Музеология и охрана объектов
Государственный экзамен
по направлению подготовки
Музеология и охрана объектов
культурного и природного наследия
Программа
Челябинск 2016
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Челябинский государственный институт культуры»
Факультет документальных коммуникаций и туризма
Кафедра туризма и музееведения
Государственный экзамен
по направлению подготовки
Музеология и охрана объектов
культурного и природного наследия
Программа
Уровень высшего образования: бакалавриат
Программа подготовки: академический бакалавриат
Квалификация: бакалавр
Челябинск 2016
УДК 378(073)
ББК 78я73
Г74
Программа государственного экзамена составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия.
Структура программы государственного экзамена разработана в соответствии с п. 22 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программ бакалавриата, программ специалитета, программ магистратуры (утв. приказом Министерства образования и науки РФ № 1367 от 19.12.2013) и
п. 30, 31 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры (утв. приказом Министерства образования и науки РФ № 636 от 29.06.2015) с изм. и доп. от 09.02.2016 г.).
Автор(ы)-составитель(и): А. В. Лушникова, заведующая кафедрой туризма и музееведения, кандидат педагогических наук, доцент; И. В. Андреева, доцент кафедры туризма и музееведения, кандидат педагогических наук, доцент.
Программа государственного экзамена по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия как составная часть ОПОП рекомендована на заседании совета факультета документальных коммуникаций и туризма к рассмотрению экспертной комиссией, протокол № 2 от 17.10.2016.
Экспертиза проведена 28.10.2016, акт № 2016/МООКПН
Срок действия рабочей программы государственного экзамена продлен на:
Учебный год | Совет факультета | № протокола, дата утверждения |
2017-2018 | ||
2018-2019 | ||
2019-2020 | ||
2020-2021 |
Г74 | Государственный экзамен по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия: программа, уровень высшего образования: бакалавриат, программа подготовки: академический бакалавриат, квалификация: бакалавр / авт.-сост. А. В. Лушникова, И. В. Андреева; Челяб. гос. ин-т культуры. – Челябинск, 2016. – с. 79 – (ФГОС ВО версия 3+). Программа государственного экзамена включает: фонд оценочных средств; рекомендации обучающимся для подготовки к государственному экзамену; перечень рекомендуемой литературы, необходимой для подготовки к государственному экзамену; перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для подготовки к государственному экзамену; перечень информационных технологий, используемых при подготовке и проведении государственного экзамена, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем; описание материально-технической базы, необходимой для подготовки и проведения государственного экзамена |
© Челябинский государственный
институт культуры, 2016
Содержание
Аннотация | |
1. Фонд оценочных средств | |
1.1. Перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения основной профессиональной образовательной программы, проверяемых на государственном экзамене | |
1.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания (критерии оценки результатов сдачи государственного экзамена) | |
1.2.1. Описание показателей и критериев оценивания компетенций | |
1.2.2. Шкала оценивания (критерии оценки результатов сдачи государственного экзамена) | |
1.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов освоения основной профессиональной образовательной программы | |
1.3.1. Перечень вопросов, выносимых на государственный экзамен | |
1.3.2. Аннотации к вопросам, выносимым на государственный экзамен | |
1.3.3. Типовые практико-ориентированные задания, выносимые на государственный экзамен | |
1.4. Методические материалы, определяющие процедуру оценивания результатов освоения основной профессиональной образовательной программы | |
2. Рекомендации обучающимся по подготовке к государственному экзамену | |
3. Перечень рекомендуемой литературы, необходимой для подготовки к государственному экзамену | |
3.1. Рекомендуемая литература для государственного экзамена в целом | |
3.2. Рекомендуемая литература для подготовки к вопросам, выносимым на государственный экзамен | |
4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для подготовки к государственному экзамену | |
5. Перечень информационных технологий, используемых при подготовке и проведении государственного экзамена, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем | |
