Этикет работы в компьютерных сетях

Компьютерная сеть зачастую становится средством общения людей по разные стороны земного шара. Очевидно, что в этой си-туации должны существовать определенные правила поведения

в компьютерной сети. Эти правила зависят от типа сети и опре-деляются общепринятыми нормами человеческого общения. Всю структуру компьютерных сетей можно разделить на две основ-ные категории: это локальные (местные) сети и глобальные сети (Интернет).



Глава 5. Письменные и электронные виды делового общения

Этикет работы в компьютерных сетях - student2.ru

Компьютер в локальной сети

Компьютер пользователя может быть подключен к локальной сети в пределах определенной организации, предприятия, не име-ющих выхода в Интернет.

Во многих организациях, где используются локальные се: правила поведения пользователя в сети устанавливаются в виде определенных инструкций или официальных правил, утвержден-ных администрацией.

Обычно пользователь локальной сети не имеет возможности менять настройки или режимы работы сетевого сервера. Таким правом обладает только администратор сети, который также за-ведует подключением новых компьютеров к сети, регистрацией новых пользователей (присвоением сетевого имени), выдачей се-тевых паролей и т. д. Обслуживанием сети и поддержкой ее рабо-тоспособности занимается специальный персонал. Рядовой поль-зователь со всеми своими вопросами и проблемами должен обя-зательно обращаться либо к этому персона, либо непосредствен-но к администратору сети.

Если ваш компьютер в сети работает неустойчиво, часто на-блюдаются сбои сетевого соединения, то не стоит самостоятель-но пытаться улучшить его работу, следует обратиться к админи-стратору сети. Обслуживающий персонал проверит ваше под-ключение и, если будет обнаружена неисправность, устранит ее.

Иногда бывает, что сеть плохо работает по вине самого поль-зователя (неверно выбран протокол обмена, неправильно уста-новлена скорость обмена и т. д.). В этом случае к сетевому персо-налу можно обратиться за консультацией.

Необходимо соблюдать некоторые общие правила работы в локальной сети:

1) никогда и никому не передавайте сетевое имя и пароль для входа в сеть, чтобы не пришлось впоследствии отвечать за чьи-то действия, совершенные в сети под вашим именем;



Деловая этика

Этикет работы в компьютерных сетях - student2.ru

2) оставляя компьютер на длительное время (более 10–15 ми-нут), прекратите выполнение всех программ с сетевой поддерж-кой (или связанных с обменом данных по сети). Если в силу вы-полняемой задачи сделать это невозможно, то предупредите сете-вого администратора о факте вашего отсутствия на рабочем ме-сте. А если вы отправляетесь в столовую или кафе, то лучше во-обще выйти из сети, чтобы в ваше отсутствие никто не смог вос-пользоваться вашим сетевым именем;

3) старайтесь без необходимости не работать одновремен-но с несколькими программами, которые требуют сетевой под-держки;

4) старайтесь не перемещать одновременно большие объемы данных со своего компьютера на другой компьютер в сети или наоборот. Если возникла необходимость в таком перемещении, то, прежде чем начать операцию, продумайте возможность раз-бить данные на отдельные, меньшие по объему пакеты и толь-ко в том случае, когда это невозможно, прибегайте к переме-щению всех данных одновременно. При этом будьте готовы к тому, что могут возникнуть проблемы с перемещением (нехват-ка места, памяти и т. д.), и вам придется иметь дело с сетевым ад-министратором;

5) если ваш компьютер оснащен собственным жестким дис-ком, старайтесь сохранять данные именно на нем, а не на дисках общего пользования. В том случае, когда для решения вашей за-дачи требуется сохранение данных на общем диске, постарайтесь минимизировать объем сохраняемой информации, помните, что пользователей в сети много, а общий диск – один. Если общим диском является диск вашего компьютера, не забывайте и о дру-гих пользователях, которым может потребоваться свободное ме-сто на диске общего пользования;

6) если для пересылки сообщений между пользователями сети применяется общий системный почтовый ящик, не поме-



Глава 5. Письменные и электронные виды делового общения

Этикет работы в компьютерных сетях - student2.ru

щайте туда очень большие сообщения, это может привести к не-хватке места, и сетевому администратору придется «очищать» почтовый ящик. При этом не только пропадет ваше сообщение, но и нарушится нормальный обмен сообщениями между осталь-ными пользователями сети;

