Ценность как основополагающий принцип культуры
(П. А. Сорокин)
Питирим Александрович Сорокин (1899—1968).
Сорокин допускал наличие прогресса в общественном развитии. Признавая наличие глубокого кризиса, который в настоящее время переживает западная культура, он оценивал этот кризис не как «Закат Европы», а как необходимую фазу в становлении новой формирующейся цивилизации, объединяющей все человечество.
По Сорокину, культура (в самом широком смысле этого слова) - есть совокупность всего сотворенного или признанного данным обществом на той или иной стадии его развития.
В ходе этого развития общество создает различные культурные системы: познавательные, религиозные, этические, эстетические, правовые и т. д. Главным свойством всех этих культурных систем является тенденция их объединения в систему высших рангов. В результате развития этой тенденции образуются культурные сверхсистемы. Каждая из таких культурных сверхсистем, по словам Сорокина, «обладает свойственной ей ментальностью, собственной системой истины и знания, собственной философией и мировоззрением, своей религией и образцом «святости», собственными формами изящной словесности и искусства, своими правами, законами, кодексом поведения,.. наконец, собственным типом личности со свойственным только ему менталитетом и поведением».
Эти культурные сверхсистемы представляют собой единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность. Именно ценность, по мнению П. А. Сорокина, служит основой и фундаментом всякой культуры.
В соответствии с характером доминирующей ценности П. А. Сорокин делит все культурные сверхсистемы на три типа: идеациональный, идеалистический и чувственный.
Идеациональная система культуры базируется на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности. К этому типу культуры Сорокин относит прежде всего средневековую европейскую культуру.
Идеалистическую системукультуры П. Сорокин рассматривает как промежуточную между идеациональной и чувственной, так как доминирующие ценности этой культуры ориентируются как на Небо, так и на Землю. К данному типу культуры П. Сорокин относит западноевропейскую культуру XIII—XIV столетия, а также древнегреческую культуру V—IV вв. до н. э.
Современный тип культуры П. Сорокин называет чувственной культурой. Она основывается и объединяется вокруг доминирующего принципа: объективная действительность и смысл ее чувственны.Формирование чувственной культуры начинается в XVI веке и достигло своего апогея к середине XX века. Эта культура стремится освободиться от религии, морали и других ценностей идеациональной культуры. Ее ценности сконцентрированы вокруг повседневной жизни в реальном земном мире. Ее герои — фермеры, рабочие, домохозяйки и даже преступники и сумасшедшие.
Нынешняя «чувственная» культура, считал Сорокин, обречена на закат, поскольку именно она повинна в деградации человека, в придании всем ценностям относительного характера. Но из признания неизбежности гибели данного типа культуры совсем не следует, что приходит конец всей человеческой культуре.. Когда созидательные силы исчерпаны и все их ограниченные возможности реализованы, соответствующая культура и общество или становятся мертвыми и несозидательными, или изменяются в новую форму, которая открывает новые созидательные возможности и ценности.
П. Сорокин верил, что культура не погибнет, пока жив человек. Уже сейчас наметились очертания новой великой идеациональной культуры, базирующейся на ценностях альтруистической любви и этики солидарности.
Типология культуры
Культура представляет собой явление, которое столь сложно и многообразно определяемо, что ее изучение с необходимостью требует типологизации.
Типология культуры – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью идеализированной модели или типа. Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения разнородного по составу множества объектов культуры.
Тип культуры– это понятие или идеальная конструкция, которая дает основу для выявления общего, особенного и единичного в каждой культуре.
Современное культурологическое знание представлено различными типологиями культуры. Но ни одна из них не может быть ни единственной, ни единственно верной. Типология культуры осуществляется путем выделения какого-либо основания (критерия). Таких оснований может быть множество:
1) связь с религией (религиозная и светская);
2) региональная принадлежность (культуры Востока и Запада, латиноамериканская и т.д.);
3) регионально-этническая особенность (русская, французская и т.п.);
4) хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, скотоводов…);
5) сфера общества или вид деятельности (производственная, политическая, педагогическая);
6) этническая принадлежность (народная, национальная, этническая);
7) связь с территорией (сельская и городская);
8) уровень мастерства или тип аудитории (элитарная, народная, массовая).
Типология культуры по одному основанию может быть связана с типологией и по другому основанию.
Историческая типология – классификация культур по типу и определение места конкретной культуры в культурно-историческом процессе.
