Деревянная Девочка и Черная Змея
Жила-была в лесу Елочка. Не хуже и не лучше прочих елочек – такая же пушистая-иглистая-шишастая. Хотя себя считала очень неудачной и даже от ветра умудрялась качаться не так, как все. Однако когда пришло время, наша Ёлочка в числе прочих попала под топор дровосека и очутилась на празднике жизни в качестве новогодней елки в доме, где жили две прелестные маленькие девочки.
Елочка немного грустила о своем лесе, об оставленном, довольно высоком своем пеньке, но вскоре утешилась, ведь девочки искренне радовались празднику, и их звонкий смех заставил Елку забыть о свободной жизни в лесу.
Все проходит, и Новый Год тоже прошел. С Елки сняли блестящие звонкие игрушки, мишуру, светящуюся гирлянду, с нее осыпались почти все иголки. «Боже мой, от нее остался только голенький скелет!». Так крикнула старшая из девочек, а младшая не хотела расставаться с Елкой и долго не разрешала вынести ее во двор. Однако произошло и это, и Елка в числе прочих оказалась на улице. Потом их всех собрали и куда-то увезли. Дальнейшая ее судьба точно неизвестна, но хочется думать, что наша Елочка попала в добрую печку и сгорела там, согрев чье-то озябшее тело и развеселила смолистым трескучим огоньком чье-нибудь сердце. Об этом можно только догадываться и мечтать.
Но это еще не вся история Елки. Как было уже сказано, в лесу остался довольно высокий ее пенек. Дровосек срубил только пышную верхушку дерева.
Увидел как-то Хозяин Леса высокий стройный пенек и задумался. Был он большим волшебником и мастером своего дела. Поискал он в своей подземной сокровищнице и нашел там красивый серебряный кувшин с высоким узким горлышком. Поставил его на пенек. Красиво получилось. Превратил пенек в Деревянную Девочку с кувшином на плече. Хорошая получилась девочка. И наложил он на нее заклятие. Целый год будет она жить в мире людей, сохраняя некоторые свойства дерева, и кувшин ее будет никому не виден. А раз в году, в самый короткий зимний день, она должна будет возвращаться в лес и опять врастать корнями в лесную землю. Еще Хозяин леса что-то тихо пробурчал себе под нос, но Деревянная Девочка этого не расслышала. И волшебство свершилось. Из леса вышла девочка немного деревянной походкой.
У нее объявились мама и папа. Зажила девочка обычной человеческой жизнью. Целый год она и не вспоминала о том, что когда-то жила в лесу среди деревьев. Только вот двигалась так, как будто ее деревянные шарниры были плохо смазаны. Из-за этого над Деревянной Девочкой смеялись, и она очень страдала от этого. От этого страдания ей очень хотелось научиться танцевать. Но долгое время у нее ничего не получалось, пока не вошла она в возраст.
Деревянная Девочка не забывала раз в году возвращаться в лес и врастать там корнями в лесную землю. Тогда в лесу объявлялся пенек с прекрасным сияющим серебряным кувшином на нем, в котором любила отражаться и играть сама Луна.
Наутро она опять становилась Деревянной Девочкой и возвращалась домой. Почти такой же, как была, только глаза сияли чуть ярче, чем прежде, должно быть, из-за серебряного кувшина. Одно не давало ей покоя – та часть заклятия Хозяина Леса, которую она не расслышала. Ей казалось, что это имеет какое-то отношение к тому, что среди людей она оставалась слишком уж деревянной, а в лесу не была даже обычным деревом, а просто пеньком, на котором стоял серебряный кувшин.
В это лес часто приходил один Мальчик. Нравилось ему там бывать. Приметил его Хозяин Леса и решил поразмяться в своей волшбе. И превратил мальчика в Черную Змею. А после заклятия жизнь Мальчика выглядела примерно так: вернувшись к людям, он выглядел вполне обычным мальчиком, только ум его развивался по-змеиному гибко, остро и как-то немного раздвоено, как змеиный язык. Когда же он приходил в лес, то превращался в Черную Змею.
И вот однажды Черная Змея увидела в лесу очень красивый серебряный кувшин на пеньке, и в нем сияла луна. Парень наш был любопытный, и кувшинов обычно не пропускал. В иных из них бывало молоко. И вот Змея скользнула в кувшин, и словно в бездну провалилась. Обратно кинулась – не тут-то было. То ли горлышко слишком узким оказалось даже для такого гибкого существа, то ли какая другая причина – но осталась змея биться в кувшине. В положенное время пенек превратился снова в Девочку, да уже не просто Деревянную, а такую, которая могла танцевать. Видно, приобрела она часть змеиных качеств за счет своего пленника. И хорошо ей и страшно одновременно, ведь бьется Змея в кувшине, на волю просится. Но поделать ничего не может – не в ее это силах. Так и вышла из леса Девочка с невидимым кувшином, в котором металась невидимая Змея. А потом оттуда вышел и Мальчик. Только с тех пор все не так у него пошло, не так, как прежде, как будто лишился он своей силы. Вроде он и здесь, и одновременно в кувшине мается.
