Факторы, обуславливающие развитие клинической психологии в настоящее время.

Потребности людей в клинических психологах возрастают. Главная задача клинического психолога – повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека в современном обществе, в условиях болезни и в кризисных ситуациях.

Роль клинического психолога возрастает в связи с особенностями развития человечества. В современном мире количество причин (патогенных влияний) увеличивается прогрессивно. Наиболее яркие из них:

1. Экологическое загрязнение окружающей среды

Токсические факторы оказывают влияние на функционирование I блока мозга; радиация снижает соматическую устойчивость организма.

2. Накопление негативных эффектов технического прогресса.

Техногенные катастрофы, например, на Чернобыльской АЭС. У людей возникают страхи, тревоги, паника, неудовлетворенность местом бытия в целом.

3. Социально-экономическая нестабильность.

Терроризм, безработица, локальные войны.

4. Ускорение темпа жизни.

5. Новые потребностные состояния.

Новые технологии удовлетворения потребностей и появление новых форм зависимостей.

6. Новые информационные технологии.

Чрезмерное расширение информационного поля может привести к патосу.

7. «Изменение социальной анатомии здоровья»

Многие цивилизационные приобретения приводят к страданиям. За счет достижений медицины в обществе остаются жить люди с ограниченными возможностями (инвалиды в широком смысле слова).

Увеличивается продолжительность жизни.

Отклонения в детском развитии. Вопросы воспитания и обучения детей, родившихся в маленьком весе.

Гипокинезия современного ребенка – чрезмерное увлечение виртуальным пространством – затрудняет изучение математики и чтения.

8. Возникновение социально-психологического стресса, связанного с миграционными процессами.

Вследствие контактов представителей разных этносов возникают культурные смешения и изменения. Появляются феномены в виде культурного шока, которые приводят к социальной изоляции, тревогам, депрессии.

Вопрос № 30.

Феномен «групповой поляризации» и социальные представления в современном обществе (теория С.Московиси) (Копылова)

Социально-психологический феномен «групповой поляризации» возникает как результат групповой дискуссии, в ходе которой различные мнения и позиции участников не сглаживаются, а принимают к концу дискуссии две полярно противоположные позиции, исключающие любые компромиссы.

Термин был введен С Московиси

В 1969 году французский социальный психолог Серж Московиси высказал идею о наличии двух феноменов: феномен схождения мнений и, противоположный ему, феномен «групповой поляризации». С.Московиси назвал три критерия, нарушение хотя бы одного из которых неизбежно ведет к появлению «групповой поляризации»:

· участники дискуссии имеют одинаковые социальные статусы и одинаковое влияние на других членов;

· обсуждаемый объект неинтересен, неважен, неизвестен большинству участников;

· участники не дискутируют по теме вопроса, либо не имеют определенного мнения на счет объекта обсуждения.

Объяснение поляризации в современном обществе:

Информационное влияние

Теория основывается на факте информационного влияния на каждого участника дискуссии. Считается, что во время обсуждения спорных вопросов дискутирующие высказывают свои точки зрения, и их мнения и знания объединяются в один общий «банк знаний». То есть, во время дискуссий высказывается много аргументов относительно разных точек зрения. В том случае, если у участника есть сложившееся мнение, он выбирает аргументы из «банка знаний», которые доказывают его правоту и за счет этого принимает прочную позицию, расположенную у одного из полюсов. Если же участник сомневается по поводу затронутой темы, он опирается на более убедительный, на его взгляд, аргумент, а дальше поступает так же, как и первый дискутирующий (собирает аргументы в свою пользу, затем принимает определенную позицию). Таким образом, данная теория говорит о том, что во время дискуссии большую роль играют высказанные аргументы, а не выражение своей позиции по отношению поднятого вопроса.

Нормативное влияние

Данная теория противоположна первой. Исходя из ее обоснования, участники полагаются на позиции других членов группы, первоначально они пытаются узнать мнение остальных членов группы и только потом высказывать свое. В данном случае можно говорить о двух вариантах: идентификация с участниками и симпатия к участнику. В первом случае, участники, желая добиться расположения тех людей в группе, с кем они себя идентифицируют, стараются как можно сильнее подчеркнуть разногласия и различные взгляды на предмет обсуждения, а затем встать на сторону «своих». Во втором случае, человек старается занять позицию того участника, к которому испытывает симпатию. При желании понравиться другим людям, а также при стремлении быть принятым среди «своих», человек склонен высказывать более жесткие и непреклонные мнения, что служит усилению феномена «групповой поляризации»

Резюме

Потенциально групповая дискуссия чревата как позитивными, так и негативными последствиями. Выяснив, что групповая дискуссия нередко завершается «сдвигом к риску», и пытаясь объяснить этот поразительный результат, исследователи обнаружили, что в действительности в групповой дискуссии усиливается любая изначально доминирующая точка зрения, независимо от того, «рискованная» она или «осторожная».

Феномен групповой поляризации – это окно, через которое исследователи могут наблюдать за процессами группового влияния.

Источники:

Дэвид Майерс Социальная психология.

Галина Андреева Социальная Психология

КОНЕЦ J

Наши рекомендации