Елена Рерих Александру Асееву

«Урусвати»

6 мая 1934

Дорогой Сотрудник,

Письмо Ваше от 4 апреля лежит передо мною, разберу его и отвечу насколько возможно исчерпывающе. Начнём с Вашего утверждения, что Вы принадлежите к типу людей, называемых «однолюбами». Это, несомненно, первое качество для каждого серьёзного ученика, но для действительного успеха необходимо, чтобы это однолюбие к предмету простиралось бы главным образом на Учителя. Есть несколько Учителей Великого Братства, принимающих учеников и руководящих ими, и для каждого, вступающего на ступень ученичества, а не просто изучающего книжный оккультизм, совершенно необходимо бесповоротно решить в глубине сердца своего, который из Учителей Великого Братства ему ближе, и затем отдать себя всецело, без всяких ограничений и условий, этому Высокому Руководству. Обычно вопрос выбора Учителя довольно прост – Учитель, который ближе по карме, посылает тем или иным способом Свою Весть или Учение тому, кто связан кармически с Ним или с Его ближайшими Доверенными. Но очень часты случаи, когда человек, стремящийся и позванный, в своём желании немедленного приближения и ещё большего знания бросается на поиски других Учений и другого Великого Учителя и, в своём раздвоении и даже растроении, теряет своё место на лестнице восхождения. Припомните всё, что сказано в Учении об избрании Учителя.

Привожу ещё слова Владыки: «Утвердиться сердцем на Владыке есть первое условие на пути к Миру Огненному. Невозможно прийти к Вратам завещанным без этого огненного условия. Ведь Руководство должно быть осознано духом и сердцем, ибо только принятие Руки Владыки недостаточно без отдачи сердца Владыке. Нужно понять тот закон, который связывает Учителя с учеником, ибо без явления полного примыкания к Владыке не происходит связи. Полное принятие Руководства требует сознательного отношения, ибо нужно понять и почувствовать в сердце тепло, которое исходит из недр духа. Нужно особенно чуять и научиться распознавать то, чем связана сущность Владыки с сущностью ученика. Так, нужно помнить, что вибрации и карма являются звеньями к Миру Огненному».

Да, страшно опасно разбрасываться на первых порах. Не забывайте о годах испытания и подготовления организма, через которые неминуемо должны пройти все серьёзно вступившие на Путь Служения и которым подвергаются и очень высокие духи. Конечно, всё сказанное не относится к книжным оккультистам, но, как я понимаю, Вы хотели бы быть принятым в число учеников, ибо Вы говорите о Вашем единственном желании встретиться с Учителем и работать под Его Руководством. Прежде всего на это я отвечу, что ещё не встречала такого человека, который, ознакомившись даже только поверхностно с Учением (именно такие прежде всего хотят проникнуть в Великое Братство), не желал бы, главным образом, встретиться с Учителем и, бросив все тяготы земные, удалиться в Их Общину. Причём совершенно не представляя себе, сможет ли его физическое тело выдержать страшное нагнетение атмосферы, окружающее эту Твердыню. Нужно помнить, что трансмутация организма, нервных центров должна происходить здесь, на Земле, среди борений духа, среди всех тягот и трудностей жизни, среди всех раздражающих мелочей обихода. Лишь это борение вызывает нужные энергии для трансмутации и изжития всех отягощающих дух наш отложений, привычек и привязанностей. Земная жизнь есть именно чистилище, и, не пройдя через него, нельзя вступить в Рай – Братство. Огни высших энергий опалят отягощённую ауру. Община Братства слишком удалена от земных условий, чтобы явиться тем нужным пробным камнем.

Кроме того, Владыки никогда не вторгаются в карму человека и потому не делают никаких исключений. Лишь карма может привести человека в Их Общину. И если такая карма налицо, то никто и ничто, кроме самого человека, не сможет воспрепятствовать осуществлению её. Пусть это последнее соображение окрылит Вас. Приложите все Ваши устремления как можно лучше провести в жизни всё данное Учением и предоставьте остальное карме и Великому Знанию Владык.

Не всегда великие Духи, несущие Поручение, посещали Братство во время своего земного Пути. Так, например, Аполлоний Тианский был позван в Братство, но Он же в своём воплощении как Ориген, приняв тяжкое поручение охранить чистоту Учения в христианстве, вместо радостного свидания и работы в Братстве, томился в тюрьме.