А Девочке-то хорошо – на нее внимание обращать стали. Какая-то стать и гибкость в ней обозначились. Только вот страшно по ночам было, когда билась и просилась на свободу Змея в кувшине.
Через год в самый короткий зимний день снова пришла Девочка с кувшином в лес, и Мальчик тоже пришел. Пришел и увидел серебряный кувшин на еловом пеньке. Кинулся к нему – хочет с собой забрать. Да не тут-то было – кувшин намертво к тому пеньку прижился. С досады парень пнул пенек изо всей силы. Вскрикнула Девочка от боли. Тут и стыдно и жалко самого себя парню сделалось. Обнял он пенек с кувшином вместе и заплакал горько. Попали его слезы на пенек и под корни его. И вот тут-то тайная часть заклятия Хозяина Леса сработала. Обомлел парень: не декабрь суровый вокруг уже, а примерно середина марта, и оживает на его глазах пенек, ветки пустил, иголвой свежей ощетинился. Не успел парень оглянуться – Елочка перед ним живая, пушистая, с кувшином в ветвях. Только глазами моргнуть успел – Елочка в девушку обратилась с кувшином в руках. Увидела она: парень перед ней мается, в муке мучается. Пожалела его, и упали две горячие слезинки прямо в кувшин. А по скользкой дорожке от слез из кувшина черная змея выскользнула – и к парню. Еще миг – и ни змеи, ни кувшина не видно стало. Вокруг летнее утро вовсю царит, и стоят парень с девушкой, друг на друга смотрят.
Тут бы вроде и к свадьбе дело, да только после свадьбы конец всегда короткий: «и жили они долго и счастливо, и умерли в один день». А этим еще просто пожить хотелось. Потому они просто смеялись, выходя из леса навстречу утру и солнцу.
Хозяин Леса выглянул из фиолетовой глуби леса, почесал свой замшелый затылок, глядя вслед парню с девушкой, и захотел еще колдануть что-нибудь напоследок. Да только Хозяйка его за руку взяла и сказала: «Хорошо получилось, пусть себе идут».
Ключевые слова: дар, партнерство, единство противоположностей. Происходят от британского Geofu (дар), готского Giba (дар).
Гебо относится к рунам речи; с психологической точки зрения речь это вторая сигнальная система, призванная обеспечить взаимное понимание и взаимодействие человеческих существ. Гебо персонифицирована в северной богине Гевьён, щедрой дарительнице, аналогичной богине изобилия. Это так же Фрейя, богиня красоты и плодородия, не жалеющая своего соколиного оперения и чудесного ожерелья Брисингов, когда они нужны кому-то. Это и Фригг, она не ревнива и не мешает своему мужу Одину жить так, как он считает нужным. Вместе с тем она сама хитроумна и поступает, как ей нужно. Это помогает ей оставаться подругой Всеотца.
Деревянная Девочка освобождает Черную Змею, благодаря которой ее жизнь замечательно изменилась, хотя есть искушение оставить в качестве талисмана удачи, гарантии дальнейшего успеха. Но есть так же внутреннее ощущение, что не принесет счастья подневольная добыча, что птица счастья не живет в клетке, она дитя свободы. «Чтобы удержать, нужна сила, чтобы отпустить - мудрость», - говорит народная пословица.
Психологический смысл знака в умении гармонично совмещать необходимые друг другу противоположности: мужчину и женщину, свободу и ответственность, жизнь и смерть, новое и старое. Так, один из смыслов может быть в принятии миром плодов творческого процесса предыдущей Кано. Литературные соответствия также интересны. Бегущая по волнам Фрэзи Грант Александра Грина спасает потерпевших кораблекрушение, приносит жаждущим дар жизни, разделяет с ними самые тяжелые, полные отчаяния минуты. Взамен ей ничего не нужно, кроме свободы и простора морей. Соборная Душа Веера миров В. Головачева (светлые маги-демиурги объединяются в единую систему, чтобы победить Люцифера), Ловец снов С. Кинга объединяет друзей детства, чтобы победить опасного пришельца мистера Грэя. В другом романе С. Кинга «Оно» разыгрывается совершенно мистериальная сцена сексуального соединения девочкой-подростком своих друзей-мальчиков для победы над злом, которое слишком огромно и страшно, чтобы победить его меньшей кровью, чем девственная кровь Беверли.