7) перед установкой на свой компьютер нового программного обеспечения с возможностью коллективного использования обя-зательно сообщите об этом сетевому администратору и получи-те его разрешение. Перед установкой необходимо проверить уста-навливаемое программное обеспечение на лицензионную чисто-ту и на отсутствие компьютерных вирусов. Обычно это делает кто-то из персонала, обслуживающего сеть;

8) необходимо строго следить за тем, чтобы ваши работаю-щие программы не наносили вред каким-либо общим сетевым ре-сурсам или ресурсам других пользователей сети;

9) внимательно изучайте сообщения, приходящие пользова-телям сети от сетевого администратора: в них может содержаться полезная информация о порядке функционирования сети, об из-менениях конфигурации, о профилактических остановках серве-ра, о новом программном обеспечении, установленном на сетевом сервере. Если сообщение администратора требует ответа, немед-ленно отреагируйте.

Нарушение правил поведения в локальной компьютерной сети может повлечь за собой отключение от нее вашего компьютера. Если это произошло, ведите себя корректно по отношению к се-тевому администратору и попытайтесь выяснить, в чем вы прови-нились, если, конечно, какое-либо действие в нарушение установ-ленных правил не было выполнено вами намеренно.

Иногда в локальной сети имеется общее периферийное обору-дование. Чаще всего это принтер или какое-либо иное устройство вывода. Использование коллективного оборудования требует от пользователей сети выполнения дополнительных правил. Так,



Деловая этика

Этикет работы в компьютерных сетях - student2.ru

при использовании коллективного принтера члены локальной сети должны соблюдать следующие дополнительные правила:

1) следите за тем, чтобы не распечатывать лишние копии на-правленного вами на печать задания, ведь это пустая трата бумаги;

2) помните, что, когда в принтере закончится бумага, кому-то из пользователей придется потратить лишнее время на то, что-бы либо самому вставить в принтер новую порцию бумаги, либо, сообщив сетевому администратору, дождаться, когда это сделает кто-нибудь из обслуживающего персонала;

3) старайтесь не распечатывать текст своего документа или программы каждый раз, как вы вносите в них незначительные изменения. Внесенные изменения можно просмотреть на экране дисплея. Практически все современные текстовые редакторы по-зволяют просмотреть на экране образец возможной распечатки; не забывайте это делать для выявления досадных опечаток и их исправления до получения распечатки. Печатайте только полно-стью готовый документ;

4) не оставляйте свои распечатки около принтера – забирайте их по возможности сразу после окончания печати. Общим прин-тером пользуется большое количество людей, и, оставляя свои распечатки у принтера, вы не только затрудняете себе их поиск в дальнейшем, создавая «залежи» бумаги у принтера, но и вообще рискуете их потерять, если кто-нибудь по ошибке захватит ваши документы вместе со своими;

5) в случае появления вопросов по эксплуатации сети или программ, использующих сетевые ресурсы, следует обращаться

к сетевому администратору.

Компьютер в сети Интернет

В настоящее время многие компьютеры, как в учреждени-ях, так и дома, постоянно подключены к всемирной сети Интер-нет или имеют возможность временного к ней подключения че-рез сеть провайдера. Сеть Интернет прочно вошла в нашу жизнь.



Глава 5. Письменные и электронные виды делового общения

Этикет работы в компьютерных сетях - student2.ru

Среди многочисленных сервисов Интернета самыми распростра-ненными являются Всемирная Паутина (ВВВ), электронная по-чта, телеконференции и дискуссионные клубы, а также пересыл-ка файлов по сети. Каждая из этих услуг требует соблюдения определенных правил этикета. В настоящее время даже появился специальный термин для обозначения правил сетевого этикета – нетикет (netiquette – производное от net – сеть и фр. etiquette – эти-кет). Широкая общественность Интернета активно поддерживает правила сетевого этикета. Пользователи сети, нарушающие нети-кет, могут получать по электронной почте предупреждения, ука-зывающие на ошибки в их поведении.

Принятые для этого вида услуг Интернета правила в основном относятся к создателям и владельцам веб-страниц и веб-серверов. Для простого пользователя существует одно главное правило: не использовать размещенную в WWW информацию (текстовую, графическую, справочную и т. д.) в коммерческих целях без пред-варительного согласования с авторами или владельцами веб-серверов и веб-страниц.