Если же Вы подразумеваете наш Гималайский Ашрам, то это, конечно, много осуществимее. Здесь лишь нужно Указание, Разрешение на это Владыки и исполнение некоторых сроков. Пожалуйста, не ожидайте конца мира на 1936 год. Ничего подобного не случится, но произойдут другие важные события. Во всяком случае, будьте уверены, что всем, сердцем устремляющимся к Владыке, не грозит опасность взлететь на воздух и раствориться в синеве небес или быть поглощёнными разверзнувшейся бездной. Мощный Колокол соберёт растерянных путников не на Гималаях непременно, есть и другие, не менее важные места. Сроки пускать в пространство не следует, но всегда хорошо быть духом на отлёте; устремление в будущее есть лучшее упражнение в отрыве, но тем с большей добросовестностью следует выполнять наши обязанности каждого дня. Скажу, что все принявшие сердцем Учение близки нам и никто не будет забыт.

Теперь о Вашей второй книге[8]. Конечно, сборник интересен, содержателен и хорош внешностью. Ваши личные статьи существенны и полезны, с одним лишь я не согласна, Вы слишком преувеличиваете достижения Хатха-Йоги, говоря, что «адепты её подобно раджа-йогам пробуждают кундалини, приобретают сиддхи, достигают блаженства и освобождения от оков физической материи...». Это не совсем так. Степень блаженства, достигаемого подобными адептами, очень относительна, но никакого освобождения от оков физической материи, в том смысле, как это понимается Учителями Оккультизма, посредством Хатха-Йоги не достигается.

Как сказано в Учении: «Мы не знаем никого, достигшего путём Хатха-Йоги». Даже то развитие низших сиддх, которого они достигают путем упорных и ужасных механических упражнений (западная литература не знает и половины этих ужасов), непрочно, и в следующих своих воплощениях все эти сиддхи могут быть утеряны. Ценны и прочны лишь те достижения, которые приходят естественно, ибо тогда они являются проявлением внутреннего духовного развития и никогда не могут быть утрачены; и при таком духовном развитии можно достичь всеисчерпывающих явлений. Упражнения в Хатха-йоге, именно, только самая лёгкая пранаяма, производимая с большою осторожностью, могут укрепить здоровье, в обратном случае они приведут к медиумизму, одержанию, так называемому сумасшествию.

Совершенно справедливо индусы высокого духовного развития с большим неодобрением взирают на Хатха-йогу и говорят, что в лучшем случае Хатха-Йога годится лишь «для тучных и для больных». Также и часто упоминаемый и цитируемый в Вашем сборнике Свами Вивекананда был очень против погони за так называемыми сиддхами и чудесами и приводил в пример, как ему приходилось видеть страшных демонических личностей, совершавших самые большие чудеса, вплоть до исцеления неизлечимо больных одним взглядом. Потому главный пробный камень для всех духовных учителей лежит не в чудесах, но в их магните сердца, в их оккультной способности духовно трансмутировать окружающую их среду и перерождать сознание, самую сущность учеников. Но для этого требуются не низшие сиддхи хатха-йога, но огненный синтетический луч, присущий открытым центрам. Никакая пранаяма не даст Вам необходимого очищения и высоких следствий, если сознание не будет соответствовать высокому идеалу. Высшие формы Йоги не нуждаются в пранаяме. Каждый кули в Индии знает о пранаяме, каждый средний индус ежедневно проделывает её, но как далеки они от духовных достижений! Потому не полагайтесь на одну пранаяму.

Высшее достижение йога есть открытие Глаза Дангмы, и это не есть то, что мы называем ясновидением, но именно пробуждение чувствознания, которое никакими пранаямами не достигается, но есть следствие тысячелетних накоплений, непрестанных духовных устремлений и самоотверженных жизней; следствие, отложенное в виде тончайших энергий в «чаше». Именно к пробуждению уже накопленных энергий и к отложению новых должен стремиться каждый некнижный оккультист.

Также неправильно Ваше утверждение, что «тайноведение никогда не обладало бы точным знанием астрального плана, которое стало ему доступно благодаря самоотверженным трудам хатха-йогов...». Это утверждение равносильно высказыванию, что основы физики и химии стали известны Румкорфу и Круксу благодаря трудам студентов первого курса, изучающих эти основы; или что почвовед знает меньше о земле, нежели простой землепашец.