Период руны занимает примерно с 23 сентября по 6 октября, соответствует осеннему равноденствию, времени, когда природа находится в равновесии, сбалансированности дня и ночи, тьмы и света. Астрологически это Весы. В человеческой жизни это мудрая и просветленная зрелость, свободная уже от многих иллюзий и цепей. Это период нахождения внутреннего умиротворения, окончание внутренней войны человека с самим собой, Эго и Ид, достижение целостности, самости.
Мантика и магия. Руна в любом положении остается самой собой. Ее получение означает в первую очередь дар партнерства и свободы в любых областях жизни, гармонии во всех сферах. Руна дает карт-бланш в ваших отношениях и любой некорыстной деятельности. Мне, как и почти всем рунологам, хочется повторить слова Р. Блюма о Гебо: «пусть между вами гуляет звездный ветер». Магическое применение руны всегда позитивно – и в служебных отношениях, и в дружбе, и любви, ее бескорыстной и зрелой ипостаси. Графическое изображение руны традиционно означает поцелуй, и напоминает позу человека, максимально открытого миру: с бесстрашно и доверчиво раскинутыми крестом руками и ногами. Кроме того, она эффективна при необходимости достигнуть внутренней гармонии, сглаживания внутренних противоречий.
8. Вуньо. Руна света, синтеза и радости
«День только к вечеру хорош, Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти» (К. Бальмонт). |
Коза и лесовик
Разные невеселые мысли лезли в голову одной козе, попавшей в лес, который считала знакомым, но выбраться из него не могла. «Как же было нормально в стаде, и чего не жилось?» - думала она невеселую думу, пытаясь отыскать хоть какую-то дорогу. На самом деле дорог был полно, они то и дело пересекались под ее копытами, скрещиваясь и петляя в разные стороны. И не было какой-то одной, явно лучше истоптанной. Коза прижалась раненым боком к стволу дерева и отпрянула, т.к. боль стала невыносимой. «А-а-а, зараза, - сама на себя обозлилась коза, - нашла чем прислоняться». Сверху что-то упало на голову козе и зашевелилось. Она заверещала от неожиданности и крутанула головой изо всех сил. Что-то упало вниз рядом с козой. Если бы коза могла, то убежала бы непременно, но страх пригвоздил ее к земле и обратно к дереву тем же боком. Что-то в траве пошевелилось и зарыдало тоненьким голосом. Коза перестала трястись, потому что сил больше не было и стало странно. Владелец тоненького голоса наконец-то выпутался из травы, и коза увидела лохматого и явно давно немытого лесовика. Он еще смахивал на еловую шишку с оттопыренными в разные стороны чешуйками. Лесовик юркнул под ближайшую корягу и оттуда молча изучил козу придирчивым взглядом. Коза тем временем угрела бок под деревом, а копыта ее давно расползлись по траве. Она хотела спать и вяло думала: «Пусть его, лесовик, так лесовик, не волк же. А если бы и волк». И коза уснула. Лесовик подошел поближе. От козьего бока было тепло, и он пристроился совсем близко, а потом и вовсе привалился рядом.
Утром солнце увидело их сквозь листья. Они были красивы в его утренних лучах. Ресницы козы дрожали от сладких утренних снов, а лесовик поворачивался и грел другой бок о козу. Ему снился маленький зеленый пруд в полуденный зной, и сонные лягушки, греющиеся на берегу. А он лежал на спине в этом пруду и смотрел в небо.
Наконец коза открыла глаза и потянулась, захрустев всеми своими суставами. Заныла вчерашняя рана, но уже не так сильно, как вчера. А на ране сладко дрых вчерашний лесовик. В общем, к ране он так и прилип. Коза даже попрыгала, чтобы его стряхнуть, но лесовик не отклеился, а только заворчал недовольно. Так и пошла коза дальше с лесовиком. Он, между прочим, точной дороги тоже не знал, потому что коза не могла ему объяснить, куда она, собственно, идет. Знать бы самой…Зато он хорошо знал, что тут съедобно. Рана тем временем зажила, и лесовик перебрался как-то незаметно к козе на спину. Скоро они вышли на край леса, и вдалеке была видна деревня. Змеился дымок над крышами, вкусно пахло скошенной травой и печеным хлебом. Коза пошла туда и вдруг почувствовала себя слишком легко, очень плохо легко. Лесовика на спине уже не было. Он вернулся в лес. «Вот, паразит, - расстроилась коза, - даже не попрощался». И повернула обратно в лес.
- Эй ты, как там тебя! – мекнула она, - пошли со мной дальше.
