Создание хорошего впечатления о себе
Чтобы произвести в процессе делового разговора хорошее впе-чатление о себе, необходимо помнить о соблюдении общеприня-
Деловая этика
тых в таком деле правил поведения. Их суть в самом общем виде заключается в наборе приводимых ниже рекомендаций.
Прежде всего надо вести себя естественно. Лучший способ ис-портить первое впечатление о себе – вести себя напряженно и ско-ванно. Но не годится и повышенная раскованность и тем более фамильярность. Не следует также напускать на себя вид очень се-рьезного, занятого важными делами человека. Окружающие эту фальшь поведения очень быстро распознают.
Чтобы произвести первое хорошее впечатление, надо также как можно быстрее сориентироваться в обстановке и в людях, вас окружающих. Это приводит к формированию у них достаточно устойчивых впечатлений, которые долго не исчезают.
Каждый человек – это уникальное создание со своими силь-ными и слабыми сторонами, которыми для производства хоро-шего впечатления необходимо умело пользоваться, т. е. активно использовать сильные стороны и стараться не проявлять слабые. Однако это не значит обманывать собеседников, а выстраивать свое поведение, опираясь на свои лучшие человеческие и профес-сиональные качества.
Техника демонстрации хорошего отношения к людям требует выполнения следующих действий:
1. Постоянно высказывать искренний интерес к другим лю-дям. Демонстрация такого интереса – лучший способ произвести хорошее впечатление. Следует, однако, помнить, что самое опас-ное – это перейти границы искренности и превратиться в льсте-ца. Такое происходит, когда, пытаясь произвести хорошее впе-чатление, человек в своих словах начинает преследовать очевид-ные цели. В этом случае фальшь становится заметной мгновенно. Сдержанность и такт особенно важны при общении с начальни-ком и подчиненным.
2. Поддерживать моменты общности. Отношения лучше все-го строить на тех интересах и привязанностях, которые являются общими, т. е. объединяют.
Глава 7. Деловой имидж
3. Выражать искреннее одобрение. Все люди любят, когда их хвалят. Во всех ситуациях надо найти, за что похвалить собесед-ника – за знания, умения, внешний вид, состояние кабинета или дома, личные качества родных или друзей. Замечайте в первую очередь все то, что вам нравится в людях и в их поведении. Гово-рите об их достоинствах. Может быть, эти достоинства еще в за-чатке, но человек хочет оправдать ваши ожидания и «закрепить» эти достоинства.
4. Говорить больше комплиментов, т. е. слов и выражений, со-держащих небольшое преувеличение положительных качеств че-ловека, при произнесении которых срабатывает психологический феномен внушения, вследствие чего человек старается «дорасти» до тех качеств, которые подчеркнуты в комплименте.
Среди множества комплиментов есть форма, способная вы-звать положительные эмоции даже у тех, кто находится на край-не отрицательных к вам позициях. Эта форма называется «ком-плимент на фоне антикомплимента самому себе». Усиленное воз-действие такого комплимента связано с тем, что он вызывает удо-влетворение сразу двух потребностей вашего собеседника:
• потребности в усовершенствовании какой-то своей черты характера, способности, привычки, умения;
• потребность в удовлетворении своей установки на критику партнера по деловому разговору.
Комплиментам противопоказаний практически нет. Любая деловая беседа, любые коммерческие переговоры можно начи-нать с комплиментов присутствующим. Однако на первых порах целесообразно заранее, готовясь к деловому разговору, пригото-вить небольшой набор комплиментов для разных случаев, ситу-аций и людей.
Для любого предпринимателя и любого менеджера распола-гать к себе подчиненных и партнеров по делу – производственная необходимость. Поэтому в общении с ними необходимо как мож-но чаще делать им комплименты, соблюдая при этом несколько простых правил:
Деловая этика
• комплимент должен отражать только положительные каче-ства без двойного смысла, когда качество можно оценивать и как положительное, и как отрицательное;
• отраженное в комплименте положительное качество долж-но иметь лишь небольшое преувеличение. Большое преувеличе-ние переводит комплимент в издевательство;
• нельзя делать комплимент относительно тех качеств, от ко-торых человек стремится избавиться;
• комплимент не должен давать рекомендаций и поучать;
• к комплименту нельзя делать добавок, которые превраща-ют его в «ложку дегтя», т. е. существенно ухудшают сам компли-мент. Особенно противопоказана комплименту лесть, тем более подхалимаж. Но, к сожалению, многие из нас сейчас (не говоря уже о советском времени) именно в этом преуспевают.
Существуют и другие очень важные приемы техники про-изводства хорошего впечатления на окружающих. Эти приемы предполагают следующую манеру общения с собеседниками: всякий человек, как бы он не был увлечен своей работой, имеет свою «личную жизнь» – личные интересы, увлечения, стремле-ния, интересы и потребности своей семьи. Если с собеседником вести разговор в русле его личных интересов, то это, как прави-ло, вызовет в нем повышенную вербальную активность, сопро-вождаемую положительными эмоциями, а вы, проводящий такой разговор, будете считаться у вашего собеседника человеком чут-ким и внимательным.