6. Описание материально-технической базы, необходимой для подготовки и проведения государственного экзамена | |
Лист изменений в программе государственного экзамена |
Аннотация
Форма государственного экзамена | Устная (ответы на вопросы билета) | |
Цель государственного экзамена | Определение соответствия результатов освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки | |
Коды формируемых компетенций | ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5 ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-10,ПК-11, ПК-12, ПК-13 | |
Общая трудоемкость государственной итоговой аттестации составляет | в зачетных единицах – 9 зач. ед. в академических часах – 324 час. в неделях – 6 нед. | |
Разработчики | А. В. Лушникова, заведующая кафедрой туризма и музееведения, кандидат педагогических наук, доцент; И. В. Андреева, доцент кафедры туризма и музееведения, кандидат педагогических наук, доцент. |
1. Фонд оценочных средств
Таблица 1
Результаты освоения ОПОП (содержание компетенций и коды) | Показатели сформированности компетенций (пороговый уровень) | Критерии оценивания уровня сформированности компетенций | ||
Общепрофессиональные компетенции | ||||
способностью применять теоретические основы и методологию историко-культурного и музеологического знания в исследованиях современного музея и объектов культурного и природного наследия (ОПК-1) | Знания:идентифицирует традиционные и современные методы музеологических исследований и изучения объектов культурного и природного наследия | Знания:Дает определение методов, применяемых в системе историко-культурного и музеологического знания | ||
Умения:Обосновывает выбор теоретических оснований исследования, оценивает методологию историко-культурного и музеологического знания, представленных в работах отечественных и зарубежных музеологов | Умения:Соотносит выбранные методы исследования с современными теоретико-методологическими основами исторического, культурологического и музеологического знания | |||
Навыки (или) опыт деятельности:Ранжирует методы исследования при выборе валидных технологий изучения проблем современного музея и объектов культурного и природного наследия | Навыки (или) опыт деятельности:Дает обоснование применения методов изучения проблем современного музея и объектов культурного и природного наследия | |||
способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-3) | Знания: Маркирует стандартные задачи профессиональной деятельности с позиций применения современных технологий | Знания:Соотносит стандартные задачи, стоящие перед современными музеями, с реальным решением проблемных зон в практической деятельности музеев | ||
Умения: Оценивает возможности применения современных информационно коммуникационных технологий с позиций решения профессиональных задач | Умения:Применяет в представлении результатов исследования знание основ информационно-коммуникационных технологий | |||
Навыки (или) опыт деятельности:Определяет место современных коммуникационных технологий в жизни современных музеев | Навыки (или) опыт деятельности:Определяет направления музейной деятельности с позиций возможности применения современных технологий | |||
способностью понимать, изучать и критически анализировать научную информацию по тематике исследования, используя адекватные методы обработки, анализа и синтеза информации (ОПК-4) | Знания:Определяет технологии применения методов обработки, анализа и синтеза информации | Знания:Преобразует стандартные технологические схемы исследования в соответствии с особенностями музейной деятельности | ||
Умения:Классифицирует и преобразует научную информацию, имеющую отношение к профессиональной деятельности музеолога, при обработке, анализе, синтезе данных, используемых при выполнении конкретных задач | Умения:Систематизирует, классифицирует и обосновывает, используемые методы исследования, обработки, анализа и синтеза информации | |||
Навыки (или) опыт деятельности:Находит соотношение методов сбора и обработки научной информации на конкретных практических примерах | Навыки (или) опыт деятельности:Определяет место методов исследования, обработки, анализа и синтеза информации в получении результатов в практической деятельности | |||
осознанием социальной значимости будущей профессии, высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК-5) | Знания:Основных направлений музейной деятельности и особенностей организации работы по изучению и охране объектов культурного и природного наследия | Знания:Называет основные направления музейной работы, актуализируемые государственными программными документами и задачами социума | ||