Из ветвей отозвались:
- Я житель лесной, мне там нельзя.
И помедлив немного, добавил:
- Оставайся ты со мной. Если хочешь.
- Я то хочу, а как насчет волков?
Лесовик напрягся мозгами и заплакал. Коза тоже плакала. Неясно было, что же делать. Скоро стало опять темно, и край леса растворился в ночи. А они все стояли и смотрели друг на друга. Утром она ушла пастись на луг, а лесовик остался в лесу. Было как-то странно и непривычно без теплого бока. Вечером коза вернулась в лес. Лесовик ждал ее на самом краю. Так они и привыкли жить, приходя вечером на край леса и рассказывая друг другу обо всем, что случилось за день. Коза радовала лесовика спелыми колосьями, а тот ее – душистой земляникой. Они жили долго и счастливо на белом свете, пока в лесу не случился пожар. Но это уже другая история.
Ключевые слова: свет, синтез, радость. Происходят от британского Wynn (радость), готского Winja (радость).
Вуньо – первая в футарке руна мысли. Мысль традиционно отождествляется со светом, лучом его во мраке непонимания. В этом сущность Вуньо – благополучное и радостное завершение прежде сомнительных и сложных ситуаций. Причем, возможно гармоничное сосуществование таких неоднородных персонажей, как коза и лесовик (здесь явственно присутствует Гебо). Что касается длительности состояния радости, то вечного нет ничего. Вуньо скорее предлагает насладиться каждым мигом предоставленного счастья, исполниться благодарностью своей удивительной и щедрой судьбе. В одном из романов Агаты Кристи старая, тяжело больная, умирающая женщина предается воспоминаниям о прожитой жизни, о смерти своего маленького единственного сына и говорит, что судьба подарила ей большое счастье, ведь ее ребенок целых два прекрасных года был с нею.
Мифологические соответствия многочисленны. Вот одно из них. Велик и могуч тучегонитель Зевс. И немало огорчений доставляет он своей прекрасной супруге, покровительнице домашнего очага, Гере. Однажды полюбил он прекрасную Ио, дочь речного бога Инаха. А чтобы защитить ее от гнева Геры, превратил в белоснежную корову. Однако Гера все же узнала Ио в корове и приказала стоокому Аргусу день и ночь стеречь ее в укромном месте. Аргус день и ночь стерег Ио, и никто не мог подобраться к ней. Зевс, узнав об этом, призвал на помощь своего сына Гермеса. Тот немедленно помчался выручать Ио на своих крылатых сандалиях. Он очаровал Аргуса своими сладкими речами, и тот уснул. Тогда Гермес снес ему голову своим изогнутым мечом, и освободил Ио. И все же это не помогло бедняжке. Гера наслала на нее огромного овода, который мучил ее и нещадно кусал. Обезумевшая от боли Ио бежала по земле, не разбирая дороги, добежала она так до страны скифов, где был прикован к скале Прометей. Он предсказал Ио, что она найдет свое спасение в Египте. Снова бесконечно долго бежала Ио и, добежав до Египта, избавилась она от овода. Там Зевс превратил ее снова в женщину, и родила она сына Эпафа, ставшего царем Египта. Еще Эпаф стал основателем рода героев, в котором появился на свет Геракл, освободивший от долгого плена Прометея.
Во всех подобных историях герои переносят немалые испытания, пребывая на грани отчаяния, но все оканчивается хорошо благодаря их верности, умению верить в свою мечту, своим друзьям, тому, что связано с предыдущей руной Гебо. Дар партнерства и свободы приносит в конце концов счастье. Вуньо олицетворяет конец всех счастливых сказок: они жили долго и счастливо и умерли в один день. Тут бы и Золотому веку начаться, личному бессмертию и все такое прочее, но не это предусмотрено в божественном сценарии.
Психологический смысл этой руны связан с просветленной старостью и другими аналогичными спокойными и радостными состояниями – временем удовлетворения прожитой и проживаемой жизнью. Это может быть странно людям молодым, но И.И. Мечников, знаменитый русский естествоиспытатель, автор работ «Этюды оптимизма» и «Этюды о природе человека», брат Ивана Ильича, послужившего прототипом рассказа Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича», считал, что только в старости человек может быть по-настоящему счастлив, познав цену жизни и наслаждаясь каждым мгновением ее остатка. Это удел немногих, но рунный круг дарует такую возможность каждому человеку перед сумерками его жизни, последней битвой накануне конца-перерождения. Психологической защитой в данный период может быть концептуализация – создание картины мира, в которой центральной идеей является страдание, его сверхценность. Тогда радость становится незнакомкой, persona non grata.