Исторический тип культуры – сменяющие друг друга эпохи в развитии общества.
Историческая типология позволяет установить повторяемость историко-культурного процесса, выявить закономерности, общее и особенное.
Выделяют следующие исторические типы культуры:
1. Архаика (первобытное общество): 2,5 млн. л. н. – 1 тыс. н.э.
2. Древний Восток и Античность: 1 тыс. н.э. – 5 в. н.э.
3. Средние века: 5-15 вв.
4. Возрождение: 15-16 вв.
5. Новое и Новейшее время: 17-20 вв.
Виды культуры
Виды культуры – такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры.
Доминирующая культура– это совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества. В зависимости от того насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна, доминирующая культура может быть этнической и национальной.
Этническая культура – культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью. Этническая культура всегда локализована в географическом пространстве и однородна по своей политической, экономической и социальной структуре. В ней господствует сила традиций, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения в поколение на семейном или соседском уровне.
Национальная культура– совокупность традиций, обычаев, норм, ценностей и правил поведения, общих для представителей одной нации, государства. Она включает в себя наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры, субкультуры всех больших групп, этнические культуры.
Национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных кровно-родственными отношениями. Она не сводится к механической сумме этнических культур. У нее есть собственно национальные черты культуры, возникшие тогда, когда представители всех этносов осознали свою принадлежность к новой нации. Содержание национальной культуры составляет: осознание большими социальными группами своей приверженности к территории своего расселения, общенациональному литературному языку, национальным традициям и символам.
Любое общество распадается на множество групп (национальных, демографических, профессиональных) и постепенно у каждой из них формируется собственная культура (система ценностей и правил поведения). Малые культурные миры называют субкультурами.
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.
Типы субкультур: молодежная, пожилых людей, национальных меньшинств, профессиональная, криминальная и т.д.
Субкультура – часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся от целого, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации (доминирующую культуру). Она формируется под влиянием социального класса, этнического происхождения, религии, места жительства.
Субкультура отличается от доминирующей культуры: языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ее ценностей и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.
Когда нормы, ценности и образ жизни приходят в противоречие с нормами и ценностями всего общества, появляется контркультура.
Контркультура – обозначение разнородных по идейно-политической ориентации ценностей определенных групп молодежи (хиппи, «новые левые», движения против расизма и др.), противопоставляемых официальным ценностям. Этот протест приобретает различные формы: от пассивных до экстремистских; общедемократические цели нередко сочетаются с анархизмом; образ жизни проникнут культурным нигилизмом, технофобией, религиозными поисками.
Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не только отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.
Термин «контркультура» был введен в научный оборот Маркузе и Росзаком в 1972 году для обозначения движения хиппи и студенческих радикальных группировок, прежде всего идеологического явления.
Когда провести четкие различия между субкультурой и контркультурой затруднительно или невозможно, тогда к одному явлению можно применять оба названия.
Формы культуры
Формы культуры – такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые нельзя считать полностью автономными образованиями, но они не являются составными частями какого-либо целого.
В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три ее формы: элитарную, народную, массовую.
Элитарная (высокая) культура – культура, созданная привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Включает: изящное искусство, классическую музыку и литературу. Она трудна для понимания неподготовленного человека. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты.
Народная культура – форма культуры, создаваемая непрофессионалами. Состоит из двух видов: популярной и фольклорной.
Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений зачастую неизвестны, но это высокохудожественные сочинения. Мифы, легенды, сказания принадлежат к высочайшим творениям народной культуры. Она возникла в глубокой древности. Ее субъектом являются не отдельные профессионалы, а весь народ. Аудитория народной культуры – всегда большинство общества.
В структуру народной культуры входят: народные медицина, промыслы, игры и забавы, песни и танцы, кухня, этика и педагогика. Элементы народной культуры сохраняются и передаются в границах данной культуры посредством естественных способностей каждого человека – его памяти, устной речи, природного музыкального слуха, что не требует никакой специальной подготовки и особых технических средств хранения и записи.
Массовая культура – понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры XX века, получившие распространение в связи с НТР и постоянным обновлением СМИ Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры носят индустриально-коммерческий характер.
Смысловой диапазон массовой культуры весьма широк - от примитивного китча (комикс, мелодрама, эстрадный шлягер, «мыльная опера») до сложных, содержательно насыщенных форм (некоторые виды рок-музыки, «интеллектуальный» детектив).
