Когда вы проходите собеседование
Куда бы вы ни шли, не забывайте об улыбке; улыбаясь, вы по-чувствуете себя легко, и другие ответят вам тем же. Однако пом-ните, что постоянная улыбка сковывает лицо и может показать-ся фальшивой.
Приходя на собеседование,вежливо приветствуйте всех со-трудников компании, начиная с охранника и заканчивая секре-тарем. В хорошей компании уважают мнение всех ее работников. Впечатление о вас начинает складываться с телефонного разгово-ра или с того момента, как вы входите в здание.
Приходите, по крайней мере, за десять минут до назначенно-го времени.
Приходите подготовленным. Когда вы забываете бумаги «дома», создается впечатление, что вы уделили недостаточно вни-мания подготовке к собеседованию. Готовьтесь тщательно дома.
В вашей внешности должны отражаться самоуважение, род ваших занятий и то положение, которое вы хотели бы занимать. Люди, заботящиеся о своем внешнем виде, создают впечатление, что они также заботятся о компании, в которой служат. Хорошо уложенные волосы, начищенная до блеска обувь, подходящая к
Деловая этика
случаю одежда, минимум аксессуаров, тонкий аромат лосьона для бритья или духов – все это создает прекрасный имидж слу-жащего компании.
Уделяйте большое внимание личной гигиене: дезодорант для рта и тела, ухоженные ногти – неотъемлемая часть ваше-го имиджа.
В ходе собеседованиявашими первыми словами,адресован-ными тому, кто будет с вами беседовать, должны быть: «Благода-рю вас», – за то, что вам уделят время.
Никогда не забывайте о рукопожатии. Не садитесь, пока вам не предложат.
Сидите прямо. Руки держите свободно (не делайте ими сует-ливых движений).
Смотрите в глаза собеседнику.
Ничего не трогайте на столе того, кто с вами беседует. Не пытайтесь прочесть ничего, что лежит у него на столе. Говорите так, чтобы вас было хорошо слышно. Отвечайте, по-
думав, правдиво и уверенно. Положительную реакцию у слуша-теля вызывают, главным образом, выражение лица и тон голоса.
Слушайте! Будьте внимательны. Отвечайте кратко.
Не отзывайтесь дурно о других людях или о другой компании. Имейте при себе хорошую ручку и блокнот, чтобы при необхо-
димости делать записи.
Следите за жестикуляцией. Язык тела может обидеть и выка-зать плохие манеры. Никогда не грозите пальцем; манера сидеть развалившись демонстрирует ваше неуважение к окружающим.
Уходя с собеседования,следите за сигналами окончания раз-говора.
Прежде чем уйти, подчеркните в одном предложении свое желание работать в данной фирме. Не просите, не умоляйте, не хнычьте: просто выскажитесь положительно.
Пожмите руку. Улыбнитесь.
Выйдите неторопливо, уверенным шагом.
Глава 3. Этика и этикет в общении с коллегами по работе
После собеседованиянапишите благодарственное письмо ин-тервьюеру, выражая свою заинтересованность в работе и призна-тельность за предоставленное вам время. Сообщите, как важно для вас получить работу в этой компании. Разумеется, вы долж-ны написать благодарственное письмо тому, кто помог вам до-биться собеседования или написал письмо от вашего имени.
Не надоедайте нанимателю. Если вы не получили ответа, до-статочно позвонить в течение месяца или через несколько меся-цев, чтобы сообщить, что вы все еще заинтересованы в сотрудни-честве, если вакансия открыта.
При собеседовании вы не должны:
1) приходить в явно новой одежде;
2) нервничать и суетиться;
3) затрагивать спорные вопросы, которые могут возникнуть, если вас примут на работу. Как бы вы не были правы, это вызовет сомнения у нанимателя;
4) передвигать мебель – ваш стул обычно стоит там, где это-го хочет наниматель;
5) показывать свою сверхзаинтересованность или сверхоза-боченность;
6) перебивать собеседника, чтобы вставить свое замечание;
7) спорить, а тем более использовать жаргонные и даже уме-ренно бранные слова;
8) бояться признаться в том, что вы чего-то не знаете:
9) быть фамильярным с вашим собеседником, даже если он дружелюбен и позволяет вам чувствовать себя свободно;
10) высказывать свои политические взгляды, пока вас об этом не попросят;
11) стараться заполнить паузы беседой;
12) многократно извиняться;
13) оставаться, когда вам дали понять, что беседа окончена;
14) есть накануне чеснок, лук, мятные конфеты.
Деловая этика
При собеседовании вы должны:
1) убедиться в том, что поняли вопрос, прежде чем пытаться на него ответить;
2) постараться выглядеть спокойным, даже если вы таковым себя не чувствуете (перед тем как войти в кабинет, сделайте не-сколько глубоких вдохов);
3) улыбаться – помните, что улыбка (конечно, не натянутая) «смазывает колесо»;
4) слушать то, что вам говорят, и, если необходимо, получив разрешение, делать заметки;
5) спросить, не следует ли вам выйти, если вашему собесед-нику необходимо поговорить по телефону;
6) принять предложение выпить чашку чая или кофе;
7) продемонстрировать желание узнать то, чего не знаете;
8) быть откровенным, но не наивным;
9) постараться не говорить о размере зарплаты первым. Подо-ждите, пока это сделает ваш наниматель. Предоставьте ему ини-циативу в ведении беседы, в том числе и в определении ее про-должительности. После того как новый сотрудник принимается на работу, его должен представить коллективу руководитель ор-ганизации. Старые сотрудники вводят новичка в курс дела и ве-дут себя так, чтобы последний уже через несколько дней почув-ствовал себя на новом месте уютно. В сложные личные отноше-ния между некоторыми сотрудниками, а также во взаимные оби-ды вновь прибывшего посвящать не следует.