В круге года это октябрь (примерно с 7 по 22 октября) – разгар осени, теряющий листву и становящийся прозрачным лес, теплые деньки после утренних заморозков, полные закрома и полки в кладовой, уютные вечера в освещенных и теплых домах в кругу семьи.
Еще это – хороший итог длительных усилий, когда есть возможность радостно насладиться результатами. Астрологически это соответствует второй половине Весов – периоду равновесия жизни.
Мантика и магия. В прямом положении руна сообщает о наступлении радости, завершении периода тьмы в вашей жизни, просветлении и равновесии. Если даже вы сейчас не чувствуете этого, то, вдумавшись, обязательно почувствуете благодарность жизни за то, что вы имеете и просто дышите воздухом. Обратное положение руны свидетельствует о кризисе, искушении сверхценностью страдания. Сейчас света еще нет, но от вас зависит, пройдете ли вы этот последний перед солнечным берегом участок тьмы, или сложите руки и позволите снять с себя мерку для постройки своего последнего пристанища, домика-домовины. Можно сойти с дистанции до появления второго дыхания. Этот период дается для того, чтобы человек, по выражению С. Кинга, «стоял в темноте и учился любить свет». Поэтому обратное положение руны требует от вас еще одного последнего броска, усилия для того, чтобы все завершилось вашей победой и радостью. Даже оно утверждает, что ваш путь был верным, и игра стоит свеч. Магическое действие руны очень велико – это олицетворение светлой силы Яви, радости явленного существования. Вуньо – последняя светлая руна перед сумерками года и жизни. Ее применяют для успешного завершения любого предприятия, улучшения настроения, создания психологического комфорта. Талисман с такой руной – прекрасный подарок другу, любимому. Графический символ руны напоминает флюгер – флажок, хорошо чувствующий направление ветра, гармонично ему соответствующий. Этот внутренний флюгер возвещает о приходе радости, помогает ее распознать, не пройти мимо.
9. Хагалаз. Мать рун, руна разрушения, руна Самайна – праздника мертвых. Сумерки, наступление Нави
«Ненавижу римлянина по имени Статус Кво. Шире открой глаза, живи так жадно, как будто через десять секунд умрешь. Старайся увидеть мир. Он прекрасней любой мечты, созданной на фабрике и оплаченной деньгами. Не проси гарантий, не ищи покоя – нет такого зверя на свете. А если есть, то он сродни обезьяне – ленивцу, которая висит день–деньской на дереве вниз головой. Тряхни дерево посильнее – пусть эта ленивая скотина треснется задницей об землю!» (Р. Бредбери). |
Бальная туфелька
Бальная туфелька была чудо как хороша. Она была такая гладкая, красная и блестящая, да еще с маленькими сверкающими бриллиантиками на носочке. Хозяйка очень любила ее и парочку, и одевала их в самые ответственные свои выходы. Танцевалось в них удивительно легко. И почти все любовались на чудесные туфельки. И завидовали хозяйке. Туфельке это все очень и очень нравилось. Она купалась в лучах славы. И никак не могла решить, кто из ее поклонников обожает ее больше всех. В таких размышлениях проходило немало времени. На следующих балах оказывалось, что приходили и другие, очень хорошенькие туфельки. Но наша – то все же была лучше большинства из них. Кажется, она была родом из Франции, и с этим обстоятельством спорить было решительно невозможно.
Прошло время, и туфелька как-то умудрилась попасть под дождь вместе со своей парочкой. Краска с нее кое-где облупилась, и даже некоторые бриллиантики, ее гордость, выпали, да и потерялись. Теперь хозяйка уже гораздо реже обувала свои милые туфельки, у нее появились другие, может, не столь хорошего происхождения, но новые и гладкие, и со всеми бриллиантами. «Что делать? – горевала наша туфелька, - неужели все забудут меня раз и навсегда? Неужели я больше никому не нужна?» И вот как-то хозяйкина маленькая дочка увидела ее. Она издала восхищенный вопль, схватила туфельку и, конечно же, сразу влезла в нее. Туфелька была самая настоящая, а, главное, на высоком каблучке, который стучал так громко! Девочка чувствовала себя прекрасной принцессой. И сама туфелька тоже стала в тот день королевой детского двора. Все складывалось просто чудесно. Она по–прежнему прекрасна и пользуется всеобщим признанием.
Но дети существа непостоянные и не умеют беречь. Туфелька истерлась еще больше, и даже каблучки не стучали уже так убедительно. Маленькая девочка выросла и получила другие туфельки в подарок. А старые бросила в прихожей.
