Специальности 31.02.01 Лечебное дело
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОМСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»
Рассмотрено на заседании | «Утверждаю» |
Методического совета СП СПО ОМУЖТ | Руководитель СП СПО ОМУЖТ |
Протокол № ___ от ________ 201___г. | ______________ В.А. Усачев |
Председатель ___________ Н.В. Шенк | « ___ » _________ 201___г. |
Методические указания к
Практическим занятиям
по учебной дисциплине ОГСЭ.02. История
для обучающихся по основной образовательной программе СПО-ППССЗ по специальности
Лечебное дело
(очная форма обучения)
Омск, 20___г.
ВВЕДЕНИЕ
Настоящие методические указания для студентов к практическим занятиям составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины для студентов специальности 31.02.01 Лечебное дело.
В качестве основной и дополнительной литературы используются рекомендованные в рабочей программе учебники и учебно-методические пособия, изданные за последние пять лет.
Для пользования электронными изданиями рекомендуется использовать следующие информационно-справочные системы:
1. Научная библиотека Омского государственного университета путей сообщения. http://bibl.omgups.ru.
Базы данных содержат сведения обо всех видах литературы, поступающей в фонд библиотеки. Более 1400 полнотекстовых документов (учебники, учебные пособия и т.п.). Доступ – с любого компьютера, подключенного к Интернет.
2. Электронная библиотечная система «Лань». http://e.lanbook.com.
Электронная библиотека издательства «Лань» — ресурс, включающий в себя как электронные версии книг издательства «Лань», так и коллекции полнотекстовых файлов других российских издательств. После регистрации с компьютера университета – доступ с любого компьютера, подключенного к Интернет.
3. «Университетская библиотека ONLINE». http://www.biblioclub.ru.
Электронно-библиотечная система. Книги, конспекты лекций, энциклопедии и словари, учебники по различным областям научных знаний, материалы по экспресс-подготовке к экзаменам. После регистрации с компьютера университета – доступ с любого компьютера, подключенного к Интернет.
4. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. http://elibrary.ru.
Российский информационный портал в области науки, медицины, технологии и образования. На платформе аккумулируются полные тексты и рефераты научных статей и публикаций. Доступ с любого компьютера, подключенного к Интернет. Свободная регистрация.
5. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». http://window.edu.ru.
Информационная система предоставляет свободный доступ к каталогу образовательных интернет-ресурсов и полнотекстовой электронной учебно-методической библиотеке для общего и профессионального образования. Доступ с любого компьютера, подключенного к Интернет.
6. Поисковые интернет-системы Яндекс, Rambler, Google.
Цели и задачи дисциплины учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины ОГСЭ.02. История по специальности 31.02.01. Лечебное дело.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
– ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;
– выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
– основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;
– сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.;
– основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и
иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира;
– назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности;
– о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
– содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
Обучающийся должен овладеть общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной
противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Тематический план
по дисциплине ОГСЭ.02. История
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики.
Цель:
· определить особенности идеологии, национальной и социально-экономической
политики;
· охарактеризовать экономическое развитие, понять каковы причины надвигающегося экономического кризиса.
Порядок выполнения:
- подготовиться к выполнению заданий;
- внимательно прочитать задание;
- изучить текст;
- письменно выполнить задание.
Задание 1:
Исторический портрет: На основе приведенных материалов и собственных знаний дайте краткий политический портрет Л.И.Брежнева.
- Как вы думаете, изменится ли политический режим при таком руководителе?
- Подтвердятся или нет наши предположения? Ответ найдем в документах эпохи.
«В отличие от Сталина или Хрущева, Брежнев не обладал яркими личностными характеристиками. Его трудно назвать крупным политическим деятелем. Он был человеком аппарата и, по существу, слугой аппарата» (А.Бовин).
