Структура производственной и педагогической деятельности
Компоненты | Производственная | Педагогическая |
Субъект | Инженер, техник, рабочий | Педагог |
Объект (предмет) | Предметы труда: материалы, технологии | Формирование и развитие личности учащегося |
Средства | Оборудование, механизмы | Методы и средства обучения и воспитания, сама личность педагога |
Продукт | Материальные ценности | Духовные ценности: образованность, воспитанность личности |
В центре любой деятельности «субъект» тот, кто совершает эту деятельность, и «объект» - то, на что эта деятельность направлена, а также «продукт» - как трансформированный, измененный объект (предмет) деятельности. Специфика педагогической деятельности связана прежде всего с особенностями «объекта» и «продукта» данной деятельности. В отличие от любой другой деятельности «объект» педагогической весьма условно может быть назван таковым, так как это процесс формирования и развития личности, практически неподдающейся «обработке», изменениям без опоры на ее индивидуальность, ее особенности, без включения механизмов саморазвития, самоизменения, самообразования. «Личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне - той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он уже, разумеется, обладает, не есть еще человеческая индивидуальность», – утверждает Э.В.Ильенков (4, c.398). Таким образом, педагог имеет дело с высшей ценностью - личностью ученика, который является субъектом своей собственной деятельности по саморазвитию, самосовершенствованию, самообучению: без обращения к ее внутренним силам, потенциям, потребностям педагогический процесс не может быть эффективным.
Данное требование, предъявляемое к любой педагогической деятельности, особенно актуально для учителя, имеющего дело с особыми возрастными группами детей – подростками и старшими школьниками, обладающими специфическими психофизиологическими особенностями и находящимися в сложной социальной ситуации развития. Переход в основную, а затем старшую школу сопряжен для них с перестройкой социальных отношений, вызванных необходимостью вступать в контакт с разными педагогами, подчас предъявляющими противоречивые требования, адаптироваться к новым условиям, связанным с увеличивающимися нагрузками, повышением доли самостоятельной работы в процессе обучения.
Вместе с тем вхождение подростка в новую для него позицию значительно затрудняется в связи со слабой готовностью к самостоятельной деятельности. Возникает противоречие между новыми задачами и имеющимися возможностями, между новой системой отношений и привычными стереотипами построения данных отношений в начальной школе. Необходимо также помнить, что ведущим видом деятельности подростка является не учение, а интимно-личностное общение, вот почему многое зависит от тех отношений, которые устанавливаются у него со своими сверстниками, с учителем. Бурные изменения, происходящие в развитии личности в этот трудный, переходный возраст, создает множество проблем, позитивное решение которых во многом зависит от той атмосферы и среды, которая создается в школьном классе, от индивидуальной помощи и поддержки учителя. Педагогу, работающему с подростками и старшими школьниками, надо быть готовым к постоянной смене отношений и ролевой позиции, потому что он имеет дело с человеком, находящимся в ситуации интенсивного социального взросления и индивидуально-личностного развития и становления.
Особое значение приобретает с этой точки зрения педагогическая позиция, установки педагога, в основе которых должно лежать отношение к личности ученика как к самоценности, к активному деятелю, ориентация на построение «субъект-субъектных» отношений: отношений сотрудничества и совместной творческой деятельности в процессе обучения. В таких условиях «объектом», на который направлена совместная деятельность учителя и ученика становится не столько сама личность обучающегося, сколько процесс ее развития и совершенствования: усвоения необходимых для этого знаний и способов деятельности, а также развития задатков и способностей, духовно-нравственного становления. Таким образом, сущность педагогической деятельности заключается в объектно-субъектном преобразовании личности. С этой точки зрения справедливо утверждение В.А.Сластенина и А.И.Мищенко о том, что истинным объектом педагогической деятельности является не сам ученик, вырванный из педагогического процесса, а именно «педагогический процесс, представляющий собой систему взаимосвязанных учебно-воспитательных задач, в решении которых воспитанник принимает непосредственное участие и функционирует как один из главных компонентов» (5, с.82).
Перевод ученика в субъектную позицию становится возможным в педагогическом процессе, если учитель выступает в нем прежде всего как организатор, менеджер. Своеобразие педагогической деятельности, по мнению Ю.Н.Кулюткина, заключается в том, что она является преимущественно управленческой деятельностью, «метадеятельностью», как бы подстраивающейся над деятельность учащихся (6, с.15). Если профессионалам в другой сфере деятельности достаточно квалифицированно выполнять свою собственную деятельность, то педагог призван прежде всего не сообщать знания, а организовывать учебную и внеучебную деятельность учащихся. Одна из педагогических истин гласит: плохой учитель сообщает истину, а хороший помогает ее находить. Самая распространенная ошибка - убежденность учителя в том, что для него достаточно глубоко знать свой предмет и уметь транслировать знания. Ему необходимо постоянно помнить о том, что передать другому человеку свои знания и опыт, свою систему ценностей невозможно. Он может лишь создать условия для того, чтобы ребенок захотел с его помощью учиться и совершенствовать себя. Выдающийся педагог ХХ столетия М.Монтессори писала: «В центр обучения нужно поставить самого человека… Если мы будем действовать согласно этому императиву, ребенок превратится из объекта тяжкого труда в удивительное утешение, в чудо природы. Он перестанет быть для нас бессильным существом, неким пустым сосудом, который мы должны наполнить своей мудростью. Его достоинство будет расти в наших глазах по мере того, как мы осознаем в нем конструктора нашего разума и поймем, что это существо, ведомое по определенному пути внутренним наставником, без устали, но с радостью и счастьем трудится над построением величайшего чуда природы, коим является Человек. Мы, учителя, можем только помогать ребенку в этой работе…» (7, с.32-33).
Сложный, неоднозначный характер педагогической деятельности связан именно с тем, что учитель имеет дело с развивающейся личностью, которая обладает своей собственной индивидуальностью, причем в школьном классе обычно представлен широкий спектр юных личностей. К этому добавляются факторы неординарных, постоянно меняющихся условий профессиональной деятельности, многообразия педагогических задач, которые он призван решать. Ему необходимо быть готовым к длительному, долговременному и непрерывному характеру данной деятельности, отдаленности, а зачастую и непредсказуемости ее результатов. Учитель – великий долготерпец, который не ждет благодарности, ибо эта благодарность может прийти к нему через многие годы самоотверженного труда. «Высоко дело учительства, но и трудно оно, - пишет Н.К.Рерих, - В постоянной текучей волне школьного элемента надо соблюдать великое равновесие и постоянно неисчерпаемо давать радость молодому духу, который должен вступить в жизнь, полный обоснованных надежд и светлых стремлений, утвержденных знанием руководителя» (8, с.30). Добавьте к этому то сложное материальное положение, в котором находится современный учитель и которое практически не изменяется на протяжении веков. Так что же такого есть в педагогической деятельности, что, несмотря на все ожидающие трудности, привлекает в ней тех, кто ее выбрал? Что дает основание утверждать: «Нет прекрасней назначенья!»? Попробуем разобраться в этом.