Затем, разница между Хатха-Йогой и Раджа-Йогой именно качественная, а не количественная, как Вы пишете. Хатха-Йога далее низших психических явлений никогда подняться не может. И никогда ещё не было случая, чтобы хатха-йог стал раджа-йогом. Пути их совершенно различны, и «полновесные Жемчужины», которыми, по Вашему мнению, может наградить нас хатха-йог, относятся к Жемчужинам Раджа-, Жнана-, Бхакти- и Агни-Йога так, как искусственные изготовления этих перлов к живым жемчужинам. На этой же странице, в этих же строках, мне не ясна Ваша мысль, привожу её: «Но тем не менее и Хатха-йога дарит своим адептам полновесные Жемчужины Высшей Жизни, и поэтому каждый оккультист должен рассматривать агни-йогические достижения как огромную победу духа над материей...» Здесь Вы как будто ставите Агни-Йогу на одну доску с Хатха-йогой, тогда как именно эти две Йоги диаметрально противоположны друг другу. Как Сказано: «Именно Агни-Йога не имеет ничего общего с хатха-йогой – это нужно очень понять». Агни-Йога имеет дело лишь с самой высокой огненной трансмутацией всех центров, которая не может быть достигнута никакими механическими упражнениями и нуждается в непосредственном воздействии Великого Учителя. Высокие степени её доступны лишь духу, имеющему многовековые духовные отложения в центре «чаши». Тогда как для хатха-йога последнее условие не является непременным. Кроме того, Агни-Йога отличается ещё тем, что подвиг её должен явиться в жизни, тогда как прочие Йоги (кроме Карма-Йоги) слишком отрывали человека от жизни и тем не могут уже входить в эволюцию. Также нельзя каждого вступившего на стезю одной из Йог сразу называть йогом. Йога, или связь, достигается упорным непрестанным духовным трудом, и путь её ускорен лишь, как сказано уже, кармическими накоплениями. Потому, когда Вы пишете, что «раджа-йог становится порой изувером, и жнана-йог увлекается умственными спекуляциями, и бхакти-йог упивается смертными муками еретиков...», правильнее было бы сказать – «имеющий в себе задатки стать в следующих своих жизнях раджа-, или жнана-, или бхакти-йогом, может проявляться сначала как изувер, умственный спекулянт, ханжа»... Раз достигнута высокая ступень истинного йога – раджа, жнана или бхакти, не может быть таких страшных уклонений. Царь Духа не может стать «изувером», и Жнана – Мудрец, обладающий Глазом Дангмы, не может вдаться в невежественные умствования, так же как Бхакти – Владыка Космического Магнита, всевмещающего сердца, не может «упиваться смертными муками».

В Учении, когда говорится, что в несносном атлете можно усмотреть будущего хатха-йога или в ханже – будущего бхакти и в изувере – раджа-йога и т. д., именно, имеются в виду характерные задатки, которые, будучи трансмутированы огнём духовности, могут дать определённые формы Йоги. Но нельзя это брать в обратном построении.

Также для Вашего сведения добавлю, что Хатха-Йога ещё тем опасна, что она, своеобразно укрепляя астральное тело, задерживает его на долгое время в астральных нижних слоях и тем самым задерживает эволюцию духа. Также при храмах Индии держали и ещё держат иногда хатха-йогов, строго следя за чистотою их жизни и пользуясь ими для некоторых низших нужд, но никогда ни один хатха-йог не мог быть истинно Посвящённым. И раз такой хатха-йог покидал храм, больше вернуться в него он не мог, ибо, имея лёгкий доступ в низшие слои Тонкого Мира, он, лишённый высшего контроля, предоставленный себе, становился жертвой и обиталищем и даже орудием самых тёмных сил. Вот почему и Иерофанты Египта никогда не брали в ученики и даже избегали слуг с медиумической организацией и наклонностью к лимфатичности. Ни один медиум, ни один лимфатик не может стать истинным Агаи-йогом.

Владыки очень опечалены развитием низших степеней психизма в ущерб истинной духовности. Без понимания и приложения в жизни Живой Этики и духовного понимания, лишённые равновесия, эти явления часто приводят к печальным результатам. Потому для того, чтобы стать действительно оккультным учеником, следует прежде всего работать над нравственной, духовной стороной жизни путём применения Учения в жизни, что даст неминуемое расширение сознания и необходимое равновесие. Учение, прежде всего, прекрасно и истинно, когда оно жизненно, но никакие фокусы и измышления псевдооккультизма и магии не приблизят ни на шаг к истинному Ученичеству. Чтобы наполнить свой сосуд из Высшего Источника, нужно установить соответственные вибрации. Живая Этика в жизни есть простейший путь к приближению.

