Техника использования биологических ритмов
«Познавай тот ритм, что в жизни человеческой сокрыт.»
Архиллох, 2‑я пол. VII в. до н.э.
ТЕСТ 12. Жаворонок или Сова?
1. В котором часу Вы встаете без будильника?
До 6 утра – А
В 6‑8 час. – А
После 8 час. – В
2. В котором часу Вы бы встали сами, если бы у Вас была такая возможность?
В 5‑7 час. – А
В 7‑8 час. – А
В 8‑9 час. – А
После 9 час. – В
3. Хотелось бы Вам поспать днем?
Да – А
Нет – В
4. Страдаете ли Вы, когда Вас будят?
Да – В
Нет – А
5. Злитесь ли Вы, если Вам приходится вставать одному?
Да – В
Нет – А
6. Вы с аппетитом завтракаете?
Да – А
Нет – В
7. Когда Вы начинаете чувствовать послеобеденную усталость?
В 14‑15 час. – А
В 15‑16 час. – А
В 16‑17 час. – В
8. Нравится Вам проводить вечер вне дома?
Да – В
Нет – А
или за телевизором?
Да – В
Нет – А
или лучше пораньше лечь спать?
Да – В
Нет – А
9. В котором часу вечером Вы чувствуете усталость?
До 21 час. – А
В 21‑23 час. – А
После 23 час. – В
10. Вы поздно идете спать?
Да – В
Нет – А
Из этого теста Вы уже поняли, кто Вы – Жаворонок или Сова. Оба типа, равно как и смешанный, считаются совершенно нормальными явлениями реальной жизни. Ориентация биологических ритмов людей заложена при рождении и зависит от работы многих функциональных систем организма, прежде всего ферментной. Поэтому не стоит корить себя, если Вы не в состоянии рано встать и сразу начать продуктивно работать, как Ваш коллега или знакомый. Или наоборот, Вам сложно засиживаться допоздна за работой уже просто по той причине, что Вы в это время дня уже плохо что‑то воспринимаете и не можете больше так же эффективно работать, как в утренние часы. Надо подчеркнуть, что смена активных и пассивных фаз дня для обоих типов имеет одинаковый характер. Различие заключается во времени начала первой активной фазы. На графике приведены усредненные графики распределения дневной активности для жаворонков и для сов.
Поскольку Вы уже выяснили из Теста 6, кто Вы по ориентации своих биологических часов, то вопрос сводится к тому, как наиболее эффективно использовать свои биологические особенности.
Упражнение
Вспомните свой обычный рабочий день и ответьте письменно на следующие вопросы:
● Когда Вы начинаете чувствовать усталось в течение обычного рабочего дня?
● Когда Вам просто необходимо сделать небольшую паузу в работе, чтобы снять усталость?
● Когда Вы чувствуете взлеты работоспособности и интеллектуальный подъем?
● В какое время дня Вы чувствуете себя почти неспособным к работе?
● В какое время Вы можете заниматься рутинной механической работой, но не в состоянии сконцентрироваться и принять важное решение?
Постройте следующий график. По оси «Время» отложите Ваши часы работы. По оси «Готовность к работе» отложите в процентном отношении Вашу готовность выполнять поставленные задачи. Возьмите за образец график биологической активности, приведенный выше. Возьмите за 100% готовность принять важное решение, провести важное совещание, успешно выступить с докладом и пр., т.е. пик Вашей интеллектуальной и деловой активности.
Остальные цифры остаются на Ваше усмотрение, т.е. зависят от Ваших личных качеств, способностей и времени дня. Вы должны построить график зависимости Вашей работоспособности как функции от времени дня.
После того как Вы построили такой график, найдите в Вашем еженедельнике расписание любого рабочего дня. Не забудьте отметить важность, т.е. приоритетность Ваших занятий. Распределите выполнение наиболее важных, приоритетных задач в то время, когда Вы находитесь на пике Вашей интеллектуальной формы. Задачи, требующие минимума интеллектуальных затрат, выполняйте, когда Вы устали, и Ваша работоспособность почти минимальна. В часы, когда Ваша работоспособность достигает 50% от максимальной (очень хороший показатель), планируйте выполнение задач умеренной умственной активности: письма, договоры, контроль за выполнением заданий, телефонные звонки, встречи с коллегами и клиентами.
Рис. 18. Распределение суточной активности (Жаворонки, Совы )
Золотое правило:
Работайте по своим биологическим часам, а не против них!