К.ф.н., доцент И.И. Свиридова
Актобе-2017г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..................................................................................................................3-4
1. Теоретические предпосылки изучения концепта...............................................5
1.1. История развития когнитивной лингвистики...............................................5-9
1.2. Концепт как единица когнитивной лингвистики.......................................9-14
1.3. Структура концепта и способы его вербализации...................................14-18
1.4. Вопрос о методике когнитивного анализа...............................................18-27
2. Лексико–семантический уровень репрезентации концепта «тоска».............28
2.1. Внутренняя форма и развитие семантики лексемы «тоска»...................28-32
2.2 Семантическая сеть концепта «тоска».......................................................32-35
2.3 Семантическая плотность лексемы «тоска»..............................................35-38
3. Концепт «тоска» в русской концептосфере......................................................39
3.1 Концепт «тоска» в русской паремии..........................................................39-43
3.2 Концепт «тоска» во фразеологических единицах.....................................43-45
3.3 Концепт «тоска» в русских традициях.......................................................46-48
3.4. Концепт «тоска» в произведениях И.Бунина...........................................48-61
Заключение..........................................................................................................62-63
Список использованной литературы................................................................64-66
Введение
Использование термина концепт в его когнитивном осмыслении связано с необходимостью обозначения не формально-логического, а «очеловеченного понятия: в отличие от понятий в собственном смысле термина, концепты не только мыслятся, они переживаются». Они - предмет эмоций, симпатий и антипатий…».
Концепты могут получать различное формально-материальное выражение в языке при помощи слова, высказывания, текста. Изучение национально-детерминантных концептов традиционно осуществляется на базе слов с глубоким семантическим потенциалом, прежде всего, абстрактных имен.
Одна из стратегий описания базовых концептов культурно-языкового сознание заключается в описании отдельных концептов на конкретно избранном языковом материале.
Изучение и освоение историческое опыта русского народа, сокровищ его духовной культуры, литературного наследия, пронесенных сквозь века и тысячелетия, имеют первостепенное значение для современного поколения.
Модель мира в каждой культуре строится из целого ряда универсальных концептов и констант культуры-пространства, количества, времени, причины, числа и многих других. Языки отражает то, что есть в сознании, а сознание формируется под воздействием окружающей нас культуры. Отсюда специфические русские национальные концепты - тоска, душа, судьба и тому подобное.
В сознании каждого народа существует совокупность определенных особенных представлений и чувств в отношении того или иного понятия, явления, действия, то есть концепт. Для русского народа одним из таких концептов является концепт «ТОСКА».
Русский концепт «тоска» имеет глубокие корни в русской лингвокультуре. Смыслы, входящие в его содержание, фиксируются уже в древнерусском языке - в тексте «Слова о полку Игореве».
Относительно внутренней формы данного концепта можно утверждать, что в её основе лежит признак стеснение, давление, натиск. Концепт «тоска» не прерывает своего существования в концептосфере русского языка и в современном языке также встречается в большом количестве своих вербальных репрезентантов.
Концепт «тоска» в силу национальной специфики своего содержания обладает большим количеством культурных коннотаций. Анализ выявленных коннотаций свидетельствует о значимости данного концепта для русской лингвокультуры, а также позволяет нам дать описание концептуализации чувства тоски русским языковым сознанием.
Дипломная работа посвящена исследованию концепта «тоска» в художественной концептосфере И.А.Бунина.
Актуальность исследования определяется тем, что концепт «тоска» в русской культуре является одним из тех концептов, которые наиболее ярко характеризуют менталитет, свойственный русскому человеку, и всегда вызывает живой интерес представителей других лингвокультур как проявление национальной специфики русского языкового сознания.
Объектом исследования являются средства русского языка, служащие для выражения смыслов русского концепта «тоска» в художественной концептосфере И.А.Бунина.
В качестве предметаисследования выступают языковые средства выражения концепта «тоска».
Цель дипломной работы заключается в том, чтобы предоставит описание и анализ лингвистических средств, используемых в художественной концептофере И.Бунина для репрезентации смыслов русского концепта «тоска».
Для достижения поставленной цели предлагается решить следующие задачи:
- изучить историю становления когнитивной линвистики;
- определить смысловой потенциал русского концепта «тоска»
- выяснить максимально полно состав языковых средств, репрезентирующих концепт «тоска»;
- описать семантику этих единиц: слов, паремий, фразеологических единиц;
- определить место этого концепта в художественной концептосфере И.Бунина и адекватно описать его средствами русского языка.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и основанные положения работы могут использоваться в курсе лекций по когнитивной лингвистики, лексикологии и паремиологии русского языка; в практике преподавания русского языка как иностранного; при написании дипломных работ по сходной тематике.
Материаломисследования послужили прозаические произведения И.А.Бунина, из которых методом сплошной выборки были отобраны текстовые фрагменты, содержащие вербальные репрезентаты концепта тоска. А также специальные лексикографические источники (этимологические, аспектные и толковые словари ).
Научная новизназаключается в исследовании лексических средств выражения концепта тоска в художественной концептосфере И.Бунина.
В процессе работы были использованы следующие методы лингвистического анализа:
- лексикографический;
- описательный;
- словарных дефиниций;
- сплошной выборки;
- дистрибутивный.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.