Подвижные игры на развитие общей моторики для детей с ОНР (большой, средней и малой подвижности)
Подвижные игры на развитие общей моторики для детей с ОНР (большой, средней и малой подвижности)
• Игра большой подвижности «Ловишка»
По считалке выбирается ловишка, который становится в центре зала. Остальные игроки встают вокруг него, образуя круг, берутся за руки. По сигналу педагога дети начинают движение в правую сторону, повторяя за педагогом слова:
Ау-ау-аукаем, Весну приаукиваем. Весна! Весна! Красным-красна! Весна пришла, Свет, тепло принесла! Весну встречаем, В ловишки играем! Раз, два, три, лови!
После слов «раз, два, три — лови!» дети врассыпную разбегаются по спортивному залу. Ловишка ловит их, дотрагиваясь рукой. Пойманные дети отходят в сторону. Когда ловишка поймает 2—3-х игроков, игра останавливается. Выбирается новый водящий, игра повторяется!
• Игра малой подвижности «Мухомор»
Инвентарь: конус из пластмассы или картона высотой 40—50 см, к верхней части которого прикреплен кружок из красного картона с нарисованными на нем белой гуашью крапинами (d кружка 10—15 см). Это «мухомор». Играющие встают в круг посередине зала, берутся за руки. В центр круга ставится конус — «мухомор». Педагог находится несколько в стороне от круга, читает текст, который дети хором произносят вместе с ним:
Перед нами бор, А в бору — мухомор. Мухомор стоит, На детей глядит. Мухомор кто возьмет, Тот из круга уйдет
Закончив чтение стихотворения, играющие начинают двигаться, приплясывать вокруг поставленного в центре круга «мухомора». При этом каждый из игроков старается подтянуть своих соседей к «мухомору», чтобы они его сдвинули с места или свалили. Кто подвинет или уронит «мухомор», выходит из круга и встает около педагога. «Мухомор» устанавливается на прежнее место, игра повторяется.
Подвижные игры с речевым сопровождением
• Подвижная игра с речевым сопровождением «Бьют часы»
Играющие встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга, поворачиваются лицом в центр.
Часы бьют раз, Часы бьют два, Часы бьют три. Хлопают в ладоши. Новый год, приходи! (Выполняют руками поступательные зовущие движения к себе. ) Тебя ждали год, Стояли у ворот.
(Выполняют «пружинку», руки на пояс.)
А пришел мороз, Заморозил нам нос. Шагают на месте.Нас, мороз, не пугай, С нами ты поиграй. Выполняют наклоны вправо-влево, руки на пояс.
В прятки ты поиграй Да подарки нам дай... (Выполняют два приседания, руки в приседе — на колени. ) Конфеты, игрушки, Орехи, хлопушки. (Постукивают кулачками друг о друга.)
Будем веселиться, Танцевать, резвиться. (Прыгают на месте на двух ногах, руки произвольно).
3. Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры с произнесением рифмованного текста)
Развитие мелкой моторики требует пристального внимания. Известна следующая закономерность: если развитие движений пальцев ребенка соответствует его возрасту, то и его речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и выше нормы. Научными исследованиями доказано, что движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.
Для развития мелкой моторики подойдут упражнения и игры с мячами разного диаметра; упражнения пальчиковой гимнастики и пальчиковые игры.
• Пальчиковая игра «Белка - продавец»Сидит белка на тележке Продает она орешки. Хлопают в ладоши.Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому Заиньке усатому. Поочередно загибают пальчики на правой руке, начиная с большого. Кому в платок, Кому в зобок... Ударяют кулачками друг о друга. Кому в лапочку. Показывают ладошки
Подвижные речевые игры для детей с ОНР
Проводятся на физкультурных занятиях по рекомендации учителя-логопеда с целью решения какой-либо речевой задачи.
• Подвижная речевая игра «Чьи детки?»
Цель. Закреплять в активном словаре детей существительные по теме «Домашние животные». Инвентарь: мяч Описание игры. Дети стоят в круг. В центр круга встает педагог с мячом в руках. Он кидает мяч первому игроку с: словами: «Плачут котята, они потеряли свою маму. Кто у котят мама?» Ребенок ловит мяч, отвечает педагогу: «Кошка» Если играющий отвечает неправильно: он выходит из игры. Далее педагог поочередно кидает мяч остальные детям. В игре побеждают 2—3 самых внимательных игрока.