Умения:Соотносит направленность выполнения профессиональных задач с социальным запросом общества, актуализируемые государственными институтами | Умения:Маркирует планируемые или достигнутые результаты своего исследования с актуальными задачами музеологического знания, потребностями социума | |||
Навыки (или) опыт деятельности:Обосновывает правомерность выбора направлений профессиональной ориентации | Навыки (или) опыт деятельности:Определяет перспективы профессионального роста | |||
Профессиональные компетенции | ||||
Научно-исследовательская деятельность | ||||
способностью применять современные методы исследований в ведущих направлениях музейной деятельности и сохранении культурного наследия (ПК-1) | Знания:Современных методов исследований, применяемых в теории и практике музейной деятельности | Знания:Классифицирует методы исследований с позиций правомерности применения при изучении музеологической проблематики | ||
Умения:Выбирает методы теоретических исследований и практической реализации исследования, адекватные направлениям музейной деятельности и реализации решения вопросов музеефикации культурного и природного наследия | Умения:Выделяет и устанавливает соответствие современных методов исследований с потребностями музейной деятельности, представляя это соответствие в рамках собственного исследования | |||
Навыки (или) опыт деятельности:Обосновывает применение методов исследования на конкретных примерах музейной практики для решения задач ВКР | Навыки (или) опыт деятельности:Оценивает возможности применения методов исследования на конкретных примерах музейной практики для решения задач ВКР | |||
Способностью к оформлению результатов научных исследований: научных отчетов, обзоров, аналитических справок и пояснительных записок (ПК-2) | Знания:Технологии представления информации, соответствующие современным требованиям | Знания:Обосновывает технологии представления информации, соответствующие современным требованиям | ||
Умения: Составляет отчетную документацию по научно-практической деятельности в соответствии с современными нормативными требованиями | Умения: Представляет результаты своего исследования в соответствии с нормативными требованиями и методическими рекомендациями с использованием информационных технологий, действующих профессиональных и межведомственных стандартов | |||
Навыки (или) опыт деятельности:Объясняет правомерность структурирования материала, представляемую в отчетной документации | Навыки (или) опыт деятельности:Демонстрирует технологии структурирования материала научных отчетов, обзоров, аналитических справок и пояснительных записок | |||
Организационно-управленческая деятельность | ||||
владением основами менеджмента в музейной деятельности (ПК-3) | Знания:Основ современного менеджмента | Знания:Устанавливает соответствие основ современного менеджмента и музейного менеджмента | ||
Умения: Оценивает направленность результатов профессиональной деятельности в соответствии с требованиями современной системы управления | Умения: Находит соотношение конкретной профессиональной деятельности с позициями заявленных задач музейной деятельности | |||
Навыки (или) опыт деятельности:Приводит примеры технологий менеджмента современного музея | Навыки (или) опыт деятельности:Сравнивает деятельности различных музеев с позиций применения основ менеджмента | |||
способностью использовать на практике основы действующего законодательства музейной деятельности и в сфере сохранения культурного наследия (ПК-4) | Знания:Основ современного законодательства в сфере музейной деятельности и по вопросам охраны культурного и природного наследия | Знания:Маркирует законодательные акты и инициативы с позиций применения в музейной сфере и по вопросам охраны объектов наследия | ||
Умения: Соотносит задачи практической деятельности с действующими законодательными нормативами в области музеефикации материального и нематериального наследия | Умения: Оценивает действующее законодательство музейной сферы с позиций возможности реализации задач сохранения культурного и природного наследия | |||
Навыки (или) опыт деятельности:Выбора нормативных актов для правильной организации работы современных музеев | Навыки (или) опыт деятельности:Оценивания нормативных актов по правильной организации работы современных музеев | |||
Технологическая деятельность | ||||
способностью выполнять работу по текущему и перспективному комплектованию музея (ПК-6) | Знания:Цели и задач комплектования музейного собрания | Знания:Порядка организации Музейного собрания Российской Федерации | ||