«Брежнев пришел без своей программы развития страны. Это один из редких случаев в современной политической истории, когда человек принимает власть как таковую, без каких-либо определенных планов … Человек глубоко традиционный и консервативный по своему складу, он больше всего опасался резких движений, крутых поворотов, крутых перемен … не вернулся к сталинским репрессиям, но успешно расправлялся с инакомыслящими». (Ф.М.Бурлацкий)
«Брежнев являл собой прямую противоположность Хрущеву с его смелостью,
склонностью к риску, даже авантюре, с его жаждой новизны и перемен» (Ф.Бурлацкий).
«Брежнев хорошо постиг технологию власти, но был плохо подготовлен к той роли, которая выпала на его долю. Он имел репутацию человека ограниченного, не обладавшего собственными представлениями о многих сферах жизни общества и политических проблемах. Правда, другие его «соратники» - Кириленко, Подгорный, Полянский – были в этом отношении даже похуже» (мнение авторов монографии «Наше Отечество»).
«Если же иметь в виду человеческие качества, то … Брежнев был, в общем-то, неплохим человеком, общительным, устойчивым в своих привязанностях, радушным, хлебосольным хозяином. Любил охоту, домино, кино «про зверушек», радовался доступным ему радостям жизни.
В житейском плане был добрый человек. В политическом – вряд ли … Ему не хватало образования, культуры, интеллигенции, в общем, в тургеневские времена он был бы хорошим помещиком с большим хлебосольным домом» (А.Бовин).
Задание 2. Прочитайте отрывок из постановления XXIV съезда КПСС о частичных изменениях в уставе КПСС (1971 г.) Какие решения были приняты на съезде?
Из постановления XXIV съезда КПСС о частичных изменениях в уставе КПСС (1971 г.):
«В целях дальнейшего повышения ответственности и активности первичных
парторганизаций в осуществлении политики партии, усиления их организаторской и
воспитательной работы в коллективах трудящихся: распространить положение Устава
КПСС о праве контроля деятельности администрации на первичные парторганизации всех
проектных организаций, конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов, учебных заведений, культурно-просветительных, лечебных и других учреждений и организаций, функции администрации которых не выходят за рамки своих коллективов. Отношении партийных организаций министерств, государственных комитетов и других центральных и местных советских хозяйственных учреждений и ведомств определить, что они осуществляют контроль за работой аппарата по выполнению директив партии и правительства, соблюдению советских законов».
Задание 3. Прочитайте отрывок из Конституции СССР (7 октября 1977г).
- Какие противоречия содержались в ней?
- Почему многие положения Конституции существовали только на словах?
- Какой была роль КПСС в общественной жизни страны?
ПрактическОЕ занятие № 2
Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура
Цель:
· определить особенности духовной жизни советского общества
· охарактеризовать культурное развитие СССР в эпоху «развитого социализма».
Проблемное задание! Доказать, что несмотря на то, что данный период в истории называют «эпохой застоя», культура развивается, появляются новые художественные средства выразительности, с помощью которых мастера различных направлений в искусстве изображали свое видение картины мира
Порядок выполнения:
- подготовиться к выполнению заданий;
- внимательно прочитать задание;
- письменно выполнить задание.
Задание 1. Работа с ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ.
Таблица для заполнения:
Виды искусства | Основные идеи |
Литература | |
Театральное искусство | |
Киноискусство | |
Изобразительное искусство | |
Музыкальное искусство | |
Смеховая культура | |
Диссидентское, правозащитное движение |
Задание 2. Ответьте на вопросы:
- Какие темы преобладали в литературных произведениях?
- С чьим именем связано движение в защиту памятников истории и культуры.
- Какое название получило движение в СССР в защиту прав и свобод граждан?
- Почему в 1965-1968 гг. в СССР зародилось диссидентское движение?
- Кто из известных деятелей культуры в 70-е начале 80-х гг. оказался за границей? Как вы думаете почему?
Каковы ваши личные впечатления от музыки, кино, живописи, литературы, театра, смеховой культуры 1960-х - начале 1980-х гг.?
