Глобализация не могла не повлиять на остальные сферы жизни, в том числе на культуру и на науку (особенно на гуманитарные науки, психологию в частности).
Культурная глобализация обычно трактуется как сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. С другой стороны, популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные, и это тревожит.
Открытие границ и развитие международного туризма, а также появление и повсеместное распространение, доступность Интернета сыграло огромную роль в культурной глобализации.
Таким образом, изменения мира вследствие глобализации породили новые психологические проблемы.
Одну из них можно охарактеризовать как "духовный вакуум" молодого поколения, отсутствие смысла жизни. Много говорится о росте уровня подростковых самоубийств, как в России, так и в других странах. Это объясняется разрушением связи со старшим поколением (благодаря глобализации изменения в обществе происходят так стремительно, что расслоение "отцов и детей" выражено особенно ярко, часто родители и дети и не могут, и не хотят понять друг друга).
Изменились условия, в которых проходит младший, средний и старший возраст - дети редко гуляют одни, многих до средней школы не пускают одних ни в школу, ни в магазин.Дети этого возраста лишены возможности свободного общения со сверстниками, в то время как известно, что дворовые игры, конфликты со сверстниками есть необходимая часть социализации. Еще мыслители Древнего Мира и средневековья видели в конфликтах некоторое средство к взаимопониманию и доброму согласию. Конфликт способствует снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации, помогает «выпустить пар», разрядить обстановку. Перед лицом внешней угрозы группа использует все свои ресурсы для сплоченности и противоборства с внешним врагом. Кроме того, именно задачи решения имеющихся проблем объединяет людей. В поисках выхода из конфликта происходит взаимопонимание и чувство причастности к решению общего задания. Стороны конфликта, обученные «горьким опытом», в будущем будут более настроенными на сотрудничество, чем до конфликта. Конфликт может стать источником возникновения новых норм общения между людьми.
Всего этого оказываются лишено большинство детей и подростков, и они вступают во взрослый мир с неумением общаться, работать в команде, конструктивно подходить к решению проблем и т.д.
Их "лучшими друзьями" становятся гаджеты, основное общение происходит по Интернету. Есть небольшой сегмент, для которого виртуальная жизнь настолько привлекательнее (и безопаснее!) реальной, что эти люди избегают любого взаимодействия с реальной жизнью.
Стало гораздо больше сфер деятельности, где групповое взаимодействие-взаимосодействие вообще не нужно. Множество профессий не требуют даже эпизодического физического присутствия на работе. Это тотальная проблема общества – разобщенность, атомизация, хаотизация, разрыв социальных связей. Конечно, подобные негативные социальные явления имеют много причин: образ жизни, дифференциация и урбанизация (точнее, городская миграция населения), кризис семьи, массовое общество, инфантилизация, виртуализация (интернетизация) общения. То, как общество развивается, как оно эволюционирует сейчас (мы говорим не только о России, но и о других странах) – это общество прогрессирующей разобщенности, это общество одиночек.
На Западе существует апологетика индивидуализма, который преподносится как новая ступень эволюции человечества. В США сегодня в моде теория Клайненберга, где постулируется следующее: общество убежденных одиночек – это прогрессивно, семья современному человеку не нужна, его кредо — жить ради себя.
И это не только теория, это еще и социальная практика, своего рода «эпидемия одиночества», поощряемого и внедряемого. В США популярностью пользуются «курсы одиночества» – людей учат на тренингах тому, как «правильно» жить в одиночестве, не строить долговременных отношений, и как радоваться и гордиться этим. Даже появляются специальные «университеты одиночества» (где пропагандируется одиночество как образ жизни).
Еще двести лет назад для общества повсеместно была характерна общинная ментальность. Она была исключительно важным ресурсом для выживания людей в трудных условиях, ибо благодаря ему ближайшее социальное окружение воспринималось индивидом как расширенный аналог семьи, как потенциальный источник психологической поддержки.Oпора на коллективизм (коммунитаризм), по крайней мере с психологической точки зрения — важный ресурс устойчивости и развития общества, а также решения индивидуальных проблем граждан. И те социологические процессы, которые происходят в современном западном мире, связанные с «эпидемией одиночества» и «демонтажем» островков коллективизма, приводят к усугублению многих проблем общества, особенно психологических.
На фоне прогрессирующего «публичного одиночества», как уже было сказано выше, особенно уязвима молодёжь. И это ещё один фактор катастрофического роста социальных эпидемий – наркомании, подростковой агрессивности/ преступности (социальные феномены, связываемые с «поколением "жесть"»). И поскольку, к сожалению, общество движется именно в эту сторону, нереалистично дожидаться того, что ситуация может улучшиться сама собой.
Современное общество не заинтересованно в том, чтобы люди перестали быть инфантильными, неразумными эгоистами. Поскольку именно инфантильный эгоист является главным потребителем, главным действующим лицом «общества потребления», на него ориентирована экономика.
Проблемы современного общества, связанные с глобализацией, - рост депрессии, тотальная аномия в обществе, кризис семьи и т.д., порождают так называемые социальные эпидемии: алкоголизм и наркоманию, агрессивность и преступность (сюда, думаю, надо добавить также отклоняющееся, антисоциальное поведение подростков), деструктивные секты и терроризм. Все это — печальные последствия душевного нездоровья общества. И для решения таких проблем обществу жизненно необходима массовая психологическая помощь, социальная психотерапия.
