Тема 13. Официально-деловой стиль
Цель:сформировать знания об официально-деловом стиле речи, о его языковых особенностях.
Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции и их части:знание об официально-деловом стиле речи и его характеристиках; знание о подстилях и жанрах официально-делового стиля речи; формирование умения использовать языковые средства, присущие официально-деловому стилю речи, в соответствии с ситуацией общения; формирование умения писать заявления, резюме, автобиографию, объяснительные записки.
Актуальность темы заключается в том, что в соответствии с требованиями коммуникативного аспекта культуры речи носители языка должны владеть всеми функциональными разновидностями языка, а также ориентироваться на прагматические условия общения (устройство на работу, поход в банк, перевод на другой факультет и т.д.), которые существенно влияют на оптимальный для данного случая выбор и организацию речевых средств. Поэтому ознакомление студентов-нефилологов с данной темой необходимо.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Официально-деловой стильиспользуется в сфере административно-правовой деятельности. Это стиль документов, международных договоров, законов, деловых бумаг и т. п. Главной функцией официально-деловой речи является функция сообщения и социальной регламентации (информативно-директивная функция). Присущие стилевые особенности – безличность, стандартность изложения и характер предписания, предельная конкретность содержания при абстрактности, типизированность, штампованность средств выражения, долженствующий характер изложения. Это предельно сухой и нейтральный стиль, свободный не только от разговорной и тем более жаргонной или диалектной лексики, но и литературной эмоционально-экспрессивной лексики.
В официально-деловой речи сформировались три подстиля (Рисунок 13.1.):
Подстили официально-делового стиля |
административно-канцелярский |
законодательный |
дипломатический |
Рисунок 13.1.Подстили официально-делового стиля
Некоторые лингвисты выделяют официально-документальныйи обиходно-деловой разновидности стиля.
Официально-деловой стиль обслуживает сферу сугубо официальных отношений, что и определяет норму языкового стиля. Нормой считается использование сложных канцелярских клише, сложный синтаксис (Рисунок 13.2):
Языковые особенности официально-делового стиля |
Синтаксические особенности: усложненность синтаксиса (конструкции с цепью предложений, обладающих относительной законченностью и самостоятельностью, номинативные предложения с перечислением); простые усложненные предложения, преобладание повествовательных предложений, использование страдательных конструкций, конструкций с отыменными предлогами и отглагольными существительными, употребление сложных предложений с четко выраженной логической связью. |
Морфологические особенности: преобладание имени над местоимением, употребительность отглагольных существительных на -(е)ние и с префиксом не-, повелительного наклонения и в неопределенной форме в значении повелительного наклонения (типа освободить от арендной платы), глаголы предписания и долженствования в настоящем времени (банк устанавливает) отыменных предлогов и др. . |
Лексические особенности: профессиональные термины, слова с официально-деловой окраской, канцелярские штампы, сложносокращенные слова (типа СНГ, МВФ, Минсельхозпрод), употребление слов в номинативном значении, использование архаизмов, сложносокращенных слов, отсутствие лексики с эмоционально-экспрессивной маркировкой; сочетания терминологического характера, речевые клише, атрибутивно-именные словосочетания. |
Рисунок 13.2.Языковые особенности официально-делового стиля
Жанры официально-делового стиля: заявление, отчет, протокол, приказ, объяснительная записка, автобиография, деловые письма, закон, устав, договор и пр.
Заявление – внутренний служебный документ, в котором до сведения должностного лица (обычно вышестоящего) доводится информация узкой направленности. Заявление пишется от имени одного лица. В редком случае может быть коллективное заявление, если вопрос, поднимаемый в документе, затрагивает интересы коллектива. Заявление пишется по определенному поводу и посвящено, как правило, одному вопросу. Пишется на имя одного человека, в компетенции которого находится рассматриваемый вопрос.
Основные составляющие заявления:
· адресат – наименование должности, фамилия, инициалы лица, которому адресован документ в дательном падеже (название организации употребляется в винительном падеже);
· автор документа – наименование должности адресанта, фамилия, инициалы (в родительном падеже без предлога или с предлогом «от»; если заявление от одного лица в организацию, то указывается адрес пишущего);
· наименование документа – слово «заявление», далее – точка;
· текст заявления; слева указывается дата; справа ставится подпись.
Резюме – краткое письменное изложение биографических данных. Каждый ищущий работу человек должен освоить приемы саморекламы, составляя рекомендательные письма или резюме. Цель резюме – как можно более выигрышно (и в то же время объективно) представить свою личность и трудовую биографию. Важно выделять из личной информации ту, которая относится к выбранной работе, рассказать об образовании, профессиональной деятельности, личных качествах. Рекомендуется не указывать все места работы, лучше рассказать об общем стаже работы в сопоставимых должностях (например, «работал инженером, помощником главного инженера по разработке нефтяных месторождений и т. п.»).
Правильно и грамотно составленное резюме может быть залогом успеха для соискателя. Поэтому оно должно быть полным, но не перегружено лишней информацией. В отличие от анкеты с заполняющимися графами, резюме является творческим процессом. Поэтому единого стандарта или жестких форм его написания нет, но требования к нему определены. Слово «резюме» не используется в заголовке, а указываются ФИО (заглавными буквами по центру), дата и место рождения претендента.
Под заголовком слева – домашний адрес, номер телефона, электронный адрес, справа – адрес организации, в которой учиться (работает) претендент в данный момент и служебный телефон. Последовательность резюме: 1) заголовок, 2) общая информация, 3) цель, 4) образование, 5) опыт работы, 6) дополнительные сведения. К резюме могут быть приложены рекомендации.
Резюме включает: личные данные претендента (ФИО, дата и место рождения, семейное положение); адреса и телефоны; название вакансии, на которую претендует соискатель; основной текст (указывается перечень мест работы или учебы в обратном хронологическом порядке) с указанием официального наименования организаций, периода времени пребывания в них, наименования занимаемой должности (учебной специальности); обязательна информация об опыте работы (если он есть) и должностных обязанностях; дополнительные сведения (общественная деятельность, профессиональная переподготовка, курсы, тренинги), с указанием даты и названия; прочие сведения (дополнительные знания и навыки: знание иностранных языков, владение компьютером, вождение автомобиля); отличия и награды (раздел не является обязательным); профессиональные интересы; личные качества; дата составления резюме; подпись соискателя.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Задание 1.Изучите представленный в данном разделе материал и ответьте на следующие вопросы:
1.В какой сфере используется официально-деловой стиль речи? Какова его главная задача?
2.Назовите стилистические особенности (черты) официально-делового стиля?
3.Какие подстили официально-делового стиля сформировались в русском языке?
4.Какие лексические, морфологические и синтаксические особенности имеет официально-деловой стиль?
5.Какие жанры официально-делового стиля Вы знаете?
6.Что такое заявление? Расскажите о структуре и содержании заявления.
7.Что такое резюме? Расскажите о структуре и содержании резюме.
Задание 2.Докажите, что представленный текст относится к официально-деловому стилю речи, определите его подстиль, жанр, назовите цель речи. Выпишите типичные слова, словосочетания и другие языковые средства, характерные для данного типа текста.
Текст1