Задание 3. Работа с терминами: Раскрыть суть понятия«диссиденты», правозащитник, «деревенщики», критический реализм, «экология культуры», интеллектуальное (авторское) кино, авторская песня, художники - неформалы, московский концептуализм, соц-арт.
Содержание отчета:
1. Оформление в рабочей тетради темы
2. Цель работы
3. Задание
4. Выполненная практическая работа в соответствии с заданием
5. Вывод
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3.
Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира»
Цель:
· определить причины перехода мировой политики от разрядки к конфронтации между СССР и США
· охарактеризовать политическое развитие, понять каковы причины конфронтации во внешней политике;
Порядок выполнения:
- подготовиться к выполнению заданий;
- внимательно прочитать задание;
- изучить текст;
- письменно выполнить задание.
Задание 1. Раскрыть суть понятий: пражская весна, интеграция, «доктрина Брежнева».
Задание 2.Выполните тест.
- Каковы причины ввода советских войск в ЧССР?
а) резкое увеличение количества антиправительственных выступлений в стране
б) реформы, проводимые в Чехословакии, могли подорвать влияние СССР в стране
в) возникла угроза распада страны на Чехию и Словакию
- В каком году состоялось совещание по безопасности в Хельсинки?
а) 1972г.
б) 1973г.
в) 1975г.
- Какие страны получали военную помощь от СССР?
а) Пакистан
б) Индия
в) Израиль
- Когда советские войска вошли в Афганистан?
а) 1975г.
б) 1979г.
в) 1980г.
- Какая политика называлась «доктриной Брежнева»?
а) переговоры о разоружении
б) сотрудничество с США в области освоения космоса
в) усиление влияния СССР в Восточной Европе.
Задание 3.
а) Из статьи Маршала Советского Союза Н.И.Крылова «Поучительные уроки истории»
Августа 1969г.
Массовое внедрение ракетно-ядерной техники в войска привело к изменению форм организации Вооруженных Сил. Одним из существенных выражений этих изменений является создание ракетных войск стратегического назначения, как главной силы сдерживания агрессора и разгрома его в войне. В этом году советский народ и его Вооруженные Силы отметят 10-летие ракетных войск стратегического назначения как самостоятельного вида Вооруженных Сил.
Ракетные войска - олицетворение военного могущества нашего Советского государства, концентрированное выражение его неограниченных возможностей в области науки, техники, промышленного производства и подготовки высококвалифицированных кадров. Ракетные войска оснащены стратегическими ракетами различных типов с широким диапазоном дальности действий. Ракеты в глобальном варианте, имея неограниченную дальность пусков, способны поражать цели противника в любой точке земного шара с любого направления и высокой точностью.
Нам хотелось бы напомнить любителям военных авантюр, что любая агрессия не останется безнаказанной. Возмездие последует немедленно и неотвратимо. Такая уверенность базируется на высокой постоянной готовности наших Вооруженных Сил, каждой пусковой установки, каждого самолета, корабля, танка и орудия. Наши замечательные системы обнаружения не позволяют противнику осуществлять внезапное нападение.
(Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995гг.).
Учебное пособие для студентов вузов под редакцией А.Ф.Кисилева, Э.М.Щагина.М. Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1996. с. 557)
б) Из Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Декларация принципов взаимоотношений государств-участников Совещания
Августа 1975г.
II. Неприменение силы или угроза силой
Государства – участники будут воздерживаться в их взаимных, как и вообще
в их международных отношениях, от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций и с настоящей Декларацией. Никакие соображения не могут использоваться для этого, чтобы обосновывать обращение к угрозе силой или к её применению в нарушение этого принципа.
Соответственно государства-участники будут воздерживаться от любых действий, представляющих собой угрозу силой или прямое или косвенное применение силы против другого государства-участника…Равным образом, они будут также воздерживаться в их взаимных отношениях от любых актов репрессалий с помощью силы.
Никакое такое применение силы или угроза силой не будет использоваться как средство урегулирование споров или вопросов, которые могут вызвать споры между ними.
(Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995гг.).
Учебное пособие для студентов вузов под редакцией А.Ф.Кисилева, Э.М.Щагина.М. Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1996. с. 559)
Ответьте на вопросы:
- Каковы причины перехода к политике разрядки?
- Каких успехов удалось добиться мировому сообществу в ограничении гонки вооружений и предотвращении мировой войны?
- Какую роль отводили ядерному оружию в СССР и США?
- Какие противоречия существовали в оценках хельсинкских мирных инициатив между лидерами СССР США?
Задание 4. Подумай, почему Советский Союз вывел свои войска из Афганистана? Почему эти события называют «советским Вьетнамом»?
Тема 1.2. Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг.
ПРАКИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4
Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг.
Цель:
· определить особенности идеологии, национальной и социально-экономической
политики государств Восточной Европы;
· охарактеризовать причины отказа от социалистической модели развития стран.
Порядок выполнения:
- подготовиться к выполнению заданий;
- внимательно прочитать задание;
- изучить текст;
- письменно выполнить задание.
Задание 1: На основании анализа причин революций сформулируйте их основные задачи и определите характер революций (Слова для характеристик: антитоталитарный, антикоммунистический, демократический; демократическое общество, рыночная модель экономики, суверенитет).
Причины революций в Восточной Европе:
1) Внутренние факторы:
1. Экономические — резкое снижение темпов экономического развития, экстенсивный характер развития экономики в большинстве стран, административно-командная экономическая модель, отсутствие структурных изменений в экономике, инфляционные процессы, резкое отставание от стран Запада не только по количественным, но и по качественным показателям.
2. Накопление социальных проблем — падение жизненного уровня, менее заметное только в ГДР и Чехословакии, обострение всех противоречий в обществе, в том числе и национальных (в Югославии, Чехословакии, Румынии, Болгарии).
3. Протест против тоталитарных политических режимов, политического господства коммунистических партий.
4. Во всех странах росло недовольство существующими порядками, которое выражалось в массовом забастовочном движении, формировании оппозиционных организаций («Хартия — 77» в Чехословакии, «Солидарность» в Польше, экологисты в Болгарии).
2) Внешний фактор: Политические преобразования в СССР (перестройка).
Задание 2. Восстановите последовательность событий:
- 1. «Пражская весна». 2. Создание СЭВ. 3. Народное восстание в Болгарии. 4. Нормализация дипломатических отношений СССР и Югославии. 5. Подавление восстания в Венгрии войсками СССР. 6. Создание Организации Варшавского Договора. 7. Народное восстание в Румынии. 8. Введение военного положения в Польше. 9. Приход коммунистических партий к власти. 10. Объединение Германии.
Задание 3. Завершите таблицу, включив в нее фактические данные о революциях в восточноевропейских странах (Приложение к практической работе № 4)
Эволюционная форма преобразований | «Взрывная» форма преобразований | ||||||
Венгрия Февраль 1989г. | Польша Февраль 1989 г | «Бархатные» революции (достижение революционных целей без пролития крови) | Органы порядка применили силу | Народное восстание | Гражданская война | ||
ГДР Сентябрь— ноябрь 1989 | Болгария Ноябрь 1989 г. | Чехословакия Ноябрь— декабрь 1989 г. | Албания 1990 г. | Румыния Декабрь 1989 г. | Югославия 1991 г. | ||
Общим качеством было… | |||||||
3адание 4. Соотнесите название страны и имя политического деятеля:
Страна | Государственный деятель | ||
Албания | Т. Живков | ||
Болгария | В. Гавел | ||
Венгрия | Н. Чаушеску | ||
ГДР | С. Милошевич | ||
Польша | Э. Ходжа | ||
Румыния | В. Пик | ||
Чехословакия | И. Надь | ||
Югославия | В. Ярузельский |
Задание 6. Выполните тест.
1. СССР не принимал участия в освобождении:
а) Албании;
б) Болгарии;
в) Румынии.
