ЖЕЛ – 760 мл.

В скелете появляется значительно больше участков, где хрящевая ткань заменяется костной, ребенок становится несколько устойчивее.

Но несформированность стопы, слабость небольшой сухожильной части мышц вызывают затруднения во время лазания, влияют на походку – она еще тяжелая, пригибная.

Ходят и бегают дети неритмично, но более уверенно, энергично с лучшим сохранением равновесия. Они самостоятельно спрыгивают с невысоких предметов, перепрыгивают через рейки, «ручейки» и др.

Улучшение координации движений, функции равновесия связано с тем, что наряду с развитием всех отделов головного мозга, заметные сдвиги происходят в мозжечке: по своему строению он начинает приближаться к строению мозжечка взрослого человека.

Поэтому все движения ребенка, несмотря на импульсивность, замедленную реакцию, становятся более согласованными и целенаправленными.

Появляются достаточно отчетливые представления о направлении движения.

Хотя внимание детей еще сосредоточено на процессе его выполнения, они в состоянии действовать организованно, одновременно всей группой, справляясь с элементарными пространственными ориентировками.

Повышается роль слова, дети могут в некоторых случаях выполнять задания только по указанию воспитателя.

Двигательная активность в этом возрасте, стремление к самостоятельности увеличиваются, т.к. дети сами могут справляться с простыми заданиями. Это доставляет им большую радость. Двигательный опыт расширяется в основном в направлении дальнейшего овладения уже знакомыми движениями, т.к. условно-рефлекторные связи, так же как и в раннем детстве, еще непрочны, поэтому необходимо возвращаться к одним и тем же упражнениям, не торопиться с введением нового материала.

Знакомство с окружающей жизнью, природными явлениями, детской литературой обогащает представления детей, развивает память, воображение.

Это, в свою очередь, сказывается на развитии сюжетно-ролевых игр, имитационных упражнений: они очень захватывают детей, оказывают самое большое воздействие на их волевые проявления, на овладение движениями. В сюжетно-ролевых играх дети учатся играть совместно, действовать в коллективе.

Несмотря на определенные сдвиги в развитии моторики детей 4 года жизни, восприятие и выполнение движений еще целостное, не дифференцированное, преимущественно подражательное.

Ориентировка осуществляется по ходу действия, поэтому словесная инструкция усваивается лучше всего, если она дается в процессе движения.

Произвольность всех психических процессов развивается медленно, поэтому детям трудно сохранять устойчивое внимание. Волевое напряжение может быть небольшим и кратковременным, оно должно подкрепляться видимым результатом, радующим детей. При однообразных действиях, ожидании, сдерживании движений быстро наступает утомление.

Задачи развития моторики детей четвертого года жизни:

Приучать детей включаться в упражнение одновременно со всеми, по сигналу воспитателя.

Двигаться активно, не напряженно, не отставать от детей, заканчивать упражнение, задание в игре вместе со всеми.

Правильно выполнять упражнение в обобщенном виде, в целом.

Повторять хорошо известное движение сначала с воспитателем, а затем самостоятельно.

Продолжать работу над овладением основными движениями, в особенности ходьбой:

а) уверенно ходить по ограниченной площади, с переменой направления, в заданном темпе (среднем), быстро переключать внимание на сигнал, с переходом к бегу, согласуя свои движения с движениями детей, взявшись за руки по кругу и др. Свободно, естественно, не опускать голову, не шаркать ногами.

б) упражнять в пролезании, лазании, добиваясь уверенности движений, чередующегося шага;

в)Учить сильно отталкивать и бросать мяч в заданном направлении.

Г) Приучать самостоятельно, не боясь, спрыгивать с предметов и перепрыгивать через предметы, одновременно отталкиваясь двумя ногами (15-12 см, 5 см – выс.)

Приучать детей активно включаться в новые игры, играть дружно, соблюдать основные правила.

Приучать выполнять ОРУ из разных и.п. (стоя, сидя, лежа на спине), соблюдать основное направление движения отдельных частей тела, подражая показу воспитателя и при помощи наглядных ориентиров.

Продолжать работу по овладению основными движениями (новое):

Ходить самостоятельно по ограниченной площади опоры, добиваясь устранения боковых колебаний, уверенности в движениях, учить согласовывать свои движения с движениями других детей, соблюдать заданное направление.

Новое – учить детей самостоятельно спрыгивать и перепрыгивать через небольшие предметы.

Учить детей ловить и бросать предметы – мячи, мешочки, метанию вдаль, лазанию одноименным способом.

Развивать мелкие мышцы рук в упражнениях с мячами и другими предметами.

Приучать выполнять некоторые упражнения самостоятельно, по заданию.

Учить детей реагировать на сигнал и действовать в соответствии с ним.

Учить согласовывать свои действия с движениями других детей (начинать и заканчивать упражнения одновременно, все вместе), соблюдать предложенный темп.

Самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения.

Уверенно, в соответствии с указаниями воспитателя, выполнять физические упражнения.

Принимать активное участие в подвижных играх.

Направленно развивать скоростно-силовые качества.

Упорядоченный вариант задач развития моторики детей 4 года жизни:

1.Учить детей реагировать на сигнал и действовать в соответствии с ним.

2.Учить согласовывать свои действия с движениями других детей (начинать и заканчивать упражнение, задание в игре одновременно, вместе со всеми, по сигналу воспитателя), соблюдать предложенный темп.

3.Самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения.

4.Уверенно, в соответствии с указаниями воспитателя, выполнять физические упражнения.

5.Принимать активное участие в подвижных играх.

6.Направленно развивать скоростно-силовые качества.

7.Приучать детей двигаться активно, не напряженно, не отставать от других.

8.Правильно выполнять упражнение в обобщенном виде, в целом.

9.Повторять хорошо известное движение сначала с воспитателем, а затем самостоятельно.

10.Приучать детей активно включаться в новые игры, играть дружно, соблюдать основные правила.

11.Приучать делать ОРУ из разных и.п. (стоя, сидя, лежа на спине), соблюдать основное направление движения отдельных частей тела, подражая показу воспитателя и при помощи наглядных ориентиров.

12.Продолжать работу над овладением основными движениями, в особенности ходьбой:

•уверенно ходить по ограниченной площади опоры (добиваясь устранения боковых колебаний, уверенности в движениях); с переменой направления; в заданном темпе (среднем); быстро переключать внимание на сигнал; с переходом к бегу; согласуя свои движения с движениями детей; взявшись за руки по кругу;

•соблюдать заданное направление; ходить свободно, естественно, не опускать голову, не шаркать ногами;

•упражнять в пролезании, лазании, добиваясь уверенности движений, чередующегося шага.

13.Учить сильно отталкивать и бросать мяч в заданном направлении.

14.Приучать самостоятельно, не боясь, спрыгивать с предметов и перепрыгивать через предметы, одновременно отталкиваясь двумя ногами (15-12 см, 5 см – выс.)

15.Учить детей ловить и бросать предметы – мячи, мешочки; метанию вдаль, лазанию одноименным способом.

16.Развивать мелкие мышцы рук в упражнениях с мячами и другими предметами.

17.Приучать выполнять некоторые упражнения самостоятельно, по заданию.

Наши рекомендации