Составляющие работы вожатого
Давайте заглянем внутрь вожатого. Готовы? Включайте фантазию и вперед! Куда? На строительство пирамиды, символизирующей «вожатство». Только строить ее мы будем не из чего попало, не из кирпичей всяких и шлакоблоков, а из тумбочек. Почему именно из них? Потому что этот строительный материал непростой, а с внутренним содержанием - ведь в каждой тумбочке обязательно что-то лежит! Что же?
Тумбочка 1. А в ней - жажда нового. Это самое главное, потому что твои активность, открытость, креативность и прочее проявятся уже в процессе, даже если до этого такие качества в тебе не подавали признаков жизни. Именно интерес к этому миру - это необходимый «двигатель прогресса», который поможет тебе раскрыть себя на этом чудесном поприще. Чудесном потому, что оно благодатно, - если решишь разбрасывать творческие семена, они непременно упадут в мягкую почву и поэтому быстро прорастут.
Тумбочка 2. Готовность к общению. А иначе как раскрываться? Именно так, через контакт с другими людьми, причем контакт близкий и живой. Ведь самая востребованная здесь форма общения - это игра. Всем известно, что взрослые играют в свои собственные игры, однако они почему-то не так приятны и интересны, как обычные детские игрушки. Потому что в детских играх есть правила, но нет рамок, в которые загоняют себя взрослые. К тому же, это всегда весело и дает что-то новое - поэтому в игре так легко раскрываешься и чувствуешь себя ребенком в самом положительном смысле этого слова.
Тумбочка 3. Осознание того, что делаешь. Оно приходит рано или поздно. И скорее рано, особенно если ты прочитал этот сборник. Потому что когда тебя учат тому, как правильно веселее и активнее жить в этом мире, находя при этом общий язык с окружающими, ты невольно задумываешься о том, зачем тебе все это нужно. И понимаешь, вернее, не понимаешь, как мог жить без этого раньше.
Тумбочка 4. Креатив. И вот в какой-то момент ты осознаешь, что раскрылся. Как парашют на высоте 3 км. Осознаешь, что можешь творить и двигать идеи легко и просто, как никогда. И от этого тебя начинает колбасить - игры, песни, сценки и прочее льются из тебя фонтаном. Но самое прикольное то, что так колбасит не тебя одного, а весь отряд, да что там весь отряд - весь лагерь! Атмосфера при этом такая, что все отрываются по полной. Драйв неописуемый! Не веришь? Значит, ты не работал в лагере.
Тумбочка 5. Трудности. Естественно, они есть, а вы как думали! Не все же одни игры да танцы! Скорее, наоборот... Никто не говорил, что будет легко. Будет сложно. Два-три часа здорового детского сна в сутки, беготня по всему лагерю и нервы, нервы, нервы. Вы орете, на вас орут - обиды, ссоры. И даже увольнения. И даже!.. Бу! Ну как, испугались? Молодцы. Потому что трудности, они на то и даны, чтоб не бояться, а закаляться. Пусть и не всегда это легко.
Тумбочка 6. А в ней знаете что? Любовь.Смешно, понимаю, но так оно и есть. К детям, к другим вожатым, к лагерю, ко всему миру! Это бешеное чувство своей реализованности в этом мире, а также настоящего понимания со стороны других людей - все это выливается в огромную любовь ко всему на свете. А главное, дает энергию и какую-то уверенность в дальнейшей жизни. Вот такая, блин, вечная молодость!
Говорят: вожатый – это не профессия, вожатство – это не наука, это образ жизни. В чем же феномен вожатской работы? Каким должен быть современный вожатый, чтобы в столь молодом возрасте дать так много детям? А вот таким:
А – авангардный, авантюрный, авторитетный, артистичный.
Б – балдёжный, бдительный, благородный, бодрый.
В – весёлый, великодушный, выдержанный.
Г – горячий, с головой, грандиозный, грамотный.
Д – деловой, деликатный, добрый, достойный, доходчивый.
Е – единственный, естественный.
Ж – живой, жизнерадостный.
З – заботливый, загадочный, не зануда, заковыристый, зоркий.
И – интеллигентный, с изюминкой, без изъянов, интересный, искренний.
К – классный, корректный, красивый, крутой.
Л – лидер, лучший, любопытный, ласковый, любимый, личность.
М – миролюбивый, могущий, мудрый, мужественный, мажор.
Н – нежный, незлопамятный, настойчивый, находчивый, неукротимый, незанудливый.
О – обаятельный, общительный, организатор, отчаянный.
П – позднобудящий, прикольный, преданный детям.
Р – рановстающий, раскованный, разнообразный.
С – стильный, самый-самый, смелый, строгий, счастливый.
Т – терпеливый, толковый, требовательный, труженик, турист, тактичный.
У – уважаемый, уважающий, уверенный, увлечённый, улыбчивый, умелый, участливый.
Ф – фантазийный, фейерверк, физически совершенный.
Х – художественный, хиппующий, хотящий всего самого необычного.
Ц – целеустремлённый, цепкий, циркач.
Ч – честный, чудесный, человечный.
Ш – шустрый, с шармом, с шиком.
Щ – щепетильный, щедрый.
Э – элегантный, эмоциональный, эрудит.
Ю – юморной.
Я – яркий.
Известный педагог С.А. Шмаков сказал: «Нужно вожатской работе отдать все: ум, способности, силы, здоровье, годы. И вспоминать её с удовольствием. Но если от неё не защемит в груди – это была не твоя работа».
Лекция 2.
От истоков до наших дней.
Введение.
Студенческие годы — время взросления и самоопределения, приобретения профессиональных знаний, выбора жизненного пути. Однако для воспитания молодого человека, способного к саморазвитию, самообразованию, обладающего чёткой гражданской позицией, возможностей одного учебного процесса явно недостаточно. Необходимо активное практическое участие студенческой молодёжи в различных формах социально значимой и социально полезной деятельности.
Одна из таких форм — студенческие педагогические отряды. Их прообразом были вожатские коллективы лагерей-спутников для детей сельских тружеников при отрядах различного и, в первую очередь, строительного профиля. Лагеря-спутники создавались двух типов: профильные (культурно-массовые, военно-патриотические, спортивные, учебные, трудовые) и комплексные. Студенты, желающие работать вожатыми в этих лагерях, проходили предварительную профессиональную подготовку. Уже в семидесятые годы лагерей-спутников насчитывалось несколько десятков тысяч.
Принято считать, что история движения педагогических отрядов начинается с 1971 года, когда появились первый Экспериментальный студенческий педагогический отряд Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, который приступил к работе в клубе по месту жительства в московском микрорайоне Лужники, и педагогический отряд Челябинского государственного педагогического университета «Луч». Инициативу поддержали студенты Волгограда, Казани, Баку, Горького и других городов. И в середине восьмидесятых годов в движении педагогических отрядов участвовало уже более 60 000 студентов.