Наименование практических занятий.
№ темы | Наименование работы | Обьём часов | Форма проведения |
2 семестр | |||
Теоретические основы и методологические подходы к определению правовой культуры. | Устный опрос | ||
Основные концепции и теории права. Применение права: современные подходы к правопониманию и вопросы методологии. | Решение разноуровневых заданий | ||
Правовое государство и правовой статус личности. | Анализ кейс-задач | ||
Правовая культура в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. | Полемика | ||
Способы защиты прав и законных интересов граждан. | Традиционный семинар | ||
Социально-правовая политика государства. | Традиционный семинар | ||
Национальные механизмы реализации обеспечения прав и свобод человека и гражданина. | Традиционный семинар | ||
Государственно-правовой механизм защиты прав и свобод человека и гражданина. | Традиционный семинар | ||
Тема 9. Правовая культура в механизме противодействия наркомании, терроризму, экстремизму, коррупции. | Традиционный семинар | ||
Итого за 2 семестр: | Традиционный семинар | ||
Итого: |
9. Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины «Правовая культура»
За последние двадцать лет в России произошли значительные качественные изменения во всех сферах жизни общества. Активно идёт процесс становления основ правового государства и гражданского общества. Роль правовой культуры в этом процессе трудно переоценить. Посредством правовой культуры достигается общесоциальный прогресс и создаётся благоприятная общественная среда, исключающая насилие, произвол, антиобщественное и противоправное поведение. Правовая культура определяет успех внедрения и функционирования демократических норм и ценностей, является хранителем юридических ценностей, накопленных человечеством. Она включает такие элементы, как культура правового сознания, культура правовых отношений, культура правовой деятельности, т.е. законность, правопорядок, правотворческую и правоприменительную и другие виды деятельности в сфере функционирования права.
В настоящее время очевидно, что успешное решение экономических, политических, социальных задач невозможно без повышения правовой культуры общества, воспитания у каждого гражданина глубокого уважения к закону, формирования готовности непосредственно и активно участвовать в претворении нормативных положений в повседневную жизнь. В этой связи правовую культуру можно рассматривать как одну из важнейших предпосылок формирования в современной России правового государства и гражданского общества.
Поэтому в 2011 году Президентом Российской Федерации были утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», которые содержат следующее важнейшее положение: «Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов». Одной их целей государственной политики определяется повышение уровня правовой культуры граждан.
При прослушивании лекционного курса студент обязан конспектировать материал лекции. Студент должен уметь грамотно, логически стройно и последовательно излагать материал, выделять основные положения в предлагаемых теоретических вопросах, связывать положения науки с практической деятельностью в сфере.
На практических занятиях студент должен стремиться раскрыть более принципиальные и существенные черты рассматриваемого института. В ответе на теоретический вопрос должно быть отражено следующее: определения всех основных понятий; названия и оценка всех необходимых нормативных актов, относящихся к конкретному вопросу; содержание правовой нормы, регулирующей данный вид правоотношений; основные особенности применения этих норм; теоретические положения, высказанные по рассматриваемому вопросу в юридической литературе.
Решение задач требует от студента точного уяснения содержания задачи, глубоких знаний действующего законодательства и соблюдения ряда формальных требований. Перед тем, как решать задачу, необходимо найти в законодательстве нормы права, регулирующие данные правоотношения. Все обстоятельства, изложенные в задаче, надо принимать именно такими, какими они обусловлены к конкретной задаче, делать какие-то допущения или предположения недопустимо. Затем надо определить правильное решение со ссылкой на статью действующего законодательства, указать, какие именно обстоятельства задачи дают основания для ее применения, охарактеризовать дох рассуждений и аргументировать решение.
Успешному усвоению знаний студентами будет служить глубокая проработка основополагающих законодательных актов, регламентирующих трудовые отношения: Декларации прав и свобод человека и гражданина; Конституции Российской Федерации года; Трудового кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, Семейного кодекса РФ.
При изучении курса «Правовая культура» большое значение имеют подзаконные акты Президента РФ, Правительства РФ, субъектов РФ, местных органов самоуправления.
При изучении курса необходимо пользоваться учебниками, учебными пособиями, комментариями к действующему законодательству, монографиями следующих авторов: Баранов В.Н., Витрук Н.В., Каландаришвили З.Н., Сальникова В.П.. Лукашевой Е.А. Проблемы в сфере правовой культуры обсуждаются на страницах журнала «Правовая культура» и иных периодических юридических изданий, которые необходимо учитывать при изучении дисциплины.
Студентам необходимо уделить внимание тенденциям защиты прав человека и гражданина в современных условиях с применением норм международного права и судебной практики, изучая постановления Конституционного суда РФ и Верховного суда РФ.