Умения: Обосновывает требования к выполнению задач перспективного и текущего комплектования музея | Умения: Перечисляет, обосновывает и оценивает результаты и перспективы комплектования музейных коллекций и музейных собраний | |||
Навыки (или) опыт деятельности:Описания различий текущего и перспективного комплектования | Навыки (или) опыт деятельности:Устанавливает порядок обоснования и проведения комплектования музея | |||
способностью выполнять все виды работ, связанных с учетом музейных коллекций, объектов культурного и природного наследия (ПК-7) | Знания:Регламентов и правил учета музейных коллекций | Знания:Особенностей учетно-хранительской работы в музее | ||
Умения: Описывает и оценивает технологию проведения учетных мероприятий при организации музейного собрания, музеефикации объектов культурного и природного наследия | Умения: Объясняет и оценивает необходимость работ по учету музейных коллекций и музеефикации объектов культурного и природного наследия | |||
Навыки (или) опыт деятельности:Ведения учетной документации музея | Навыки (или) опыт деятельности:Описания и реализации требований по учету музейных собраний | |||
способностью осуществлять контроль режимов музейного хранения (ПК-8) | Знания:Требований к соблюдению режимов хранения музейных коллекций | Знания:Соотношения типологии музейных предметов и условий хранения | ||
Умения: Определяет порядок организации системы хранения музейных собраний | Умения: Перечисляет и описывает порядок организации работ по хранению музейных фондов | |||
Навыки (или) опыт деятельности:Определения соответствия нормативных требований и реализации условий хранения | Навыки (или) опыт деятельности:Описания нормативных требований по условиям хранения | |||
Проектная деятельность | ||||
способностью к участию в разработке выставочных и экспозиционных проектов (ПК-10) | Знания:Особенностей экспозиционно-выставочной работы | Знания:Перечисляет значение основных терминов, принципы, методы, этапы создания выставочных и экспозиционных проектов | ||
Умения: Соотносит вариативностть музейной деятельности с параметрами музейной коммуникации при реализации выставочных и экспозиционных проектов | Умения: Определяет традиционные и инновационные подходы к созданию музейных экспозиций | |||
Навыки (или) опыт деятельности:Составления документации по экспозиционно-выставочной работе, разработки информационного сопровождения | Навыки (или) опыт деятельности:Разрабатывает экспозиционно-выставочную документацию, информационное сопровождение экспозиции | |||
способностью к участию в разработке отдельных разделов проектов региональных программ сохранения и освоения культурного и природного наследия, в том числе в туристической сфере (ПК-11) | Знания:Основ проектирования музейного и туристического продукта | Знания:Представление этапов проектирования | ||
Умения: Оценивает направления профессиональной деятельности с учетом включения вопросов по охране объектов культурного и природного наследия и разработке направления туристических маршрутов | Умения: Описывает порядок разработки проектов региональных программ по сохранению и освоению культурного и природного наследия | |||
Навыки (или) опыт деятельности:Выявления основных задач проектирования музейных и туристических маршрутов | Навыки (или) опыт деятельности:Обоснования задач и этапов проектирования | |||
способностью использовать нормативные документы, определяющие параметры и основные этапы проведения проектных работ (ПК-12) | Знания:Нормативных параметров проведения проектных работ | Знания:Идентификации нормативных параметров проведения проектных работ | ||
Умения: Оценивает использование требований и рекомендаций нормативно-законодательной базы при разработке и проведении проектных мероприятий | Умения: Находит соотношение между нормативными требованиями и задачами по реализации музейных проектов | |||
Навыки (или) опыт деятельности:Составления проекта с указанием основных нормативных требований | Навыки (или) опыт деятельности:Перечисление и расшифровка требований нормативных документов | |||
Культурно-просветительская деятельность | ||||
способностью к участию в разработке культурно-образовательных программ в системе музейных учреждений, культурных центров, экскурсионных и туристических фирм (ПК-13) | Знания:Психолого-педагогических основ, необходимых при разработке культурно-образовательных программ | Знания:Задач разработки и реализации культурно-образовательных программ | ||
