Лекция 3. ВЛАСТЬ И ПОЛИТИКА В ОРГАНИЗАЦИИ
Социальное влияние – попытки повлиять на другого человека в желаемом направлении, независимо от того, будут ли они успешны или нет.
® Не всегда срабатывает.
Основные тактики – добиться успеха с помощью социального влияния:
1. Рациональное убеждение
2. Вдохновительный призыв
3. Задабривание
4. Взаимообмен
5. Консультация
6. Личная просьба (нажим на дружелюбность)
7. Подтверждение законности просьбы
8. Давление
Составляющие влияния:
1. Дружба и симпатия
2. Приверженность и последовательность (у каждого человека своя линия поведения, которой он привержен)
3. Дефицит (данный предмет существует в единственном экземпляре)
4. Обоюдность
4 способа избежать нежелательного влияния:
1. Умение распознавать тактику влияния
2. Поиск мотива
3. Осознание законности источников влияния
4. Рассмотрение попыток влияния как покушения на вашу личную свободу
Виды власти:
Власть – возможность успешного влияния на других людей.
Должностная власть – власть, основанная на официальном вхождении человека в организацию.
Законная власть – власть, в основе которой лежит положение человека в организационной иерархии, принятые полномочия обусловлены к-л положением. Эта власть должна быть признана всеми членами организации.
Вознаграждающая власть – власть, в основе которой лежит возможность вознаграждать других людей (присваивать вознаграждение)
Принуждающая власть – власть, в основе которой лежит возможность назначать наказания.
Информационная власть – степень, в которой конкретный человек обладает необходимой информацией (для снабжения подчиненных).
Личная власть – власть, которую человек получает в силу своих индивидуальных качеств и характеристик.
Рациональное убеждение – использование логических аргументов и фактических доказательств для убеждения окружающих в том, что идея приемлема.
Экспертная власть – власть, в основе которой лежит признание превосходства, навыков и способностей человека в определенной сфере.
Власть отношения – власть, в основе которой лежит степень симпатии и восхищения окружающих.
Харизма – отношение энтузиазма и оптимизма, которое распространяется на других людей (аура лидерства).
Харизматический лидер обладает следующими качествами:
Четкое видение будущего
Яркий языковой стиль
Вызывет доверие
Внимательно относится к чувствам окружающих
Дает почувствовать членам своей группы собственную значимость
Как используется власть?
Власть – это ответственность.
® Делегирование полномочий:
Служащие получают больше свободы действий
Уменьшается объем власти по отношению к каждому конкретному человеку
Основная проблема – степень свободы, которую управляющие готовы предоставить своим подчиненным.
Если конроль увеличивается, то работники не могут принимать самостоятельные решения.
Если контроль уменьшается, то работник сам решает, что ему делать и вся ответственность исполнения на нем.