Этические нормы работы в компьютерных сетях

Электронная почта, телеконференции, средства мгновенного обмена сообщениями стали возможны только с развитием сети Интернет. Любое из этих средств коммуникации использует воз-можности Интернета для передачи информации. Однако, поми-мо вышеописанных коммуникационных технологий, Интернет используется также для размещения информации на корпора-тивных веб-сайтах, рекламных объявлений на специальных до-сках объявлений, организации интернет-торговли и т. д. В связи

с этим, помимо знания особенностей использования конкретных современных технологий передачи деловой информации, необхо-димо иметь представление о том, что же является допустимым в Интернете, а что выходит за рамки этикета, принятого в глобаль-ной сети.



Деловая этика

Этические нормы работы в компьютерных сетях - student2.ru

В связи с постоянным ее развитием, совершенствованием тех-нических средств и увеличением числа и активности пользовате-лей именно в Интернете наиболее остро стоит проблема инфор-мационного перенасыщения. Особенно важным становится со-блюдение правил и этических норм использования коммуника-ционных средств. В «Нормах пользования Сетью», опубликован-ных открытым форумом Интернет-сервис-провайдеров, говорит-ся: «Сеть Интернет представляет собой глобальное объединение компьютерных сетей и информационных ресурсов, принадлежа-щих множеству различных людей и организаций. Это объедине-ние является децентрализованным, и единого общеобязательно-го свода правил (законов) пользования сетью Интернет не уста-новлено. Существуют, однако, общепринятые нормы работы в сети Интернет, направленные на то, чтобы деятельность каждо-го пользователя сети не мешала работе других пользователей».

Основной проблемой использования Интернета на сегодняш-ний день являются различные виды информационного шума (спа-ма). Хотя единого четкого и однозначного определения спама не существует, в целом можно сказать, что любая информация, не востребованная получателем и навязываемая ему в той или иной форме, есть спам. С точки зрения сетевой этики является недопу-стимой любая массовая рассылка информации без явного и не-двусмысленного согласия получателя. Если же получатель выра-зил такое согласие, то он должен иметь возможность быстро и без затруднений в любой момент времени отказаться от дальнейшего получения данной информации. Тот факт, что адрес электронной почты или другие координаты получателя были опубликованы в открытых источниках, не является основанием для рассылки ему невостребованной информации.

Неэтичной также является пересылка без предварительного согласования больших объемов данных (вложенные файлы, изо-бражения), а также документов, для получения доступа к кото-рым необходимо специальное программное обеспечение, кроме общепринятого и общедоступного.



Глава 5. Письменные и электронные виды делового общения

Этические нормы работы в компьютерных сетях - student2.ru

Не столь грубым, но все же существенным нарушением сете-вого этикета является размещение в любой электронной конфе-ренции информации, не соответствующей тематике (офф-топик),

а также размещение либо рассылка неинформативных или повто-ряющихся сообщений.

Как уже отмечалось выше, компьютерные средства связи практически исключают использование невербальных средств коммуникации. Это обстоятельство привело к развитию своего рода компенсирующих механизмов, выражающихся, с одной сто-роны, в повышенном внимании к разметке и оформлению текста, с другой – в использовании специальных сочетаний символов, ча-сто заменяемых стилизованными графическими изображениями (иконками), символизирующих эмоциональную окраску текста, и получивших общее название смайлов (smileys, или emoticons). Использование смайлов в сообщении является хорошим тоном

– они позволяют лучше понять мысль и настроение автора, од-нако злоупотребление ими, во-первых, делает любое сообщение трудновоспринимаемым и несерьезным, во-вторых, в большей или меньшей степени увеличивает объем сообщения. Что каса-ется оформления и разметки текста, электронные средства связи, как правило, предоставляют гораздо более широкие возможно-сти, нежели, например, традиционная полиграфия, поэтому здесь важную роль играют общепринятые нормы и правила: необходи-мо хорошо структурировать любое электронное сообщение, гра-мотно использовать цвет и средства управления шрифтом (под-черкивание, курсив и т. д.). Неприемлемым с точки зрения сете-вой этики является агрессивная разметка, излишнее количество выделенных фрагментов текста и заголовков, а также написание сообщения или его части заглавными буквами (это явление полу-чило название «крик», shouting).

В целом общий принцип общения при помощи компьютерных коммуникационных средств требует максимально удобной для



Деловая этика

Этические нормы работы в компьютерных сетях - student2.ru

получателя подачи информации и, что особенно важно при со-временной плотности информационных потоков, краткости и те-матического соответствия.

Современный бизнес и деловые отношения, как внутри ор-ганизации, так и вне ее, невозможны без использования инфор-мационных технологий. Область применения информационных технологий в бизнесе широка и многообразна, и одно из ведущих мест в ней занимают средства коммуникации, что обусловлено их большими техническими возможностями, надежностью и за-частую относительно малой в сравнении с традиционными сред-ствами коммуникации стоимостью. Параллельно с совершен-ствованием технической базы и расширением сферы применения этих коммуникационных средств непрерывно формируется и раз-вивается особая культура их использования, следование принци-пам которой является одной из важнейших составляющих успеш-ного применения информационных технологий в деловых отно-шениях. Возможность обмена большими объемами информации практически без временных и географических ограничений на-ряду со многими специфическими особенностями данных техно-логий, многократно расширяя возможности человеческого обще-ния, делает соблюдение этических норм и правил использования этих средств особенно важным, необходимым и неотъемлемым аспектом деловой культуры и этики в целом.

Наши рекомендации