Умения: Обосновывает и описывает разработку и участие в реализации культурно-образовательных программ в системе музейных институтов, культурно-образовательных центров, организаций туристической сферы | Умения: Выбирает и обосновывает методы разработки и реализации культурно-образовательных программ на музейных площадках, приводит примеры использования музейных программ на площадках культурных центров, в туристической сфере | |||
Навыки (или) опыт деятельности:Оценивает перспективы применения культурно-образовательных программ в музеях, культурных центрах, в работе туристических фирм | Навыки (или) опыт деятельности:Выбирает или редактирует типовые программы, востребованные современными музеями, культурными центрами и туристическими фирмами | |||
Шкала оценивания
(критерии оценки результатов сдачи государственного экзамена)
Таблица 2
Оценка по номинальной шкале | Критерии оценки результатов сдачи государственного экзамена |
Отлично | Результат обучения показывает, что выпускник способен использовать сведения из различных источников для успешного исследования и поиска решений в нестандартных практико-ориентированных ситуациях. Обучающийся показывает высокий уровень теоретических и практических знаний, видит междисциплинарные связи. Профессионально, грамотно, последовательно, хорошим языком излагает материал, формулирует выводы. На вопросы членов комиссии отвечает кратко, аргументировано, уверенно, по существу. Достигнутый уровень оценки результатов обучения по направлению подготовки является основой для формирования компетенций, соответствующих требованиям ФГОС ВО. |
Хорошо | Результат обучения показывает, что выпускник продемонстрировал результат на уровне осознанного владения учебным материалом и учебными умениями, навыками и способами деятельности в профессиональной области; способен анализировать, проводить сравнение и обоснование выбора методов решения заданий в практико-ориентированных ситуациях. Выпускник показывает достаточный уровень профессиональных знаний и владений, свободно оперирует понятиями, методами оценки принятия решений. Имеет представление о междисциплинарных связях, умеет анализировать практические ситуации, но допускает некоторые погрешности. Ответ построен логично, материал излагается хорошим языком, но при этом допущены некоторые незначительные неточности. Вопросы, задаваемые членами ГЭК, не вызывают существенных затруднений. |
Удовлетворительно | Результат обучения показывает, что выпускник обладает необходимой системой знаний и владеет некоторыми навыками, способен понимать и интерпретировать освоенную информацию, что является основой успешного формирования умений и навыков для решения практико-ориентированных задач. Выпускник показывает достаточные знания, но при ответе отсутствует должная связь между анализом, аргументацией и выводами. На поставленные членами ГЭК вопросы отвечает неуверенно, допускает погрешности. |
Неудовлетворительно | Результат обучения свидетельствует об усвоении некоторых элементарных знаний ключевых вопросов. Допущенные ошибки и неточности при устном ответе показывают, что выпускник не овладел необходимой системой знаний по направлению подготовки, затрудняется при анализе практических ситуаций. Не может привести примеры из реальной практики. Неправильно отвечает на вопросы, поставленные членами ГЭК, или затрудняется с ответом. |
1.3. Типовые контрольные задания или иные материалы,
Таблица 3
№ п/п | Формулировки вопросов | Перечень компетенций |
Музееведение как научная дисциплина. | ОПК-1, ПК-1 | |
Структура музееведения. | ОПК-1, ПК-1 | |
Классификация музеев. Музейная сеть России: современное состояние и перспективы развития. | ОПК-1, ПК-1 | |
Профильная классификация музеев. | ОПК-1, ПК-1 | |
Источники по изучению истории и практики музейного дела. | ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 | |
История музейного дела: периодизация, методы изучения. | ОПК-1, ОПК-4, ПК-1 | |
Формирование и развитие музееведческой мысли: видные музееведы России и зарубежных стран. | ОПК-1, ОПК-4, ПК-1 | |
Предмузейное собирательство периодов античности и Средневековья: основные тенденции. | ОПК-1, ОПК-4, ПК-1 | |
Возникновение музея как социокультурного института в эпоху Возрождения. | ОПК-1, ОПК-4, ПК-1 | |
Музейный мир Западной Европы в XVIIв. и в эпоху Просвещения. | ОПК-1, ОПК-4, ПК-1 | |
Основные тенденции развития музеев стран Европы в конце XVIII – начале XX в. | ОПК-1, ОПК-4, ПК-1 | |
Основные тенденции развития музейного дела в зарубежных странах в XX – начале XXI в. | ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1 | |