Однажды ее мама убирала вещи на зиму и задумалась над своими старенькими бальными туфельками. Сколько можно их держать дома? Покрутила так и эдак – удобная колодка, отличная кожа. И отнесла к знакомому мастеру, который убрал бриллиантики, подрезал каблучок, и сделал туфельки на каждый день, которые хозяйка еще долго с удовольствием носила. Хотя злые языки еще говорили по-другому, что туфельку никто не переделал, а выкинули на помойку, где она стала королевой, сверкая оставшимися бриллиантами. Как вам такая судьба?
Ключевые слова: град, разрушение, полный разрыв (Антон Платов). Происходят от позднего скандинавского, означавшего «град», готского Hagl (град).
Хагалаз – вторая из рун победы в войне, в которой не оказывается победителя, но в которой оставшиеся в живых могут воспользоваться плодами отшумевшей грозы.
Однажды наступает такой катастрофический день в жизни женщины (и ее туфельки), когда уже никакие ухищрения не могут обмануть ее саму в том, что она все еще молода и красива. В лучшем случае за спиной о ней говорят, что это женщина со следами былой красоты, с прошлым. Нелегко пережить такую катастрофу после светлого периода наслаждения жизнью. Это начало конца прошлой жизни, которую уже не вернуть. Дщерь Петрова, Елизавета, в молодости была очень хороша собой, а когда начала болеть и стариться, то это стало крушением ее жизни, что не замедлило привести к концу. Екатерина Великая, бывшая принцесса Фике, говорила, что не видела еще женщины, столь сильно переживающую утрату молодости и красоты. Такова Хагалаз. Она раз и навсегда разрушает прежнюю жизнь и ставит человека перед необходимостью что-то делать с руинами прежней своей обители, выстраивать свое отношение к жизни после катастрофической потери.
Мифологически он может соответствовать крупнейшей катастрофе в истории северных богов – Рагнарёку, сумеркам богов. Этот период связан с освобождением Локи из плена. Можно найти немало соответствий с историей потопа в греческой мифологии и библейскими историями о всемирном потопе. Во всех случаях сначала был золотой век, в котором люди пребывали в невинности, не знали корысти и предательства. Но затем погрязали в пороке, и даже древние боги и герои совершали неправедные поступки, поклоняться золотому тельцу.
В греческой мифологии Зевс долго терпел неправедные поступки людей, их непокорность богам, все возрастающую гордыню, и наслал на землю страшный ливень, во время которого вода покрыла всю сушу, за исключением горы Парнас. Спасся только один человек Девкалион и его жена Пирра. Девкалион был сыном Прометея. Мудрый отец, провидя бедствие, научил сына сделать деревянный ящик, в котором они с Пиррой скрылись во время потопа и девять дней и ночей носились по бурным волнам. Волны вынесли их на вершину Парнаса, и они стали единственными выжившими. Потом из камней по просьбе Девкалиона и Пирры и воле богов появились и другие люди.
В скандинавской мифологии есть немало эпизодов, рассказывающих о преддверии Рагнарёка. В перебранке Локи, о которой мы уже узнали в главе о факторе трикстера, коварный ас поносит богов, обвиняя их в постыдных прегрешениях, и никто из богов не называет его лжецом. Его и не подвергли бы столь суровому наказанию, если бы потом Локи не добавил, что это он стал причиной гибели светлого Бальдра. Когда асы узнали об этом поступке Локи, гнев их был безграничен. Локи укрылся в быстрой речке, приняв образ лосося, но боги его поймали сетью. Они связали его кишками одного из сыновей, а второго превратили в волка, и Скади, богиня зимней охоты, повесила над ним ядовитую змею, с зубов которой стекал на Локи яд. Его жена, Сигюн, оберегала Локи от мучений и держала под змеей сосуд. Когда сосуд наполнялся ядом, она выносила его вылить, и тогда яд попадал на Локи, от чего он так страшно корчился, что начинались землетрясения.
В саге о Вольсунгах рассказывается о начале и конце доблестного рода богатырей, ведущих свою родословную от самого Одина. Учителем последнего из Вольсунгов, Сигурда, был карлик Регин. Однажды он рассказал своему юному ученику о золоте и кольце Андвари, которые сторожил его брат Фафнир в образе дракона. Когда-то это золото досталось их отцу в качестве выкупа за случайно убитого богами Одином и Локи младшего из братьев, Отра в образе выдры. Локи (опять Локи) тогда был послан добыть золото для уплаты выкупа, и он пошел к самому богатому карлику Андвари. Тот жил в воде в образе щуки, и Локи удалось его поймать. Локи потребовал за его жизнь все его золото, и карлик отдал ему огромную груду сверкающего металла. Разгоревшиеся от жадности глаза Локи уловили маленькую искорку под плавником Андвари. Он потребовал и это золото. Это было чудесное кольцо Андвари, обладающее свойство умножать богатство. Тогда карлик в сердцах проклял Локи и каждого, кто прикоснется к этому кольцу: он погибнет. Никому не принесет счастья и удачи все его богатство, это золото. Потом к этому кольцу прикасался и сам Один, пленившись его красотой, и отец Регина и Фафнира, и потом Фафнир убил своего отца а сам, обратившись в дракона, теперь охраняет его. В дальнейшем Регин уговаривает Сигурда отобрать сокровища у Фафнира, и Сигурд из удальства делает его, убивает Фафнира, из любопытства берет Андваранаут, кольцо Андвари, и, таким образом, приговаривает себя к смерти. Никому не принесло счастья богатство подводного карлика, и разрушило множество судеб, погибли доблестные роды Вольсунгов и Гьюкингов.