2. «Народная демократия» означает:
а) высшую форму демократии;
б) тоталитарный коммунистический режим;
в) общую характеристику социалистического лагеря.
3. Решения XX съезда КПСС привели к:
а) ужесточению социализма сталинского образца;
б) попытке изменить социально-политический строй;
в) распаду социалистического лагеря.
4. В большинстве стран Восточной и Юго-Восточной Европы в конце 40-х—50-е гг. не проводились:
а) индустриализация;
б) кооперирование;
в) ликвидация неграмотности.
5. Народные выступления против тоталитарного государства в 50 - 70-х гг. происходили в:
а) Венгрии, Польше, ГДР;
б) Албании, Чехословакии, Польше;
в) Болгарии, ГДР, Чехословакии.
6. Для Румынии в 50—80-х гг. нехарактерны:
а) полная поддержка курса СССР;
б) создание культа личности Н. Чаушеску;
в) политика балансирования между Востоком и Западом.
7. «Кадаровский социализм» имел некоторые общие черты с социалистической моделью:
а) Болгарии;
б) ГДР;
в) Югославии.
8. Лидером «Пражской весны» был:
а) А.Дубчек;
б) Г.Гусак;
в)Л.Свобода.
9. «Бархатная революция» — это:
а) отказ от радикальных преобразований революционного типа;
б) бескровная смена коммунистического режима на либеральный;
в) распад федеративного государства.
Содержание отчета:
1.Оформление в рабочей тетради темы
2.Цель работы
3.Задание
4.Выполненная практическая работа в соответствии с заданием
5.Вывод
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ
Цель:
· определить особенности идеологии, национальной и социально-экономической
политики СССР во второй половине 80-х гг;
· охарактеризовать экономическое развитие, понять каковы причины экономического кризиса эпохи перестройки;
· определить особенности «нового политического мышления» и его роль в распаде СССР и образовании СНГ.
Порядок выполнения:
- подготовиться к выполнению заданий;
- внимательно прочитать задание;
- изучить текст;
- письменно выполнить задание.
Задание 1. Выполнить тест.
- Что из перечисленного можно определить как причину перестройки?
а) обострение отношений с США вначале 80-х гг.
б) успехи социальной политики в СССР
в) гонка вооружений подрывала экономику СССР
- Какая из советских республик первой заявила о своем суверенитете?
а) Литва
б) Эстония
в) Украина
- Какие реформы политической системы относятся к периоду перестройки?
а) созыв съезда народных депутатов СССР
б) образование Государственной Думы
в) введение поста президента в стране
г) отмена 6-ой статьи Конституции
- Кто из политических деятелей СССР был реабилитирован в годы перестройки?
а) Н.Бухарин
б) В.Молотов
в) М.Тухачевский
- Найдите правильное высказывание:
а) политические реформы в СССР привели к росту авторитета КПСС
б) в результате политических реформ КПСС потеряла монополию власти
в) итогом политических реформ в СССР стало увеличение числа членов КПСС
- Когда в Москве произошел путч, направленный на свертывание реформ?
а) 24-26 июля 1990г.
б) 12-14 января 1991г.
в) 19-21 августа 1991г.
7. Когда произошел взрыв на Чернобыльской АЭС?
а) 1985г.
б) 1986г.
в) 1988г.
- В каких странах проходили встречи М.С.Горбачева с президентами США?
а) Исландия
б) Бельгия
в) Швейцария
г) Испания
- Каковы черты экономических реформ перестройки?
а) создание частного сектора в экономике
б) введение арендных отношений
в) появление фермерства
г) приватизация государственной собственности
- Каких успехов удалось добиться благодаря политике нового мышления?
а) началось строительство совместной орбитальной станции
б) удалось добиться начала переговоров о разрешении арабо-израильского конфликта
в) началось сокращение целого класса ракет и ядерного оружия
Задание 2. Заполнить таблицу.