Формирование собраний памятников искусства и старины в России в XIII – XVIII в. | ОПК-1, ОПК-4, ПК-1, ПК-6, ПК-7 | |
Музейное дело в России в XIX – начале XX в. | ОПК-1, ОПК-4, ПК-1, ПК-6, ПК-7 | |
Музеи России в эпоху социальных потрясений 1917 – 1945 г. | ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-6, ПК-7 | |
Развитие отечественных музеев в условиях кризиса социалистической системы и в постсоветском обществе. | ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1 | |
Музейное законодательство в России: этапы развития, структура, уровни, современное состояние. | ПК-1, ПК-4, ПК-12 | |
Музеи как научно-исследовательские центры. | ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1 | |
Комплектование фондов музея как одно из основных направлений музейной деятельности. | ПК-6, ПК-7, ПК-8 | |
Учет музейных фондов. | ПК-6, ПК-7, ПК-8 | |
Система фондовой документации как основа изучения музейных предметов. | ПК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | |
Система хранения музейных фондов | ПК-6, ПК-7, ПК-8 | |
Реставрация и консервация музейных предметов. | ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-11 | |
Атрибуция и экспертиза ценности музейных предметов. | ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-11 | |
Музейная экспозиция как форма музейной коммуникации: определение, основные понятия, структура, принципы | ПК-1, ПК-2, ПК-10 | |
Методы построения музейной экспозиции. | ПК-1, ПК-2, ПК-10 | |
Основные этапы работы над экспозицией. Технология научного проектирования | ПК-1, ПК-2, ПК-10 | |
Художественное проектирование экспозиции. | ПК-1, ПК-2, ПК-10 | |
Выставка как вид музейной экспозиции | ПК-1, ПК-2, ПК-10 | |
Архитектурная среда музеев: история и современность. | ПК-1, ПК-2, ПК-10 | |
Музейное экскурсоведение. | ПК-1, ПК-2, ПК-10, ПК-13 | |
Музейный дизайн. | ПК-1, ПК-2, ПК-10, ПК-11 | |
Музейная педагогика: понятие, предмет, формы и средства музейной коммуникации. | ПК-13 | |
Маркетинговые коммуникации: технологии связей с общественностью и музейной рекламы | ПК-3 | |
Музейный менеджмент: понятие, сущность, характеристика основных функций. Музей как организация сложного типа. | ПК-3, ПК-12 | |
Музейный маркетинг: сущность, принципы, особенности комплекса музейного маркетинга. | ПК-1, ПК-3, ПК-12 | |
Международное сотрудничество в сфере музейного дела и охраны памятников. | ПК-4, ПК-12 | |
Антиквариат и антикварный рынок как источник комплектования музейных коллекций. | ПК-4, ПК-7, ПК-12 | |
Музей и открытое информационное общество. | ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК-11, ПК-12 | |
Историко-культурное и природное наследие как объект охраны. | ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК-11, ПК-12 |
В эпоху Возрождения
Аннотация. Характеристика предпосылок возникновения феномена музея в культуре эпохи Возрождения. Понятия музея в представлениях гуманистов. Основные виды собраний и хранилищ коллекций (студиоло, антикварии, кунсткамеры, естественно-научные кабинеты).
Целенаправленное коллекционерство в XV – XVI в. в Италии - основа возникновения музея как социокультурного института. Коллекции Медичи во Флоренции в XV - XV в., коллекции папского двора в Риме. Коллекционерство за пределами Италии.
Характеристика социального состава коллекционеров, мотивации коллекционирования.
Изучения музейных предметов
Аннотация. Понятие «система фондовой документации». Задачи создания системы фондовой документации. Нормативные документы. Фондовая документация как кумулятор и транслятор информации. Фондовая документация как информационная система: учетная документация, монографические исследования, каталоги. Процесс классификации и систематизации фондов (классификационные схемы, системы каталогов, указателей). Система экспозиционной и выставочной документации. Роль фондовой документации в образовательной деятельности музея, научных исследования, учебной деятельности, творческой деятельности и др.
Различая между фондовой и учетной документацией. Фондовая документация и история развития фондов. Учетная документация и фиксация движения и состояние музейных предметов, коллекций, собраний.
Четыре этапа учета музейных фондов. Научная систематизация и каталогизация музейных фондов. Этапы научной систематизации и каталогизации. Разделы хранения. Внутренние акты музея, их оформление, хранение, организация доступа.
Учет движения музейных фондов. Паспорт музея. Инвентаризация фондовых собраний: функции, порядок проведения, документирование.