.
Подвижные игры-превращения
Этот вид игр способствует развитию у детей фантазии, снятию излишней напряженности, формированию представлений об окружающем мире.
• Подвижная игра «Цветочек»
Дети встают врассыпную по всем, спортивному залу. Педагог предлагает им потянуться вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус («цветочек встречает солнышко»). Затем последовательно уронить кисти («спряталось солнышко, головка цветочка поникла») согнуть руки в локтях («стебелек сломался») и, освободив от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, позволив корпусу, голове и рукам пассивно упасть вперед, слегка согнув колени («завял цветочек»)
План физкультурно – оздоровительных мероприятий на летний период
Месяц | Неделя | Содержание деятельности | |
Младший дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст | ||
Июнь | 1 неделя | «Забавы с мячом» | "Школа мяча" — элементы спортивных игр с мячом |
2 неделя | Игры-упражнения с прыжками и бегом "Маленькие спортсмены" | "Классики" — игры-аттракционы и подвижные игры с прыжками и бегом | |
3 неделя | Игры с ходьбой и бегом (с предметами и без) | Игры-эстафеты (с предметами и без) | |
4 неделя | "Скок-поскок" — игры-забавы со скакалкой | "Малые Олимпийские игры" – игры-соревнования | |
Июль | 1 неделя | "Вот мы ловкие какие" — игры-упражнения на лазание, подлезание, метание подлезание, сохранение равновесия | "Зигзаги ловкости и меткости" — игры и упражнения на лазание, подлезание, равновесие, метание |
2 неделя | "День здоровья" — спортивный праздник | "День здоровья" — спортивный праздник | |
3 неделя | "Мини-стадион для всех" — полоса препятствий с использованием сюжета. | "Круговая тренировка" — физические упражнения с использованием разного спортивного оборудования | |
4 неделя | Игры-развлечения с Петрушкой (мяч, обруч, скакалка) | Спортивные игры (бадминтон, городки, дартс, малый теннис, баскетбол, футбол) | |
Август | 1 неделя | "Волшебная вода" — игры-развлечения с водой | "Азбука здоровья" — игры-развлечения с водой. |
2 неделя | Народные подвижные игры | Народные подвижные игры | |
3 неделя | "Мой друг — велосипед" — игры с использованием велосипеда. | "Веселый велосипедист" — игры-соревнования с использованием велосипедов, самокатов | |
4 неделя | Игры-развлечения (по выбору) (с мячом, обручем, скакалкой) | "Цветик-семицветик" — самореализация двигательных навыков по заданию |
Подвижные игры на развитие общей моторики для детей с ОНР (большой, средней и малой подвижности)
• Игра большой подвижности «Ловишка»
По считалке выбирается ловишка, который становится в центре зала. Остальные игроки встают вокруг него, образуя круг, берутся за руки. По сигналу педагога дети начинают движение в правую сторону, повторяя за педагогом слова:
Ау-ау-аукаем, Весну приаукиваем. Весна! Весна! Красным-красна! Весна пришла, Свет, тепло принесла! Весну встречаем, В ловишки играем! Раз, два, три, лови!
После слов «раз, два, три — лови!» дети врассыпную разбегаются по спортивному залу. Ловишка ловит их, дотрагиваясь рукой. Пойманные дети отходят в сторону. Когда ловишка поймает 2—3-х игроков, игра останавливается. Выбирается новый водящий, игра повторяется!
• Игра малой подвижности «Мухомор»
Инвентарь: конус из пластмассы или картона высотой 40—50 см, к верхней части которого прикреплен кружок из красного картона с нарисованными на нем белой гуашью крапинами (d кружка 10—15 см). Это «мухомор». Играющие встают в круг посередине зала, берутся за руки. В центр круга ставится конус — «мухомор». Педагог находится несколько в стороне от круга, читает текст, который дети хором произносят вместе с ним:
Перед нами бор, А в бору — мухомор. Мухомор стоит, На детей глядит. Мухомор кто возьмет, Тот из круга уйдет
Закончив чтение стихотворения, играющие начинают двигаться, приплясывать вокруг поставленного в центре круга «мухомора». При этом каждый из игроков старается подтянуть своих соседей к «мухомору», чтобы они его сдвинули с места или свалили. Кто подвинет или уронит «мухомор», выходит из круга и встает около педагога. «Мухомор» устанавливается на прежнее место, игра повторяется.