Разговорная речь, ее особенности
К коммуникативным признакамразговорной речи относятся:
· неофициальность общения;
· неофициальная обстановка общения;
· неподготовленности речи.
Стилевыми особенностямиразговорной речи являются:
· стремление к свободному производству языковых единиц и тяготение к автоматизму речи;
· широкое использование речевых стереотипов;
· конситуативность (опора на ситуацию как составную часть коммуникативного акта);
· вариативность, подвижность языковых средств.
Отличительные черты разговорной речи отражаютсяна всех уровнях языковой системы: фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом.
Фонетические особенностиразговорной речи:
· большая вариативность произношения;
· влияние территориального варианта произношения;
· редукция произношения, выпадение звуков (неполный стиль).
Лексические особенностиразговорной речи:
· активно применяется стилистически нейтральная лексика, используются слова из общенародного языка (общеупотребительная лексика);
· свободное образование новых слов (окказионализмов – «слов по случаю»);
· использование слов с разной стилистической окраской (переплетение книжных, разговорных, просторечных слов);
· расширение значения слов общенародного языка.
Из многочисленных морфологических особенностейязыка для разговорной речи, которые с точки зрения нормы являются ее нарушением, характерно:
· правильно не склоняются или вообще не склоняются сложные и составные числительные;
· нарушения в образовании простой формы превосходной степени прилагательных и сложной сравнительной степени, малое использование кратких форм прилагательного;
· отсутствие причастий и деепричастий;
· широкое употребление местоимений;
· широкое употребление частиц, междометий.
Синтаксические особенностиразговорной речи:
· эллиптичность (пропуск членов предложения, которые легко восстанавливаются из ситуации);
· повтор слов (для выражения усиления действия, признака: делаю – делаю; хожу – хожу; далеко – далеко);
· незаконченные предложения;
· широкое использование вставных конструкций, вводных слов и предложений, уточнений, пояснений;
· особые разговорные конструкции: обращения, оценочные конструкции типа: Еще бы!, Еще как!, Ну и ну!;
· объединения глаголов, например, взяли и приехали.
Рисунок 2.2. Особенности устной и письменной речи
Рисунок 2.2. Язык и речь
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Задание 1.Изучите представленный в данном разделе материал и ответьте на следующие вопросы:
1.Дайте определение речи.
2.Сделайте сопоставительный анализ языка и речи.
3.Какие основные формы имеет речь?
4.Перечислите особенности кодифицированной устной речи.
5.Раскройте особенности разговорной речи.
Задание 2.Скажите, устный или письменный экзамен для Вас предпочтительнее и почему? А если бы Вы были экзаменатором?
Задание 3.Скажите, о каких особенностях письменной и устной речи говорится в пословицах? В чем их смысл?
Что написано пером, того не вырубить топором. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
Задание 4.Напишите, в каких случаях уместна: а) только книжная речь, б) только разговорная, в) в каких и та и другая. Конкретизируйте, если необходимо, ситуацию (когда, где, с кем, о чем) перечисленных ниже видов коммуникации.
Публичное выступление, лекция, сообщение, разговор пациента с врачом, разговор инженера с начальником, разговор помощника бурильщика с мастером, интервьюирование, разговор пассажиров в автобусе, разговор покупателя с продавцом, беседа между друзьями, разговор за обеденным столом.
Задание 5. Выполните практикум по нормам русского языка.
1. Расставьте ударение в следующих словах.
Договор – договорный, асимметрия, квартал, документ, досуг, газопровод, жалюзи, километр, дремота, магазин, каталог, красивее, пуловер, столяр, щавель, статуя, творог, свекла, торты, хаос, звонит – звонишь – звонят – созвонимся, апостроф, гастрономия, инструмент, средства, завидно, эксперт – экспертный, ходатайство – ходатай, диспансер, обеспечение, намерение, иконопись, сваты, туфля, начался, созыв, вероисповедание, каучук, христианин, кулинария.
2.Вставьте пропущенные буквы (приставки пре- и при-):
а)пр…бывать в санатории, пр…ходящая няня, пр…дать значение, пр…клонить ветку, пр…ступить к делу, камень пр…ткновения, пр…вратности судьбы, пр…зирать врага, пр…твориться незнающим, автобус пр…бывает утром, пр…ходящий успех;
б)пр…спешник, пр…вратник остановил, пр…дать друга, пр…дел возможностей, воспр…емник, пр…клоняться пред идеалом, пр…ступать границы дозволенного, дом пр…зрения, пр…дел в церкви, пр…творить в жизнь.
