Культурология как интегративная область социогуманитарного знания
До недавнего времени культура изучалась в рамках давно сложившихся научных дисциплин: искусствознания, литературоведения, языкознания, философии, истории и др. Предметом изучения этих традиционных наук являются различные конкретные сферы и проблемы культуры: искусство, язык, литература, мораль и т.д. Однако такой подход узок и не дает целостного представления о культуре как сложном и многогранном феномене.
Так, возник вопрос о культурологии, как новой науке, обобщающей многообразные знания о культуре в гуманитарной и социально-научной областях.
Так как культурология одна из молодых научных дисциплин, то о ее предмете и месте в системе научного знания не сложилось единого мнения. По этому вопросу существует 2 точки зрения:
1) изоляционистская: согласно ей, у культурологии свой, непохожий на другие науки подход. Эта точка зрения заключается в сведении культурологии к другой науке: философии культуры, социологии культуры, искусствознанию и т.д. Но ни одна из этих наук в отдельности не способна отобразить предмет культурологии во всем его многообразии.
2)интеграционистская:в ее основании лежит убеждение, что культурология – синтез социальных и гуманитарных знаний о культуре. Здесь культурология понимается как синтетическая область знаний, возникшая на стыке философии культуры, культурной антропологии, истории культуры и др.
Т.о., культурология является областью гуманитарного знания, объединяющей философское, историческое, антропологическое, этнографическое и др. исследования культуры.
Хотя культура стала предметом познания с момента возникновения философии, оформление культурологии как специфической сферы гуманитарного знания относится к Новому времени (17 в.). Оно опиралось на философские концепции Дж. Вико, И. Гердера, Г. Гегеля. Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей, Г. Риккерт, Э. Кассирер, О. Шпенглер. Основные идеи и концепции культуры 20 в. неразрывно связаны с именами З. Фрейда, Э. Фромма, А. Тойнби, К. Ясперса и др.
Идея выделения культурологии в самостоятельную область знания обычно связывается с именем американского антрополога Лесли Уайта (1949 г.). Однако впервые этот термин был предложен немецким философом Вильгельмом Оствальдом (1913 г).
Культурология – система знаний о сущности, закономерностях существования и развития, а также способах постижения культуры.
Предметом исследования культурологии является происхождение, развитие и функционирование культуры как специфически человеческого способа жизни.
Культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах, изучает взаимодействие элементов культуры: традиций, норм, социальных институтов, обычаев и т.д.
Среди основных задач культурологии выделяются следующие:
- анализ культуры как системы культурных феноменов;
- выделение типов связей между элементами культуры;
- исследование типологии культуры;
- решение проблем социокультурной динамики;
- и т.д.
Т.о., культурология как наука выступает системообразующим фактором всего комплекса наук о культуре, его методологической основой, т.к. исследует наиболее общие закономерности развития культуры, взаимосвязь и взаимозависимость различных культур.
В культурологии выделяют следующие подразделы:
1. Фундаментальная (теоретическая) культурология: занимается изучением культурных процессов и явлений, которые возникают и функционируют на основании общих закономерностей социокультурной жизни людей; разрабатывает категориальный аппарат.
2. Прикладная культурология: изучает, планирует и разрабатывает методику прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной культурной политики. Результаты направлены на решение практических проблем культуры.
3. История культуры (мировая художественная культура): рассматривает культуру в историческом развитии, ее специфику в различных обществах и временных рамках.
Культурология находится еще в стадии становления, поиска своего предмета и методов, ее научный статус до конца не определен.
Опираясь на другие науки, заимствуя и развивая их опыт, культурология применяет различные методы изучения культуры.
Диахронический: изучение хронологической последовательности появления и протекания явлений, факторов, событий мировой и отечественной культуры.
Синхронический: совокупный анализ двух или нескольких культур на протяжении определенного времени их развития.
Сравнительно-исторический: сравнивает в историческом разрезе самобытные явления культурного комплекса и проникает в их сущность.
Структурно-функциональный: разложение изучаемого объекта культуры на составные части и выявление внутренней связи, обусловленности, соотношения между ними.
Типологический: изучение структур системы культур путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявление на этой основе типологической близости элементов историко-культурного процесса.
Морфология культуры
МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ - раздел наук о культуре, в рамках которого изучаются формы и строение отдельных артефактов и их объединений в синхронном и диахронном планах их существования, закономерности строения и процессы формообразования искусственных объектов.
Т.е., Морфология культуры – это учение о составе культуры, связи между элементами культуры и динамике их развития.
Морфология культуры занимается изучением вариаций культурных форм и артефактов в зависимости от их социального, исторического и географического распределения.
Морфологическое изучение культуры предполагает следующие направления исследования:
1. генетическое: изучается порождение и становление культурных форм;
2. микродинамическое: изучается динамика культурных форм в пределах жизни трех поколений;
3. историческое: изучается изменение, развитие культурных форм в исторических масштабах времени:
4. технологическое: изучается распределение культурного потенциала в физическом и социокультурном пространстве и времени.
В рамках культурологии морфологический подход имеет ключевое значение, поскольку позволяет выявить соотношение универсальных и этноспецифичных характеристик в строении определенной культуры.
Общая морфологическая модель культуры строится по уровню связи субъекта социокультурной жизни с окружением (по видам человеческой деятельности).
Таких уровней культуры выделяется три: обыденный (повседневная культура), специализированный(профессиональная культура), трансляционный(СМИ, учреждения культуры).
Профессиональная культура – совокупность специфических теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. Составные части: наука, искусство, философия, право, религия. Институционально закреплена.
Обыденная культура – владение обычаями повседневной жизни социальной и национальной среды, в которой человек проживает. Это культура, не получившая институционального закрепления. Ограничена домом, районом, городом, межличностными отношениями.
Специализированный уровень культуры включает в себя следующие модальности культуры:
А) Культурные аспекты социальной организации: хозяйственная, политическая, правовая культура.
Их аналоги на обыденном уровне – домашнее хозяйство, нравы, обычаи, мораль.
Б) Культурные аспекты социально-значимого знания: художественная, религиозная, научная, философская культура.
Обыденные аналоги: обыденная эстетика, суеверия, фольклор, практические знания и навыки.
В) Культурные аспекты социально-значимого опыта: образование, просвещение, массовая культура.
Обыденные аналоги: слухи, игры, беседы.