Игра как ведущий вид деятельности ребёнка
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки впечатлений, знаний, умений. В игре у ребёнка ярко проявляются особенности мышления и воображения, его эмоциональность, активность, развлекательная потребность.
Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, утверждает Л.С. Выготский. [5]
Ведущая деятельность – это не просто деятельность, наиболее распространённая на этапе дошкольного детства, которой ребёнок отдаёт очень много времени.
Под ведущей деятельностью понимается такая деятельность, подчёркивает А.Н.Леонтьев, которая обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка - дошкольника. Ведущей автор называет такую деятельность ребёнка, которая характеризуется следующими тремя признаками:
1. это такая деятельность, внутри которой возникают другие виды деятельности - обучение возникает в игре, ребёнок учится играя;
2. ведущая деятельность формирует, совершенствует, качественно изменяет психические процессы, так в игре первые формируются процессы воображения;
3. в результате ведущей деятельности происходят основные психологические изменения личности ребёнка. [11]
Именно игра является ведущей, развивающей деятельностью ребёнка, утверждают Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн.
Игра выступает, по их мнению, во-первых, как деятельность, в которой ориентация ребёнка происходит в наиболее распространенных проявлениях жизни людей, их социальные функции и отношения.
Во-вторых, на основе игровой деятельности ребёнок развивает символическую функцию и воображение.
В-третьих, в игре у ребёнка совершенствуются игровые действия - игры усложняются по содержанию и организации.
В-четвёртых, в игре совершенствуются психические функции и уровень их развития.[5, 11, 21]
Игра — основной вид деятельности ребёнка вплоть до младшего школьного возраста. Игра остается, и будет оставаться привлекательной для ребёнка, она даёт возможность ребёнку реализовать свои стремления. Часто в игре ребёнок раскрывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни окружающим, открывает в себе новые возможности. Игра - лучший способ тренировать те или иные навыки. Нет таких положительных качеств, которые нельзя было бы развить у ребёнка в ходе игры. Игра является основным методом формирования этих качеств, поскольку это более интересно для детей, и дети более заинтересованы в ней, чем, например, просто учатся в школе. Благодаря игре дети развивают свои познавательные способности, делают первые шаги к жизни в современном обществе, проверяют свои сильные стороны и возможности. На всех возрастных этапах игра остается свободной самостоятельной деятельностью детей, в которой дети используют все доступные игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом. Игра, после окончания школы, реализует себя и в своей взрослой жизни в качестве деловых и «взрослых» ролевых игр. Современному человеку довольно сложно реализовать себя в обществе без игры. Кроме того, игра представляет собой не только реализацию в развитии ребенка, но также способствует улучшению навыков и привычек взрослого человека.
Игра отражает стабильное и инновационное в жизненной практике и, следовательно, является деятельностью, в которой стабильное воспроизводит правила и условности игры – они содержат в себе устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает обучающую основу развития ребенка. Инновационное в жизненной практике – это то же самое, что и установка игры, которая направлена на помощь ребенку верить или не верить во все, что происходит в сюжете игры. Во многих играх «функция реального» присутствует либо в виде окружающей среды, либо в виде предметов – аксессуаров, либо в самой интриге игры. А.Н. Леонтьев доказал, что ребенок осваивает более широкий, непосредственно недоступный ему круг реальности, только в игре.[11] Играя, ребенок находит себя и осознает себя как личность. Для детей игра - это сфера их социального творчества, социального и творческого самовыражения. Игра чрезвычайно информативна. Игра - это способ, который помогает ребёнку найти себя в обществе, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной для понимания. [12, 18, 28].
Таким образом, игра является главной сферой общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.