Потому в Вашем сборнике хорошо бы подчеркнуть большое значение Живой Этики. Великая миссия – зажигать сознание людей подвигом, который преобразит их сущность. Может быть, никогда так не нужно было понятие подвига в жизни, как сейчас! Какое прекрасное слово – подвиг! Как оно выразительно, и, заметьте, оно не имеет себе эквивалента ни в одном западном языке. Итак, будем помнить, что связь с Учителем устанавливается через очищенное мышление, в сердце, и долгим упорным трудом над собою.

Теперь хочу предупредить Вас, как опасен книжный оккультизм. Масса вреднейших книг выпущена на книжный рынок. Одни книги г-на Ледбитера, за исключением его труда Inner Life[9], когда его мышление отражало ещё мысли Е.П.Б., являются таким материалом. Впрочем, может быть, по счастью, они не все переведены на русский язык. Как сказано, «много творений рук, лишённых красоты, знания и честности». И Вы напрасно думаете, что уход Ледбитера большая утрата для Теософского общества. Именно Ледбитер явился злым гением этого движения. Именно он нанёс вред всему движению. Как сказано Великим Учителем: «одна Блаватская знала», и наша задача в будущем будет поставить на должную высоту почитание этой великой женщины-мученицы. Если бы Вы знали всю литературу о Блаватской и все поступки и предательства её ближайших сотрудников. Вы ужаснулись бы бездне человеческой неблагодарности, мерзости и невежества; конечно, именно из последнего вытекают все гнусности.

Спасибо за желание прислать мне переведённые извлечения из Тайной Доктрины, но перевод её уже мною закончен, лишь второй том ждёт окончательной подчистки. Указ о переводе исходит от Самого Владыки, кроме того, Владыка Сам даст Предисловие к этому переводу. Много воды утечёт, и многое изменится, потому запреты не страшны. Некоторые главы из второй части первого тома о символизме у меня имеются, и должна сказать, что перевод их очень хорош. Но, к сожалению, мы достали их, когда перевод уже был сделан. Также выписала я и перевод первой части, и должна Вас предупредить, что это не есть перевод Тайной Доктрины Е.П.Блаватской, но лишь сокращённый перевод сокращённого же изложения Тайной Доктрины Блаватской, сделанный г-жою Екатериной Хиллард, причём встречаются явные искажения смысла. Мне кажется, что сокращение Тайной Доктрины, когда она полностью ещё не переведена, есть великое кощунство.

К моему большому сожалению, не могу исполнить сейчас Вашу просьбу о книге Грюнведеля. Книга эта находится в библиотеке моего старшего сына в Америке, и за отсутствием его она заперта. Что же касается до фельетонов д-ра Лаодзина, то судьба наших копий тождественна с Вашими; перед уходом в пустыню я отослала все записи в Америку. Могу сказать, что Владыка подтвердил факт этого посещения, но добавил, что доктор видел только то, что ему было показано, причём свои заключения он делал сам, и они не совсем сходятся с истиной.

Теперь о биографии Франчиа Ла Дью. У меня нет никаких материалов о ней, и сама я никогда не встречалась с нею, она всегда жила в Калифорнии и умерла через год после нашего приезда в Америку. Но мисс Э. Лихтман, которая сейчас приехала в наш Ашрам, послала запрос г-ну Доуэру, прося его прислать все имеющиеся у них данные о Франчиа Ла Дью и об основании их Общества. По получении пошлю их Вам, и, если хотите, постараемся даже перевести их для Вас. Но, конечно, ждать этого скоро нельзя, ибо в лучшем случае я смогу получить это в середине июля, и, значит, Вы можете рассчитывать иметь этот материал лишь в половине августа. Конечно, как всегда, после смерти главной пружины духовная жизнь Общества, несмотря на рост внешний, затруднилась. Наследники не всегда следуют по стопам основателей. Со следующей почтой вышлю Вам книгу Учения Темпль Артизан, или, как она называется, From the Mountain Top[10].

