Как рассаживать гостей за столом
Для официальных приемов существуют специальные правила.
В условиях наших малогабаритных квартир почти невозмож-но рассадить гостей за столом согласно требованиям этикета. До-статочно помнить, что почетными являются места справа от хо-
Глава 8. Этикет на приеме. Международные различия в деловом этикете
зяйки и справа от хозяина, а также место напротив входной две-ри; если же дверь находится сбоку – на стороне стола, обращен-ной к окнам. Эти места, конечно, должны быть отведены дамам.
Наименее почетны – места на торцах стола, кроме тех случаев, когда его возглавляет хозяин.
Не стоит усаживать рядом мужа и жену (исключение состав-ляют молодожены). Гостей лучше разместить так, чтобы им было приятно и легко беседовать. Поэтому хозяева должны заботить-ся о том, чтобы словоохотливый, общительный гость сидел ря-дом с человеком молчаливым, любящим послушать. Не должны оказаться рядом люди, находящиеся в ссоре. Хозяйке следует за-нять такое место, откуда удобно отлучаться на кухню, не причи-няя беспокойства другим (конечно, если никто другой не взял эти хлопоты на себя).
Первой садится за стол хозяйка.
Проведение застолья
Посуда на столе не должна иметь трещин. Лучше не ставить на стол цветы в высоких вазах и с длинными стеблями – они могут помешать гостям видеть друг друга, к тому же, передавая блю-да, трудно не зацепить и не опрокинуть цветы. Несвежие цветы в комнате исключены.
Угощения подают начиная с дамы, сидящей справа от хозяи-на. Блюда подают с левой стороны, а напитки наливают с правой.
К приходу гостей лучше выключить радио, телевизор и т. п. Заботу и внимание надо уделять всем гостям в равной мере, нико-му не отдавая предпочтения. Хозяева должны быть веселы и бо-дры, и даже если устали, не подавать виду. Прием гостей – заня-тие для мужественных и стойких! В присутствии гостей не ведут долгих разговоров по телефону: нужно извиниться перед собе-седником и попросить его позвонить в другое время.
Нельзя также оставлять гостей одних, а уж если крайне необ-ходимо отлучиться, – обязательно извиниться.
Деловая этика
Не следует более двух раз предлагать гостю какое-либо блю-до. Хозяин, разумеется, не должен критиковать то, что приго-товила хозяйка, и вообще нелестно отзываться о ее кулинарных способностях.
Не следует выражать недовольство невежливым или неловким поступком гостя. Скажем, если он разобьет бокал. Гость – особа священная. Даже если он неуклюж, как слон, и неаккуратен, как свинья.
Одна из главных обязанностей хозяев – постараться, чтобы го-сти не скучали. Но ни в коем случае не забавлять присутствую-щих остротами по поводу возраста, характера, здоровья и флир-тов своей супруги (супруга). Хозяева обязаны следить, чтобы во время танцев дамы не оставались без партнеров.
В квартирах, расположенных начиная со второго этажа, «пры-гучие» танцы лучше исключить.
Хозяева за столом стараются есть медленнее, чтобы дать воз-можность каждому спокойно справиться с едой. Когда застолье подходит к концу, первой из-за стола встает хозяйка.
Прощаясь с гостями, особенно поздно вечером, хозяин дол-жен позаботиться, чтобы дамы имели спутников. С оставшими-ся гостями не стоит обсуждать (особенно – критиковать) поведе-ние ушедших.
Если время позднее, а гости засиделись, то хозяева могут пой-ти на хитрость: открыть форточку и балконную дверь (это эффек-тивно зимой), начать уносить посуду, – словом, создать неуютную обстановку.
Прощаясь, хозяева, как и гости, выражают свою благодарность
и дружеские чувства: «Спасибо, что пришли», «Благодарим за компанию», «Заходите почаще» и т. п. Хозяева провожают гостя до дверей квартиры или до садовой калитки.
Провожая гостей, хозяин отпирает дверь, но не открывает ее. Если хозяин распахнул дверь – он уже не провожает, а выпрова-живает.
Глава 8. Этикет на приеме. Международные различия в деловом этикете
Здесь не говорится о видах приемов, выборе блюд и порядке их чередования в ходе приема. Не описаны также сложные и много-образные правила сервировки. Обо всем этом вы сможете узнать из раздела «Приемы».
Литература
1. Дiловий етикет. – К.: «Альтерпрес», 1998. – С.25-29.