Смысл Хагалаз также передает Дионис, Лисий, разрушитель границ, творящий мистерии безумия, рассыпающий по камешкам здание личности. Сможет ли потом посвященный что-то заново строить? – не об этом думать Дионису.
Психологический смысл руны заключен в катастрофе революции – разрушении старого, изжившего себя мира, что символизирует и дракон Нидхёгг, подгрызающий корни древа Иггдрасиль. Это конец большой программы, это завершение миссии, это сигнал бедствия: «спасайся, кто может!». Это встреча лицом к лицу с миром мертвых, с призраком собственной смерти. Немногие способны пережить широкоформатный катаклизм. В индивидуальной жизни человека подобная катастрофа сопоставима с такими соматическими нарушениями, как массивный инфаркт или инсульт, прободение язвы желудка, острый психоз с утратой целостности личности. Тому, кто переживает подобное, уже нет дороги обратно. А что впереди, совершенно неизвестно. Пока полный мрак. В психотерапевтических практиках Хагалаз сопоставима с переживаниями человека на сеансе холотропного дыхания, когда он низвергается в бездну своей Тьмы, пройдя через ломку мышечных блоков. Вот одно из таких переживаний: «Все тело вытянулось в струну, затем устремилось стать дугой, напряженной до предела и неистово содрогающейся. Ощущения в мышцах можно было сравнить только с теми, которые дают 220 вольт, разрядившиеся в тебя из неисправного утюга. «Вольтова дуга», – мелькнуло в сознании. И тут же быстро добавилось: «Истерическая дуга». Возникла картина встречи и столкновения противоположно заряженных сущностей, их последней битвы на радужном мосте Биврест, последней вспышки вольфрамовой спирали, после чего остается тьма, тишина и покой, сладостная погруженность в необычно теплую и матерински мягкую землю». Пережигание старой спирали, безнадежно устаревшей идентификации.
В возрастной периодизации Хагалаз – старость с ее последними испытаниями в виде смерти одного за другим сверстников и друзей, одиночеством и неприкаянностью, упадком сил, лишением света Яви, низвержение в мир Нави градом небесным. В годичном календаре на период действия руны (примерно с 23 октября по 6 ноября) приходится древний кельтский праздник мертвых Самайн (в современном мире Хэллоуин) – 31 октября. Рядышком, 7 ноября – Великая Октябрьская Социалистическая революция.
Мантика и магия. Хагалаз – непереворачиваемая руна, действует одинаково в любом положении. Она мать рун, занимает священное для скандинавов девятое место в футарках, и является первой руной второго атта (восьмерки рун). Так же, возможно, отражает прорыв сил Нави, подземных чудовищ, несущих смерть и разрушение. Это одна из главных рун Вирда (судьбы). Не пройдя Нави, не достичь и просветления Прави. Надо сказать, что она не столько сообщает об уже идущем катастрофическом процессе, сколько терпеливо предупреждает о возможном его наступлении. Нередко появление Хагалаз совпадает с уже имеющимся ухудшением физического самочувствия, но если пока все хорошо, есть смысл задуматься, какой процесс в вашей жизни может разрушиться. Это все равно произойдет, старое рано или поздно должно уйти в небытие, и если вы поймете, с чем именно придется расстаться – с какой программой или иллюзией, это будет подобно постройке Ноева ковчега, в котором удастся спасти себя самого (свою самость) и лишь самое необходимое. Все-таки это руна великого очищения, подобная радикальной хирургической операции по полному удалению опухоли.