Основные направления внешней политики | Позитивные изменения | Просчеты внешней политики |
1. Нормализация отношений с США 1985-1988гг. ежегодные встречи М.С.Горбачева с президентами США Р.Рейганом и Дж. Бушем | ||
2. Решение региональных конфликтов Февраль 1989г. вывод войск из Афганистана Май-июнь 1989г. визит М.С.Горбачева в Китай Лето 1990г. кризис в Персидском заливе Декабрь 1991г. Мадридские соглашения по арабо-израильскому конфликту | ||
3. Отношения со странами социалистического блока 1989-1990гг.вывод советских войск из Восточной Европы 1990г. согласие на объединение Германии 1991г.роспуск СЭВ и ОВД |
Задание 3. В приведенном ниже отрывке из заявления ГКЧП 19 августа 1991г. вставьте вместо цифр, заключенных в круглые скобки, подходящие слова и словосочетания в соответствующей грамматической форме (кризис, амбициозность, чрезвычайное положение, общенациональное согласие, конструктивное сотрудничество).
ПРАКТИЧЕСКОЕ зАНЯТИЕ № 6
Ликвидация СССР и образование СНГ
Цели:
· определить особенности идеолог, политики и экономики государства в 90-е гг;
· охарактеризовать причины распада СССР;
· определить каковы последствия распада СССР и образования СНГ.
Порядок выполнения:
- подготовиться к выполнению заданий;
- внимательно прочитать задание;
- изучить текст;
- письменно выполнить задание.
Задакние 1. Работаем с источниками, выполняем задания.
1. История современной России ведет отсчет с распада СССР, финал которого приходиться на декабрь 1991г. Предложите свою периодизацию (несколько этапов) этого исторического отрезка и дайте характеристику каждого их этапов с точки зрения целей, задач, мероприятий, результатов.
Продолжите мысль.
После распада СССР новой России предстояло решить следующие стратегические задачи:…
3. Сравните два подхода к проведению реформ и сделайте вывод о характере предлагаемых изменений и возможных последствий. Выберите наиболее подходящий вариант и аргументируйте выбор. Представьте свой вариант развития.
Л.А. Пономарев, сопредседатель общественно-политического движения «Демократическая Россия»: «В революционном темпе раздать землю, провести приватизацию в промышленности, торговле…. Действовать так, как действовал Ельцин в дни переворота. Да, ряд его указов, принятых в этой критической обстановке, носит антиконституционный характер. Но я назвал бы их гениальными. Они абсолютно отвечали политической потребности».
А.И. Вольский, президент Российского союза промышленников и предпринимателей: «…Предлагаемы курс по реформированию управления экономическим развитием – в замене практически почившей административно-командной системы на государственно регулируемую экономическую систему с плавным переходом к рыночному саморегулированию. На слово «плавный» я просил бы обратить внимание».
Изучите данные об основных видах продуктов питания населения в первый год реформ. Самостоятельно найдите и изучите статистику о положении основных слоев российского общества. Учитывайте различные критерии: смертность, безработицу, заработную плату и т.д. Каким категориям населения пришлось труднее всего? Представьте вашу версию причин такого положения. Что бы вы могли предложить для предотвращения подобной ситуации?
Используя предложенное в документе определение рыночной экономики, сделайте вывод о формах и методах, проблемах, итогах, последствиях становления рыночной экономики в России. Представьте и докажите свою точку зрения.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7.
Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.
Цель:
· определить особенности идеологи и национальной политики государства в 90-е гг;
· охарактеризовать причины возникновения национальной нестабильности в странах бывшего СССР;
· определить каковы последствия национальных конфликтов.
Порядок выполнения:
- подготовиться к выполнению заданий;
- внимательно прочитать задание;
- изучить текст;
- письменно выполнить задание.
Задание 1: Изучить документ, ответить на вопросы к документу.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8
Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве
Цель:
· определить основные цели существующих международных организаций по поддержанию мира и правопорядка;
· охарактеризовать причины возникновения национальной нестабильности в странах бывшего СССР;
· определить роль организаций-миротворцев на постсоветском пространстве.
