Движение организаторов первых пионерских сообществ.
Первыми формированиями были клубы и отряды, создававшиеся по месту жительства и при предприятиях по инициативе самих подростков. Руководство пионерией со стороны комсомола привело к политизации этой организации, к изживанию "скаутинга", "длительной игры", романтики походно-палаточного стиля жизни, а главное - "самодеятельных начал". В 30-е годы после перевода пионерской организации в школы и подчинения ее школьной администрации, "пионерработа" стала все больше и больше напоминать "дополнительные уроки" ("предметные сборы"). Стали "исчезать" вожатые-парни. В пионерском "активе" стали преобладать девочки. Утратили интерес к организации подростки. Палаточные лагеря труда и отдыха стали преобразовываться в "пионерские здравницы", идеалом устроителей которых был детский комфортабельный санаторий с утепленными строениями и асфальтом. Ряд постановлений, принятых после XX съезда КПСС на некоторое время привели к "оживлению" в пионерской организации, но лишь "местами" и на короткий срок.
Тимуровское движение 40-х годов.
Весьма заметным явлением в сфере детского досуга конца 30-х и начала 40-х годов стало "тимуровское движение", которое развернулось в СССР среди пионеров и школьников в начале 1940-х гг. под влиянием повести А. П. Гайдара "Тимур и его команда". Содержание Т. д.: оказание помощи семьям военнослужащих в годы Великой Отечественной войны, престарелым, колхозам и совхозам в с.-х. работах, детсадам, благоустройство насел, пунктов, уход за могилами погибших воинов и др." На годы войны приходится "массовый размах движения. Форм не счесть - сама обстановка неисчерпаема на подсказки, и ребята действуют не по чьим-то кабинетным директивам, а именно по обстановке! Не только летом и не только в дачном поселке. И не обязательно с "конспирацией". И создавали их не только старшие подростки, но и взрослые. В 1942 г. газета "Московский большевик" писала, что в Москве пионерская организация расформировалась, а ее роль фактически подменена тимуровскими командами. Комсомол был напуган этой ситуацией. Движение приобрело настолько широкий характер, что комсомольским организациям приходилось задумываться, как сделать, чтобы это движение органически вливалось в работу пионерской организации? Сами тимуровцы особого желания "вливаться" в пионерскую организацию не испытывали, но это движение "попытался использовать как "форму работы" комсомол, что во многом и предопределило его конец". Движение тихо угасает, тлеют лишь отдельные очаги. Надежды на возрождение затеплились при "оттепели" 50-60-х годов, когда тимуровцы вырвались было из школ во дворы...". Когда же окончательно тимуровское движение стало тимуровской "формой работы" пионерской организации "ребенку, приписанному как крепостному к отряду-классу, навязывают, помимо прочего, и тимуровский оброк". Но можно сказать и иначе: тимуровское движение не погибло в конце 50-х гг., а "передало эстафету" "коммунарскому движению".
"Коммунарское движение" 60-х годов.
Термин "коммунарское движение" появился в прессе примерно в 1963 году, когда в стране появились сотни "секций клуба Юных коммунаров". По инициативе ленинградского философа и педагога-исследователя И. П. Иванова в 1956 г. в Ленинграде было создано небольшое молодежное ицициативное субкультурное объединение педагогов "Союз энтузиастов" ("СЭН"). Первоначально это был кружок преимущественно пионерских вожатых (Л. Г. Борисова и другие), которые были крайне не удовлетворен современной им отечественной педагогикой, господствовавшей в пионерской организации системой воспитательной работы. Изучение "предшественников" позволило сформулировать ряд альтернативных идей, принципов, вычленить ряд приемов и методов, которые постепенно (в процессе многолетней творческой опытно-экспериментальной и теоретической работы) превратились в стройную, цельную концепцию, в то, что позже стали называть "коммунарской методикой", "теорией и методикой коллективною творческого воспитания". "Сэновцы" создали при Доме пионеров Фрунзенского района Ленинграда сводную районную пионерскую дружину, названную "Коммуной юных фрунзенцев" (КЮФ). Для обозначения нового типа внешкольного воспитательного коллектива был взят термин "коммуна". После ряда публикаций 1959-1962 гг. ЦК ВЛКСМ заинтересовался опытом КЮФ. Это было время "оттепели" и комсомол пытался "оживить" пионерию. Летом 1962 г. "Комсомольская правда" и ЦК ВЛКСМ в лагере ЦК ВЛКСМ "Орленок" (на берегу Черного моря в районе Туапсе) собрали 50 старшеклассников из различных городов. В этот отряд пригласили вожатыми трех "старших друзей" из