Некоторые рунологи используют руну как защиту от враждебных сил, в том числе от сглаза, но другие более осторожны перед ее разрушительной и слепой силой, и не трогают для волшбы. Достаточно вспомнить сюжет «Собаки Баскервилей», где, казалось бы, прикормленное и прирученное чудовище губит в конце концов своего хозяина, монстр Франкенштейна убивает своего создателя, ужаснувшегося своему творению, любой, выпустивший джинна из древней бутылки, рискует в первую очередь своей собственной жизнью. Изображение руны близко к алфавитному символу, соответствующему русскому звуку «х», позволяет легко вспомнить и о Хагалаз, Хель и Хеймдалле. А еще она напоминает позу человека, положившего руку на сердце как бы в момент острой боли.
10. Наутиз (Науд). Руна потребности, принуждения, необходимости, терпения
«Нужно сесть на закраину тьмы и терпеливо удить упавший туда свет» (Пабло Неруда). |
Альбина и Даркина
В одном самом обыкновенном городе жила-была девочка. У нее было красивое имя Альбина и младшая сестричка по имени Даркина. Альбина была худенькая блондинка с голубыми глазами, а Даркина – пышечка-брюнетка с темно-зелеными глазами. А вот родились они: Альбина – в темное, ночное время года, когда дни стремительно укорачивались, несясь к самому короткому, а Даркина – солнечным утром года, когда вся природа радовалась своему пробуждению и расцвету. Может быть, поэтому Даркина больше улыбалась и росла очень жизнерадостной и легкомысленной девочкой, а голубоглазая Альбина была склонна к мечтательности и грусти. Если у Даркины любое дело получалось с лёту, то у Альбины все зависело от настроения. А оно у нее часто бывало грустным, ведь она была старшей сестрой, и ей часто доставалось от родителей и за себя, и за сестру. Иногда она удивляла родителей и свою сестру замечательным рисунком или игрой, которую она придумывала сама, а иногда отказывалась делать самые простые вещи и молча плакала, ничего не объясняя.
Их мама происходила из старинного рода, в котором через поколение молодые женщины почему-то рано умирали. Альбина и Даркина были следующими. Но девочки ничего об этом не знали. Обе они, как и почти все девочки на свете, любили играть, только Даркина любила кукол, а Альбина – кукол не очень любила, зато ей очень нравились мягкие зверушки. Когда девочки были еще маленькими, отец привез им из заморской страны замечательные игрушки: Альбине рыжего тигряшку с черными полосками, а Даркине – красивую и нарядную куклу с золотистыми кудряшками. Обе девочки очень любили своих игрушечных друзей. Но легкомысленная Даркина могла бросить где-нибудь свою Лизу и забыть про нее на время, пока бегала по улице с мальчишками, а серьезная Альбина всегда брала с собой в постель Тигряшку. Он был единственным, кому она всегда могла рассказать о своей жизни. А жизнь, как было сказано, у нее не была особенно веселой, ведь она была старшей сестрой, и с нее спрашивали порядок в доме, когда родители возвращались с работы. Даркина же была шалуньей и часто не слушала Альбину.
Так и росли девочки, а игрушки их старились. Особенно досталось Лизе – ее носик облупился, кудряшки отклеились от головки, одну руку куклы Даркина где-то потеряла. И она стала забывать свою любимицу. Отец привез ей как-то новую, еще более красивую куклу, а старую мама выбросила на помойку.
А вот Альбина берегла своего Тигряшку, как могла, зашивала его мех, если он рвался. И по-прежнему всегда брала его с собой в постельку. Родители и сестра уже стали над ней смеяться, ведь время шло и обе девочки незаметно превратились в хорошеньких девушек. Даркина уже давно бросила играть в куклы, уж третья кукла ее пропала неизвестно где, а Альбина все еще берегла своего друга.
Однажды, вернувшись домой, Альбина не нашла Тигряшку на своей кровати. Встревоженная, она стала искать и вскоре нашла его голову в нижнем ящике родительского платяного шкафа. Альбина заплакала и прижала ее к себе. Что могло произойти с ее маленьким верным другом? Кто смог так ужасно поступить с ним? Когда вернулась домой мама, она застала свою старшую дочь горько плачущей и все еще обнимающей Тигряшкину голову. Альбина вся дрожала от рыданий и не могла произнести ни слова. Тогда мама, видно, испугалась и сказала, что она хотела постирать Тигряшку, ведь он стал такой старый и грязный. Мама еще подумала про себя: «и такой никчемный!». Альбина так и не узнала, говорила ли ее мама правду. Тигряшкино туловище так и не нашлось, а мама сказала, что оно очень испортилось от стирки, и его пришлось выбросить. Долго еще Альбина не могла забыть гибели своего маленького друга. Она могла только беречь его старую голову и иногда разговаривать с ней.
Прошло еще время, Даркина первая ушла из дома, стала жить далеко, в другой стране, и вскоре там погибла - ее понесла лошадь. Родители и сестра оплакали девушку и похоронили ее. Альбин