9.1 Использование материала учебно-методического комплекса дисциплины
На первом этапе необходимо ознакомиться с обязательным минимумом содержания основной образовательной программы по изучаемой дисциплине. Далее необходимо изучить рабочую программу дисциплины, в которой рассмотрено содержание тем дисциплины лекционного курса, взаимосвязь тем лекций с практическими занятиями, темами и видами самостоятельной работы. По каждому виду самостоятельной работы предусмотрены определённые формы отчетности.
Технологическая карта самостоятельной работы студента
Код реализуемой компе-тенции | Вид деятельности студентов | Итоговый продукт самостоятель-ной работы | Средства и технологии оценки | Обьем часов |
ОК-4 ОК-6 ОПК-5 | Подготовка к практическому занятию | Усвоенная тема, текст доклада, выполненные в устной и пись-менной форме задания | Собеседование | |
ОК-4 ОК-6 ОПК-5 | Подготовка к практическому занятию, написание докладов | Усвоенная тема, текст доклада | Защита выполненного доклада | |
ОК-4 ОК-6 ОПК-5 | Подготовка к практическому занятию, выполнение индивидуальных творческих заданий | Усвоенная тема, выполненные индивидуальные творческие задания | Отчет о резуль-татахвыполнен-ных заданий в устной и пись-менной формах | |
Итого за 1 семестр: | ||||
Итого: |
Код реализуе-мой компе-тенции | Вид деятельности студентов | Итоговый продукт самостоятель-ной работы | Средства и технологии оценки | Обьём часов |
Тема 1. Теоретические основы и методологические подходы к определению правовой культуры. | Усвоенная тема, текст реферата | Собеседование, подготовка докладов | ||
Тема 2. Основные концепции и теории права. Применение права: современные подходы к правопониманию и вопросы методологии. | Усвоенная тема, текст реферата | Собеседование, подготовка докладов | ||
Тема 3. Правовое государство и правовой статус личности. | Выполненные в письменной форме задания | Выполнение разноуровневых заданий | ||
ОК-4 ОК-6 ОПК-5 | Тема 4. Правовая культура в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. | Отчёт | Выполнение индивидуальных творческих заданий | |
ОК-4 ОК-6 ОПК-5 | Тема 5. Способы защиты прав и законных интересов граждан. | Выполненные в письменной форме задания | Выполнение кейс-задач | |
ОК-4 ОК-6 ОПК-5 | Тема 6. Социально-правовая политика государства. | Отчёт | Выполнение индивидуальных творческих заданий | |
ОК-4 ОК-6 ОПК-5 | Тема 7. Национальные механизмы реализации обеспечения прав и свобод человека и гражданина. | Отчёт | Выполнение индивидуальных творческих заданий | |
ОК-4 ОК-6 ОПК-5 | Тема 8. Государственно-правовой механизм защиты прав и свобод человека и гражданина. | Выполненные в письменной форме задания | Выполнение разноуровневых заданий | |
ОК-4 ОК-6 ОПК-5 | Тема 9. Правовая культура в механизме противодействия наркомании, терроризму, экстремизму, коррупции. | Выполненные в письменной форме задания | Выполнение разноуровневых заданий | |
Итого за 2 семестр : | ||||
Итого: |
Работа с литературой
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
№ п/п | Темы для самостоятельного изучения | Рекомендуемые источники информации (№ источника) | |||
Основная | Дополни-тельная | Методи-ческая | Интернет-ресурсы | ||
Тема 1. Теоретические основы и методологические подходы к определению правовой культуры. | 1,2,3 | 1,4,6 | 1-3, 6-8 | ||
Тема 2. Основные концепции и теории права. Применение права: современные подходы к правопониманию и вопросы методологии. | 1,2,3 | 1-3, 6-8 | |||
Тема 3. Правовое государство и правовой статус личности. | 1,2,3 | 3,4,6 | 1-8 | ||
Тема 4. Правовая культура в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. | 1,2,3 | 1,6,7 | 1-8 | ||
Тема 5. Способы защиты прав и законных интересов граждан. | 1,2,3 | 1,6,7 | 1-8 | ||
Тема 6. Социально-правовая политика государства. | 1,2,3 | 3,6,7 | 1-8 | ||
Тема 7. Национальные механизмы реализации обеспечения прав и свобод человека и гражданина. | 1,2,3 | 3,4,6 | 1-8 | ||
Тема 8. Государственно-правовой механизм защиты прав и свобод человека и гражданина. | 1,2,3 | 3,4,6 | 1-8 | ||
Тема 9. Правовая культура в механизме противодействия наркомании, терроризму, экстремизму, коррупции. | 1,2,3 | 2,4,7 | 1-8 |
Фонд оценочных средств