Максима манеры подразумевает ясное выражение мыслей.
Рисунок 3.2.Принцип кооперации
Принцип вежливости Дж. Лича включает следующие максимы:
1. Максима тактазаключается в том, что собеседники не должны вторгаться в область частных интересов,соблюдать границы личной сферы.
2. Максима великодушиясостоит в том, что нельзя постоянно доминировать в общении.
3. Максима одобрения– это максима положительной оценки других. Несовпадение с собеседником в направлении оценки мира очень сильно влияет на возможность реализации собственной коммуникативной стратегии.
4. Максима скромностизаключается в адекватной оценке в речевом акте себя, то есть надо понимать, когда похвала в ваш адрес является правдивой, а когда – нет.
5. Максима согласияпредполагает бесконфликтное общение, то есть поиск согласия между партнерами по общению, чтобы получить в итоге его продуктивное завершение.
6. Максима симпатииявляется первостепенной, так как от ее наличия зависит выполнение всех вышеперечисленных максим. Если в самом начале речевого акта не возникает симпатии между собеседниками, то выполнять все оставшиеся требования, необходимые для успешного общения, будет практически невозможно.
Помимо принципа кооперации и принципа вежливости для успешной коммуникации следует ещё применять следующие принципы:равной безопасности; децентрической направленности; адекватности того, что воспринято, тому, что сказано (Рисунок 3.3.).
Рисунок 3.3.Принципы успешной коммуникации
К основным факторам, способствующим гармонизации общения, можно отнести следующие:
1.Признание не на словах, а на деле наличия многообразия точек зрения.
2.Предоставление возможности высказать собственную точку зрения.
3.Предоставление равных возможностей в получении необходимой информации для обоснования своей позиции.
4.Понимание необходимости конструктивного диалога.
5.Определение общей платформы для дальнейшего сотрудничества.
6.Умение слушать собеседника. Подробнее на этом факторе мы остановимся в теме 21.
Важнейшим признаком культурного речевого общения является умение слушать. Ли Якокка писал: «Мне бы только хотелось найти такой институт, который научил бы людей слушать. Слишком много людей не может уразуметь, что подлинное общение – процесс двусторонний». В свое время Плутарх давал совет: «Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо».
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Задание 1.Изучите представленный в данном разделе материал и ответьте на следующие вопросы:
1.Дайте определение коммуникации и общению.
2.Какие основные функции выполняет общение?
3.Что собой представляет речевое событие?
4.Дайте определение коммуникативному кодексу.
5.Какие принципы включает в себя коммуникативный кодекс?
6.В чем заключается принцип кооперации Г. Грайса? Опишите сущность входящих в него максим.
7.В чем заключается принцип вежливости Дж. Лича? Опишите сущность входящих в него максим.
8.Каким принципам необходимо следовать для успешности в общении?
9.Какие факторы способствуют гармонизации общения?
Задание 2.Напишите с одногруппником диалог на профессиональную тему. Отрепетируйте его по ролям, соблюдая принципы коммуникации, выступите перед аудиторией.
Задание 3. Посмотрите политическую или научную телепередачу и проанализируйте ее на наличие в речи и поведении участников принципов успешной коммуникации.
Задание 4. Выполните практикум по нормам русского языка.
1.Расставьте ударение в словах.
Начать – начал – начала – начало – начали.
Ясли – яслей – в яслях.
Принять – принял – приняла – приняло – приняли.
Добыть – добыл – добыло – добыли.
Нанять – нанял – наняла – наняло – наняли.
Включить – включишь – включит – включим – включите – включат.
Вручить – вручит – вручишь – вручим.
2.Вставьте пропущенные буквы, выделите в слове морфему содержащую орфограмму.
Однажды в приёмной одного пр...дворного министра появился пр…красный принц, который своим пр…бытием пр…внёс суматоху в пр…дворное хозяйство. Однако пр...вратник встретил его пр...ветливо, пр...проводил к королю и пр…доставил королеве. Пр...ветствие было пр...ятным, но очень долгим, и у принца было много времени, чтобы пр...смотреться к юной барышне. Без пр...увеличения можно сказать, что юноша влюбился с первого в...гляда. Пр…творяться принц не стал и сразу пр…знался в этом. Пр...старый король пр…образился, поняв, что эта любовь может пр…нести пр…быль его королевству. Принц же, сделавший пр...дложение, так(же) с нетерпением пр...(д,т)вкушал пр...вилегии, пр…доставляемые королевскому зятю.
Список рекомендуемой литературы:
1.Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – М., 2003.
2.Введенская Л.А., Пономарева А.М. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование / Л.А. Введенская, А.М. Пономарева. – М., 2003.
3.Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. – М., 1997.
4.Гольдин В.Е. Сиротинина О.Б., Ягубова М.А. Русский язык и культура речи / В.Е. Гольдина, О.Б. Сиротина. – М., 2002.
5.Губернская Т.В. Русский язык и культура речи / Т.В. Губернская. – М., 2014.
6.Русский язык и культура речи: Учебник под ред. проф. В.И. Максимова. – М., 2000.