К счастью, как и в случае с глобализацией в сфере культуры (несмотря на опасения, что национальные культуры исчезнут, результаты исследования World Values Survey, в котором были проанализированы 65 стран и 75 % мирового населения, показали, что основные культурные ценности сохраняются, несмотря на глобализацию. Более того, традиционные ценности, изменённые под влиянием глобализации и модернизации, могут восстанавливаться), в случае с психологическими проблемами глобализации видно несколько путей их решения.
Противодействовать негативной социальной динамике можно в первую очередь объединением неравнодушных, инициативных людей на волонтёрской основе в рамках социальных проектов и общественных движений. Не политизированных, а именно общественных движений, цель которых — выстраивание социальных связей, создание хотя бы островков коллективистских отношений между людьми, «оазисов» гуманизма, где можно «спастись» от одиночества.
"Среднестатистический" человек является существом конформным. Его поведением управляют социальные стереотипы, 2/3 людей предпочитают поступать так же, как остальные. Только 1/3 задумывается, что можно идти своим путём, и только 1/10 часть является нонконформистами. Но следствие конформизма, добровольный отказ от выбора, становящийся тормозом общественного развития — это лишь одномоментный срез общественного мнения, «здесь и сейчас».
Несмотря на конформистскую инертность, общество все же может эволюционировать, и его развитие может направляться сознательно, пассионарными группами. Когда появляется такая группа, сообщество, настойчиво пропагандирующее ценности, идеалы, идущие вразрез с общепринятым мнением, социальными стереотипами — она может «победить» инертность общественного мнения. Конечно, при условии, что а) численность этой группы достигает 10% от тотальной численности сообщества (что показано на примере сетевых сообществ) и б) группа достаточно активна, достаточно пассионарна. И тогда с течением времени такая группа может перестроить общегрупповое мнение и увлечь за собой большинство. Критический порог – это 10%. Объединение, складывающееся не под давлением агрессии, а ради созидательных целей, теоретически возможно. Практически же для того, чтобы это произошло, нужно совпадение двух условий.
Во-первых, нужны очень увлеченные и замотивированные люди, зажигающие, пробуждающие других. В сегодняшнем обществе их очень мало, тем не менее, мы видим и волонтерские проекты, и ставшую "модной" благотворительность, и "акции" звезд" и государственных деятелей (то есть тех, кому с высокой вероятностью будут подражать), привлечение молодежи к познавательным экспедициям, помогающим восстановить связь с историей страны, народа, своих предков.
Во-вторых, нужны сами идеи, способные объединить достаточное количество активных, убежденных сторонников — так, чтобы набиралась необходимая «критическая масса», без которой не запускается социальная «цепная реакция» трансляции убеждений и изменений.
Общество находится на перепутье, для очередного цикла ему явно нужны новые идеи, альтернативные сценарии. Когда мы говорим о том, как это может создаваться целенаправленно, то, с одной стороны, нужны социальные проекты прагматического типа. Нужно создавать специализированные социальные сообщества, где люди получают реальную пользу от участия — возможно, не материальную, а эмоциональную, но обязательно ощутимую для них настолько, что она станет значимым мотиватором. Должна быть некоторая психологическая выгода, которую они получат, участвуя в этих сообществах, и поэтому будут туда стремиться. Такие социальные проекты практической направленности — создание “островков” социально-психологической стабильности, конструирование социальной реальности в ограниченных масштабах.
Инструмент номер два – медиа нового типа, средства массовой коммуникации (СМК). Это распределённые медиа, коллективные медиа, на базе социальных сетей. Сюда добавляются виртуальные социальные проекты, которые могут являться реальными барометрами мнений, отражающими то, о чем на самом деле думает значительная часть людей. И они же могут служить инструментами консолидации общества, формирования общественного мнения, а заодно, и мобилизации общества, его пробуждения.
Нужна действительно реальная система ресоциализации «проблемных» слоев общества, их массовой психологической поддержки, социальной адаптации и реабилитации, наше общество может не выдержать давления социальных стрессов – развалиться, дезинтегрировать.
Необходимо повышение психологической культуры общества, такое народное психологическое просвещение или самообразование.
С другой стороны, еще и обязательно вовлечение людей в волонтерскую деятельность, направленную на помощь другим людям, но, в то же время, и на проработку личных задач. Необходимость этого обусловлена деятельностной природой личности: лучше всего помочь самому себе в решении психологических проблем человек может, помогая другим.
Кому и в чем он может помогать? Людям со сходным жизненным опытом и близкими проблемами. В ряду последних можно упомянуть:
— помощь подросткам и молодежи в преодолении возрастных трудностей и кризисов;
— работа с пожилыми людьми, помощь пожилым в преодолении кризисов второй половины жизни;
— социальные проекты для молодых матерей, испытывающих трудности с детьми, помощь семьям;
— помощь тем, кто страдает заболеваниями, возникающими на почве стресса (психосоматическими);
— работа с людьми, страдающими болезненными зависимостями, и членами их семей;
— психологическая реадаптация хронически безработных;
— другие проблемы различных групп/ сообществ, связанные с повышением социальной стабильности, толерантности, социально-психологической адаптацией.
Для решения этих проблем в масштабах общества и необходимы долгосрочные социально-психологические проекты, направленные на массовое просвещение людей, обучение навыкам психологической самопомощи, создание групп взаимной психологической поддержки, как офлайновых, так и онлайновых сообществ. Если здоровые силы общества будут объединяться для реализации подобных программ, это сможет стать реальным путем решения животрепещущих социальных и психологических проблем глобализации, совершенствования общества в целом.
Вопрос № 15.