КЮФ и несколько ребят - "кюфовцев". Так появился полуофициальный "Всесоюзный клуб юных коммунаров". Ребята разъехались по своим городам и там многим из этих "апостолов" удалось создать подобные подростковые сообщества, которые стали называть себя "секциями" клуба юных коммунаров. Секции проводили "коллективные творческие дела", - воспроизводили стиль и образ жизни КЮФ. Летом 1963 г. в "Орленке" были собраны уже 500 старшеклассников и среди них 50 коммунаров. И на этот раз "эксперимент" удался. Теперь уже 500 юных "апостолов" "коммунарской веры" разъехались по стране и у Клуба ЮК появились сотни "секций" в разных ее концах. Вот с этого-то времени и появился в прессе термин "коммунарское движение". В осенние, зимние, весенние и летние каникулы в разных городах стали проводиться (иногда даже одновременно в нескольких городах сразу) "Всесоюзные коммунарские сборы", на которые собиралось одновременно по 100, 200, 300 человек. Из коммунарских объединений - "шестидесятников" в последующее десятилетие сохранились лишь те, кто нашел достаточно надежную "экологическую нишу" и имел чрезвычайно стойких (и в то же время дипломатичных) лидеров. Важным событием не только для "коммунарского движения", но для всего "общественно-педагогического движения" оказался январский сбор 1968 г., на котором была проведена своего рода научно-практическая конференция по проблемам коммунарского движения. Опыт движения подвергался своеобразной "переоценке" с позиций необходимости преодоления отчуждения. Участники сбора пришли к выводу, что опыт "коммунарского движения" способствует профилактике отчуждения и разностороннему воспитанию. Однако для большей эффективности освоения культуры было признано целесообразным внести в, ставшую традиционной "коммунарскую методику", ряд изменений. В итоговом документе сбора - программе "Вернер" предлагалось создавать кроме временных "Советов дела" постоянные "штабы по направлениям освоения культуры" (что-то вроде "кафедр"). Переход от коммунарского движения" к "движению подотрядов" был не простым, болезненным, но в условиях "эпохи застоя" необходимым. С момента принятия программы "Вернер" до создания первого экспериментального педагогического отряда прошло три года, а до создания Творческого содружества педотрядов - 8 лет. Этот "переходный период" был по отношению к "движению педотрядов" и своего рода "инкубационным периодом", во время которого шла своего рода "лабораторная" (опытно-экспериментальная) работа по преобразованию "модели" "коммунарского объединения" в "модель" "педагогического отряда". Такой "лабораторией" стал клуб "Орион".
Движение педагогических отрядов 70-х – 80-х годов.
Это движение заявило о себе в прессе (именно как движение) сперва как движение студенческих педагогических отрядов. Первыми были Экспериментальный студенческий педагогический отряд (ЭСПО) московского пединститута и педотряд "Луч" челябинского пединститута. ЭСПО "вырос" из клуба "ОРИОН" и был субкультурным объединением инициативного типа. "Луч" объединял студентов, проходивших обязательную практику в пионерлагере. До 1976 г. движение развивалось как самодеятельное. Ежегодные слеты педотрядов были не только формой общения и обмена опытом. Став весьма сложной организацией слет превращался в своего рода общественный институт повышения квалификации участников. В 1976 г. было принято Постановление ЦК ВЛКСМ о создании педагогических отрядов, они стали создаваться в обязательном порядке повсеместно. Взялся комсомол руководить и организацией слетов педотрядов. Студенческие педагогические отряды 70-х – 80-х годов минувшего столетия вели систематическую воспитательную работу с детьми и подростками в рамках пионерской организации на базе общеобразовательных школ и в пионерских лагерях.
Движение педагогических отрядов 90-х годов.
В 1990-х гг. произошло ухудшение социально-экономической ситуации в России, в вопросе воспитания возникли ряд трудностей. Часть трудностей связана со снижением уровня культуры, резким увеличением числа безработных среди молодежи, что в свою очередь ведет к увеличению и количества преступлений среди молодежи. С целью предотвратить негативные явления в молодежной среде стали возрождаться студенческие отряды. Студенческие педагогические отряды вели непростую работу по обновлению содержания деятельности своих организаций.
Студенческий отряд обеспечивал поиск работы, гарантировал соблюдение трудовых норм и выплат, поэтому трудоустройство молодежи через студенческие отряды являлось для многих наиболее приемлемым дополнительным заработком и хорошей практикой для будущего молодого специалиста.