Очень тяжела для нас утрата Ф.Д.Лукина. Это был наипреданнейший друг и сотрудник, умел принять Учение сердцем и проводить его в жизнь. Среди его наследников есть несколько очень ценных работников, и они будут продолжать начатые им светлые дела. Очень ценны оставленные им медицинские записи. Многие Указания шли из Высокого Источника.

Теперь ещё о Вашем сборнике. Не думаете ли Вы, что следовало бы уделить больше места статьям об Основах Миропонимания? Ведь Теософский журнал[11] прекратился, если я не ошибаюсь, незадолго до революции, потому уже целое новое поколение ничего не слышало, ничего не знает об основных Законах в свете Великого Учения. Вестник[12] издаваемый г-жою Каменской, не может напитать. Сейчас сотрудник Латвийского общества Александр Иванович Клизовский пишет книгу в этом направлении и присылает мне отдельными главами на просмотр, с помощью Владыки я могу дополнять, и там, где нужно, исправить. Труд его очень ценный, он даёт то, что сейчас так неотложно нужно, именно Основы нового Миропонимания, причём мысль его работает чётко и он широко и умело пользуется книгами Учения. Он мог бы Вам дать что-нибудь для Вашей книги. Также и Рихард Яковлевич Рудзитис, прекрасный поэт и писатель, недавно прислал мне свою превосходную статью О влиянии Красоты.

Вы спрашиваете – не написали ли Вы чего лишнего в статье о Знамени Мира? По этому поводу я уже писала мои соображения Н.К. и потому отвечу Вам приблизительно теми же словами: «Многими запрещениями можно запутать и потушить устремление, да иногда и так называемые допущенные неосторожности, сделанные с благим намерением, принесут больше пользы, нежели вреда». конечно, не выводите из этого правила. осторожность и всякая бережность есть главные качества ученика, ибо он знает, к каким энергиям он прикоснулся.

Вы правы, статья Нины Рудниковой В недрах Космоса превосходна, так же я всем сердцем чувствую статью М. Никитина. Г-ну Миллеру послана копия Агш-Йоги. Теперь о посылке перстня. Конечно, это знак доверия со стороны Н.К. и всегда очень ценится всеми получающими его. Больше сказать не могу, ибо это его посылка. Ваше письмо от 22 февраля переслано Н.К., но не знаю, где оно его настигнет. У него большие переезды.

Вы правы, что не следует, чтобы сборник Оккультизм и Йога считался агни-йогическим официозом. У нас существует Комитет для издания исключительно книг учения, и ничто другое не должно быть связано с этими книгами.

Теперь по желанию Владыки пересылаю Вам страницу Учения: «О последних часах пребывания на Земле следует очень заботиться. Часто последнее устремление может предопределить последующую жизнь, также и слои, в которых будет дух пребывать. Конечно, недопустимо звать в земные сферы, когда дух уже оторвался. Ткани, которые уже освободились от земного притяжения, напрягаются в страшном усилии, чтобы опять ассимилироваться с земною атмосферою. Нужно приучаться мыслить при уходе так же, как и при рождении, и нужно уметь согласовать приёмы. Так же, как вредны задержки при рождении (в Америке, чтобы не беспокоить ночью персонал, родильницам дают задерживающие средства), вредны задержки при смерти (всякие вспрыскивания). Тонкое образование нового тела должно быть принято во внимание. Раны, причинённые уходящему, приходится лечить в Тонком Мире. Самое жестокое обращение являют с уходящими. Можно сказать – не смерть мучает, но живые люди. Все приблизившиеся к огненному Учению должны знать об этом. На пути к Миру Огненному запомним о законе, утверждающем последние минуты перехода». Эта беседа была дана в связи с уходом Ф.Д. Лукина. Когда дух его уже отрывался, ему был вспрыснут кофеин, что причинило ему ненужные страдания. Конечно, родные думали сделать лучше, но как ужасно это невежество! Конечно, это последнее сведение лишь для Вас, и мы не обсуждаем его с близкими Ф.Д. – семья далека от Учения.

Почему Вы думаете, что у меня создалось впечатление о Вас как об очень пожилом человеке, и т. д.? Я знала, что Вы молоды, и радовалась этому. Вы одних лет с моим старшим сыном Юрием, который сейчас в отъезде, сопутствует своему отцу.