Порядок выполнения:
- подготовиться к выполнению заданий;
- внимательно прочитать задание;
- изучить текст;
- письменно выполнить задание.
Задание 1: Изучить «Приложение к практической работе № 8», ответить на вопросы.
Ответьте на вопросы:
- Выделите основные направления внешней политики России.
- Проанализировав ситуацию в мире в 90-е гг., с какими из стран СНГ у России развиваются добрососедские отношения, с какими существуют конфликты?
- Членами, каких международных организаций стала Россия?
- Как развиваются российско-американские отношения в области сокращения ядерных вооружений?
Задание 2. Рассмотрите таблицу. Выполните задание.
Россияне о сущности блока НАТО в 1997-2004 гг.
Каков по своей сущности блок НАТО? | 1997г. | 2002г. | 2004г. |
Агрессивный | |||
Оборонительный | |||
Затруднились ответить |
Вопросы к таблице:
- Как изменилось мнение россиян о блоке НАТО за период с 1997 по 2004 гг.?
- Как Вы думаете, из-за каких внешнеполитических событий мнение граждан России о НАТО изменилось?
Задание 3. Изучите документ. Ответьте на вопросы.
Вопросы к тексту.
- На каких условиях должны быть объединены Россия и Беларусь с точки зрения Г.Бооса?
- Как вы полагаете, есть ли будущее у Союза России и Беларуси?
Задание 4. Выполните тест.
1. ООН была создана:
а. 1945
б. 1939
в. 1956
2. Какая организация вступила в силу по инициативе министров образования?
а. ООН
б. ЮНЕСКО
в. ШОС
3. Главной целью этой организации стало укрепление мира и взаимопонимания между народами средствами образования, науки, культуры:
а. ЮНЕСКО
б. ООН
в. СНГ
4. Блок НАТО был образован:
а. 24 октября 1945г.
б. 4 апреля 1949г.
в. 18 сентября 2003г.
5. Главным инструментом поддержания международного мира и безопасности в XX – XXI вв. стала организация:
а. НАТО
б. ООН
в. ЮНЕСКО
6. Какие из перечисленных организаций носят экономический характер?
а. ШОС
б. АСЕАН
в. ЮНЕСКО
г. ЕврАзЭс
д. ООН
7. Самым агрессивным военным блоком в XX – XXI вв. можно считать:
а. ШОС
б. НАТО
в. СВМДА
8. В какие из перечисленных организаций входит Россия:
а. ООН
б. Азиатский блок развития
в. ОДКБ
г. ШОС
д. ЕВРОСОЮЗ
е. ЕврАзЭс
ж. ОЭСР
Содержание отчета:
1.Оформление в рабочей тетради темы
2.Цель работы
3.Задание
4.Выполненная практическая работа в соответствии с заданием
5.Вывод
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9.
Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве»
Цель:
· определить основные цели существующих международных организаций по отношению к России;
· определить роль организаций-миротворцев на постсоветском пространстве.
Порядок выполнения:
- подготовиться к выполнению заданий;
- внимательно прочитать задание;
- изучить текст;
- письменно выполнить задание.
Задание 1. Проанализируйте таблицу «Друзья и враги России». Ответьте на вопросы.
Задание 2. Изучите документ. Сделайте выводы.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10.
Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и прочими
Цель:
· охарактеризовать основные международные договоры и соглашения РФ со странами мира;
· определить с какими из стран СНГ у России развязываются добрососедские отношения, с какими существует конфликт.
Порядок выполнения:
- подготовиться к выполнению заданий;
- внимательно прочитать задание;
- изучить текст;
- письменно выполнить задание.
Задание: проанализируйте таблицу, ответьте на вопросы.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАГЯТИЕ № 11
Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Изменения в территориальном устройстве РФ
Цель:
· определить особенности идеологии, национальной и социально-экономической
политики России в отношении Чечни;
· охарактеризовать причины военного конфликта в Южном регионе;
· определить особен