Сейчас все большее число организаций и частных лиц созда-ют свои веб-страницы. Если у вас есть выход в Интернет через какого-либо провайдера, то в принципе вы имеете возможность за определенную плату разместить в Интернете свою веб-страницу, поместив на нее ту информацию, которую вы сочтете нужной. Никакой централизованной цензуры на содержание размещаемой на веб-странице информации в Интернете нет. Что помещать на странице, решает ее создатель. И тем не менее определенные пра-вила для создателей веб-страниц существуют:

1) если на вашей странице размещается много графической информации, видеоматериалов и т. п. или элементы навигации вашей страницы выполнены графически, предусмотрите воз-можность выбора пользователем текстового режима или режи-ма упрощенного просмотра страницы. Получив информацию с вашей страницы, человек, естественно, захочет ее использовать,



Деловая этика

Этикет работы в компьютерных сетях - student2.ru

а некоторые пользовательские программы не поддерживают ра-боту с графикой (правда, с каждым днем таких программ стано-вится все меньше), поэтому должна быть предусмотрена возмож-ность получения основной информации со страницы в тексто-вом виде. Во многих случаях у пользователей установлен выход в Интернет с малой скоростью передачи данных (это встречает-ся гораздо чаще, чем не поддерживающие графику пользователь-ские программы). У таких пользователей ваша страница будет за-гружаться очень медленно, что заметно снизит возможное удо-вольствие, полученное с ее посещения. Такой пользователь также должен иметь возможность, переключив свой браузер (програм-му просмотра веб-страниц) в текстовый режим, получить всю не-обходимую информацию с вашей страницы;

2) стремитесь к тому, чтобы адрес вашей страницы был мак-симально короток и понятен;

3) автор страницы должен обязательно указать владельцев упоминаемых на странице торговых марок, а также оговорить ав-торское право на страницу или информацию, размещенную на ней;

4) для получения информации о технических особенностях страницы, для решения некоторых других вопросов и просто для связи с пользователями (например, для отправления откликов на страницу) автор должен разместить на своей странице ссылку на электронный почтовый адрес, предназначенный для этих целей;

5) не забывайте помещать дату последнего обновления стра-ницы, это существенно облегчит нахождение оперативной ин-формации, размещенной на вашей странице, что зачастую бывает очень важно для посетителя страницы;

6) размещайте информацию так, чтобы ее легко было найти на странице, не злоупотребляйте гиперссылками;

7) в случае если на вашей странице содержится информация, которую не следует видеть детям или несовершеннолетним, а также людям с определенными религиозным убеждениями, необ-



Глава 5. Письменные и электронные виды делового общения

Этикет работы в компьютерных сетях - student2.ru

ходимо так оформить страницу, чтобы до появления этой инфор-мации давалось сообщение о ее характере;

8) многие страницы Интернета являются платными и защи-щены от входа паролями (чаше всего это узкоспециализирован-ные страницы, страницы с приватной информацией, страницы электронных библиотек известных научных журналов). Для вхо-да на такую веб-страницу требуется пароль или номер кредитной карточки. Не пытайтесь угадывать пароли или номера кредитных карт, это не так-то легко сделать, и тем более не следует пытаться «взломать» страницу: это может привести к весьма неприятным последствиям. Известны случаи, когда люди за несанкциониро-ванный вход на защищенные страницы попадали в тюрьму;

9) если вы используете телефонную линию для временного подключения к Интернету через провайдера, выбирайте для се-ансов связи такое время, когда ваш телефон наиболее свободен, ведь в течение всего сеанса линия будет занята и дозвониться к вам будет невозможно. На Западе, чтобы снять эту проблему, ча-сто для связи с Интернетом выделяется специальная телефонная линия (отдельный телефонный номер) или используется прямое подключение к Интернету.

В целом нормы поведения в Интернете мало отличаются от соответствующих норм поведения в обществе в целом. Особен-ность состоит в том, что применение новых технологий сделало возможным обмен информацией, общение между людьми, нахо-дящимися за тысячи километров друг от друга, но никоим обра-зом не означает, что можно не уважать своих собеседников.

Литература

1. Борисов, В.К. Этика деловых отношений: учебник / В.К. Борисов

[и др.]. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФА–М, 2010. – С. 154-157.

2. Каменская, Е.Н. Психология и этика делового общения. – Ростов

н/Д: Феникс, 2004. – С. 197-204.



Деловая этика

Этикет работы в компьютерных сетях - student2.ru

ГЛАВА 6. ДЕЛОВЫЕ КОНФЛИКТЫ

И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

Наши рекомендации