Список рекомендуемой литературы:
1.Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – М., 2003.
2.Введенская Л.А., Пономарева А.М. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование / Л.А. Введенская, А.М. Пономарева. – М., 2003.
3.Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. – М., 1997.
4.Гольдин В.Е. Сиротинина О.Б., Ягубова М.А. Русский язык и культура речи / В.Е. Гольдина, О.Б. Сиротина. – М., 2002.
5.Губернская Т.В. Русский язык и культура речи / Т.В. Губернская. – М., 2014.
6.Русский язык и культура речи: Учебник под ред. проф. В.И. Максимова. – М., 2000.
7.
Тема 3. Речевое общение
Цель:изучить основные особенности речевого общения.
Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции и их части:знание определения коммуникации и общения, основных функций общения, умение применять основные принципы успешной коммуникации на практике.
Актуальность темы заключается в том, что успешность коммуникации зависит от выполнения ряда основных принципов, которые четко прописаны в коммуникативном кодексе. Однако на практике часто люди забывают про эти условия и тем самым снижают эффективность и результативность своего общения.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Коммуникация (лат. Communico – делаю общим) – обмен информацией, осуществляемый вербальными и невербальными средствами, возникающий между людьми, при помощи символьной системы.
Общение – передача информации от одного индивидуума другому, а также обмен навыками, умениями, опытом, эмоциональными состояниями. Общение представляет собой особую форму взаимодействия между людьми. В своей основе оно имеет биологическую природу. Только родившись, человек сразу же нуждается в общении. И в дальнейшем уже не представляет себе жизнь без общения. Поэтому общение – это одна из главных составляющих человеческой жизни.
Основными функциями, исходя из сказанного, являются: коммуникативная, интерактивная, перцептивная (Рисунок 3.1.).
Рисунок 3.1. Функции общения
Общение имеет свои структурные компоненты: 1) его участники; 2) предмет общения и 3) средства общения (словесные и несловесные).
Речевое событие является главным компонентом коммуникации. Оно представляет собой законченное целое и состоит из двух составляющих:
1. Речевое поведение, которое складывается из вербальной и невербальной речи.
2. Речевая ситуация, включающая обстоятельства, при которых происходит коммуникация, и участников.
Речевая коммуникация считается успешной или эффективной тогда, когда то, что передает адресант, правильно интерпретируется (декодируется) адресатом. Если такое не происходит, то смысловая картина сообщения искажается, что может привести к принятию неправильного решения или даже конфликту.
На успешность коммуникации большое влияние оказывают экстралингвистические факторы: потребность в общении, коммуникативная заинтересованность, настроенность на мир собеседника, близость мировоззрений говорящего и слушающего, умение слушателя проникнуть в замысел собеседника, внешние обстоятельства, знание норм этикета и др. Необходимым условием эффективной коммуникации является умение слушать.
Каждый из собеседников должен нести ответственность за то, что он говорит. Если этот процесс происходит осознанно, то его можно рассмотреть с точки зрения коммуникативного кодекса, который «представляет собой сложную систему принципов, регулирующих речевое поведение обеих сторон в ходе коммуникативного акта и базирующихся на ряде категорий и критериев»[1].
Базовыми категориями, формирующими этот кодекс, являются коммуникативная цель и коммуникативное намерение. Цель определяется речевой стратегией, намерения – тактикой.
Базовые категории играют роль регуляторов речевого общения, приводящих в действие критерии и принципы корректного речевого поведения.
Важнейшими критериямиявляются:
· критерий истинности, который определяется как верность действительности;
· критерий искренности, который определяется как верность себе.
Главными принципами коммуникативного кодекса являются (Рисунок 3.1.):
· принцип кооперации Г. Грайса,который заключается в том, что коммуникативный вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель (направление) этого диалога (Рисунок 3.2.);
· принцип вежливости Дж. Лича – это принцип взаиморасположения говорящих в структуре речевого акта.
Рисунок 3.1.Принципы коммуникативного кодекса
Принцип кооперации Грайса Г. содержит следующие максимы:
1. Максима полноты информациизаключается в том, что информации в общении должно быть столько, сколько необходимо.
2. Максима качества информациисостоит в том, что всегда нужно говорить только то, в чем сам уверен.
3. Максима релевантностизаключается в четком следовании выбранной теме. Собеседники должны четко улавливать и связывать произносимое, иначе внимание будет рассеиваться.