Вопрос 22. Система хранения музейных фондов
Аннотация. Понятие «хранение музейных фондов». Классификация музейных предметов по типам. Типы источников для хранения. Особенности хранения основных типов музейных предметов: письменные, вещевые (вещественные), изобразительные, кино-фото и фоноисточники. Единые требованиям по условиям хранения памятников. Учет физико-химических, количественных и иных характеристик на формирование системы хранения. Важнейшие внешние причины разрушения музейных предметов. Температурно-влажностный режим хранения. Защита от загрязнителей воздуха. Световой режим. Биологический режим. Защита от механических повреждений. Основные требования к музейным хранилищам и оборудованию: расположение, оснащение, освещение фондохранилищ, оборудование для хранения музейных фондов. Музейные здания. Требования к хранению при размещении фондохранилищ в памятниках архитектуры, деревянных постройках. Система вентиляции и отопления. Экстремальные ситуации в музее. Соблюдение условий противопожарной безопасности. Количество фондовых помещений. Размещение фондового оборудования. Хранение различных типов памятников. Задачи консервации и реставрации музейных фондов. Система хранения музейных фондов. Особенности хранения музейных предметов в экспозиции. Оборудование временных выставок Проблемы открытого хранения фондов. Упаковка и транспортировка музейных предметов. Процесс документирования условий хранения, экспонирования, транспортировки.
Вопрос 23. Реставрация и консервация музейных предметов
Аннотация. Основное содержание ключевых терминов: консервация, реставрация, реконструкция, поновление, фальсификация. Задачи консервации и реставрации в музее. Консервация как создание определенного режима хранения. Правила проведения консервации. Реставрация как восстановление облика предмета. Аналитическое исследования музейного предмета как основа реставрации. Вопросы изучения памятника перед проведением реставрационных работ. Этапы реставрационных работ Документация по проведению реставрационных работ. Отличие современной реставрации от начальных этапов развития реставрации.
Реконструкция как воссоздание памятника на основе научных данных. Формы реконструкции: рисунок, чертеж, модель. Реконструкция как основа для реставрационных действий.
Поновление – один из методов восстановления памятника: укрепление, расчистка, восстановление. Ретроспектива становления метода. Фальсификация.
Эволюция термина «реставрация» в разные эпохи. История реставрации как движение от художественно-прикладного починительства к комплексной методике реставрационно-консервационных работ. Отношение к памятникам прошлого и своего времени в Античном мире, в Византии, Средневековой Европе, на Руси. Реставрационные работы Александра Македонского. Формирование методик реставрационной деятельности Античного мира. Методы консервации памятников от воздействия атмосферных воздействий. Реставрационные работы афинского скульптора Эвандра в I веке до н.э. Метод «частичного включения» ценных материалов (камей, инталий) в другие изделия. Реставрация икон в Византии. «Возобновление» Владимирской Богоматери в середине XIII века, которая пострадала после разграбления Успенского собора: был снят драгоценный убор, повреждена живопись. Эта икона, наиболее чтимая в русской истории, поновлялась неоднократно. Советы Феофилата (X-XI вв.) и Дионисия Фурноагиафиота (XVII век) по очистке-раскрытии и поновлению икон. «Починение» произведений искусства в Европе в XVIII в. Реставрация и починительство в конце XVII в. Указы Густава-Адолфа и Карла X Шведского по защите памятников культуры. Элемент технической реставрации – дублирование (1660 и 1680 гг.). Появлению рецептурных справочников для проведения реставрационных работ.
Основные направления в области реставрации в XVIII – XIX вв. Техника дублирования, «перенос» живописи с одной основы на другую. Поиски регенерирующих составов. Разработка основных принципов систематической реставрации (Виоле-де Дюк) Начало реставрационной деятельности в России. Работы Г. Х. Грот и Лукас Конрад Пфандцельт (Фанцельдт). Семен Федорович Щедрин. Становление русской реставрационной школы. А. Ф. Митрохин. Императорская археологическая комиссия в Петербурге. Комиссия по сохранению древних памятников при Московском археологическом обществе и Общество древнерусского искусства в Москве. Академия художеств. Церковная реставрация. Указ синода 1877 г. Основоположник теоретической концепции реставрации в России И. П. Сахаров. Частные ре