К массовой культуре относят только те элементы культуры, которые транслируются благодаря масс-медиа, или каналами массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, пресса). Появление современных СМИ позволило тиражировать один и тот же продукт культуры (н-р, популярную песню) в тысячах и миллионах экземпляров и делать его доступным широким слоям населения.
Массовая культура: упрощает потребности и вкусы; отвечает запросам широкой аудитории в досуге, развлечении, общении; не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа; обладает меньшей худ-ой ценностью, чем элитарная или народная культура; удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его (поэтому ее образцы часто теряют свою актуальность, выходят из моды).
Характеристика массовой культуры: - авторская культура;
- широкая аудитория;
- низкий эстетический вкус;
- нивелировка отдельной личности (насаждение конформизма);
- примитивизм изображения человеческих отношений;
- развлекательность, культ успеха, потребительства; - стандартизация содержания;
«Вызов и Ответ» — движущая пружина в развитии культуры: концепция Арнольда Тойнби
Арнольд Тойнби (1889—1975) Его заслуга как культуролога состоит не только в подробном описании различных культур (в терминологии Тойнби — «цивилизаций»), но и в создании общей концепции развития культуры.
Как и Шпенглер, Тойнби исходит из существования многих различных культур, каждая из которых обладает своей собственной истиной. Однако, в отличие от Шпенглера, Тойнби не рассматривает каждую культуру как обособленный и замкнутый в себе организм. Наоборот, каждая локальная культура выступает у него как одна из множества ступеней на пути реализации человеком своего божественного предназначения.
Тойнби видит в истории реализацию божественного начала, стремящегося к совершенству своего культурно-исторического воплощения, но сталкивающегося при этом с внешними препятствиями, с противостоящей внешней необходимостью. Однако эти препятствия превращаются для творца в условие прогресса.
Препятствие воспринимается творческим началом как Вызов, Ответом на который является новый акт культурно-исторического созидания.
Тойнби не дает этому творческому началу «научного» имени, но фактически речь идет о свободном духе, осуществляющем себя в истории. Способ этого осуществления излагается Тойнби в терминах притчи о борьбе Бога и Дьявола. Дьявол бросает Богу «Вызов», но своими подрывными действиями он лишь обнаруживает слабые стороны божественного творения, тем самым побуждая Бога к «Ответу», т. е. к новому творчеству. «...Дьявол обречен на проигрыш... Зная, что Господь не отвергнет... предложенного пари, Дьявол не ведает, что Бог молчаливо и терпеливо ждет, что предложение будет сделано. Получив возможность уничтожить одного из избранников Бога, Дьявол в своем ликовании не замечает, что он тем самым дает Богу возможность совершить акт нового творения. И таким образом божественная цель достигается с помощью Дьявола, но без его ведома»
Однако какова же роль самого человека, являющегося предметом спора Бога и Дьявола? Отвечая на этот вопрос, Тойнби склоняется к тому, что человек и есть то самое существо, которое несет в себе и «божественное» творческое начало, и «дьявольское» стремление к разрушению.
Если отвлечься от образного стиля изложения, то концепция Тойнби дает ключ к пониманию творческой природы и возможной альтернативности культурно-исторического процесса.
Он выделяет: сперва - 21, а затем - 37 цивилизаций. Каждая из цивилизаций, считал А. Тойнби, уникальна. Одна цивилизация не может превратиться в другую. В жизни любой цивилизации от её возникновения до исторического конца можно обнаружить повторяющиеся, сравнимые элементы.
1. Локальные цивилизации проходят определенный цикл развития: возникновение, рост, разложение и гибель (истощение «жизненных сил»).
2. Умеренно неблагоприятная природная и социальная среда бросает «вызов» обществу, которое посредством усилий «творческого меньшинства» находит решение возникающих проблем, т.е. Ответом на Вызов является новый акт культурно-исторического созидания.
3. Развитие культуры осуществляется как серия Ответов, даваемых творческим человеческим духом на те Вызовы, которые бросает ему природа, общество и внутренняя бесконечность самого человека. При этом возможны различные варианты развития, ибо возможны разные Ответы на один и тот же Вызов.
4. Если Вызов слишком сильный, то это может привести к гибели цивилизации. Слишком благоприятные условия замедляют или прекращают рост и развитие культуры.