Очень прошу Вас не сетовать на мои замечания и слова. Я знаю, что Вы мужественны и можете стать серьёзным учеником и сотрудником, потому и беседую с Вами без всякой сентиментальности и захваливания. Ведь и Учитель говорит: «Учение не есть орешки в сахаре...», лишь сильный духом может дойти и быть принят в ученики. Запомните, что Наш Владыка – Тот, Кого называют иногда «Учитель Учителей» (The Master of Masters), потому Учение Его так прекрасно в своей жизненности, суровости и краткости чётких формул. Будьте уверены, что на всё, что касается до освещения Учения, я всегда готова и даже рада буду ответить.

Всего Вам светлого,

Елена Рерих

P. S. Имею две-три темы предложить Вам по Вашей специальности в связи с Учением. Может быть, загоритесь ими и напишете ценный труд.

_______

Рихард Рудзитис Елене Рерих

14. VI. 1934

Глубоко и сердечно уважаемая Елена Ивановна, заслужил ли я доверие, которое Вы оказываете мне? Сознаю всю великую ответственность нашу, все задачи и предстоящие трудности. Моё единственное и наиболее сокровенное желание: все мои лучшие порывы и огни сердца положить к ногам Владыки, на созидание великого Будущего. С радостью я прочёл Ваше письмо от 17.05. С радостью и искренней благодарностью познакомился также с письмом, адресованным Карлу Ивановичу Стуре и мне, где были приведены незабвенные слова Учителя. Поразительно, что намёки о последнем письме я получил уже в сновидениях, в начале декабря прошлого года. Тогда же мне приснился также уход Феликса Денисовича: что он собирается куда-то уехать в далёкое путешествие, грустный, с пачкой свечек в руках. Конечно, в то время всё моё сознание противилось этому поверить. Я полагал, что это имеет отношение лишь к его болезни.

Карл Иванович Вам уже писал о переменах у нас. В связи с теперешним положением, в Обществе мы собираемся все вместе, получая на собрания особое разрешение. Сердце прислушивается к событиям близким и дальним. Так много поражающего приносит каждый день. Конечно, в связи с этим и некоторые начатые планы и действия ждут новой переработки. Неизвестные токи так ощутимы, что каждый шаг жизни ступаешь как бы по струнам.

Чувствуем в глубине сердца, что наступает перемена к лучшему. Ещё недавно мы радовались, что в сознании латышской молодёжи начинают просвечиваться более идеалистические интересы. В Риге прошлой зимой читалось много лекций по духовно-культурным вопросам, вышли также книги более идеалистического направления, нашедшие широкий отзвук. В опере недавно в первый раз поставили Парсифаля[13], с большим успехом, между тем как до сих пор оперой всё более овладевала лёгкая оперетка. Среди молодёжи есть много недовольных закостенелым прошлым и ищущих чего-либо лучшего. И к нам нередко являются неизвестные искатели: за тем или иным советом, или даже с просьбой познакомиться с Учением. Видно, наши мысли и слова где-то, в неизвестном уголке жизни нашли свой отклик. Сколько сердец теперь готовы возгореться, лишь только найдут соответствующую искру. Сколько огня дремлет ещё в человеке, но не всегда легко его пробудить.

Я рад был бы узнать Ваш совет относительно перевода книг Учения. У нас, кроме напечатанных Листов Сада Мории, ч. I, и Агни-Йоги, уже давно переведены и Листы Сада Мории, ч. II. Мы издали бы также и её, но Ф.Д. полагал, что ещё не время, так как не получил ответа из Индии. В группах пользовались экземплярами, печатанными на машинке. Конечно, издавая её книгой, понадобилось бы над переводом ещё поработать. Жаль, что нет английского текста. Переведена также часть Беспредельности. Но не нужно ли для данного момента скорое издание перевода Иерархии! Конечно, круг читающих книги Учения вне границ Общества не особенно велик, но Иерархия книга такой могучей красоты и притом доступна пониманию каждого, что она получит доступ даже к замкнутым сердцам.

Весьма благодарен я за копию Вашего письма к Асееву. Всё это чуял я, недоумение вызывало даже само заглавие – Оккультизм и Йога и т. д.

О красной книжке[14] Вам уже писал Карл Иванович. Сокровенный Портрет и другие памятные вещи мы поместили пока в шкафу, приобретённом нами для размещения библиотеки Феликса Денисовича.

Искренне благодарю за все добрые слова и мысли.

С сердечным приветом,

Р. Рудзитис

_______

Наши рекомендации