Методы стимулирования и мотивации деятельности и
Поведения личности
Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты,
если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие
желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные
затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво
продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией деятельности теснейшим образом
связано ее стимулирование. Стимулировать - значит побуждать, давать толчок,
импульс к мысли, чувству и действию. В целях подкрепления и усиления
воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные
методы стимулирования, среди которых наиболее распространенными являются
соревнование, познавательная игра, поощрение, наказание и др.
Соревнование. Соревнование в педагогическом процессе строится учителем с
учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям,
подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому
соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Вовлечение учащихся в
борьбу за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественной
деятельности поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие
творческой активности, инициативы, новаторских починов, ответственности и
коллективизма.
В настоящее время соревнование по конкретным показателям успеваемости
учащихся не проводится, и не должно проводиться. Однако полностью исключить
соревнование из наиболее важной области жизни и деятельности школьников было
бы неправильно. Опыт лучших школ показывает, что использование соревнования в
учебной работе оказывается возможным и приносит очевидную пользу, если оно
ведется за добросовестное отношение к учению. В условия соревнования младших
школьников, например, вносятся такие обязательства: всегда выполнять домашние
задания, работать прилежно, не иметь замечаний на уроке, иметь опрятные тетради,
строго выполнять школьный и домашний режим дня, читать дополнительную
литературу.
Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на
длительный срок и эпизодическим. В процессе его организации и проведения
необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность
показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования
передового опыта.
В последние годы появилось немало противников разного рода соревнований,
которые якобы противоречат основным принципам гуманистической педагогики.
Можно, утверждается, сравнивать
только темпы личного продвижения, т.е. сравнивать ребенка сегодняшнего с самим
собой, но вчерашним. Однако при продуманности организации соревнования оно
ничуть не противоречит идее уважения личности. Более того, его действенность
существенно повышается при разумном насыщении как учебной, так и внеучебной
деятельности вытекающими из самой логики образовательного процесса
ситуациями переживания успеха, связанными с положительными эмоциональными
переживаниями.
В переживании ситуаций успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие
определенные затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие
задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых
затруднений, и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. В опыте
передовых учителей с этой целью используются так называемые сдвоенные
задания, где первое подготавливает к выполнению другого, более сложного.
Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход
к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее
осуществлении. Естественными в этом случае должны быть и словесные
поощрения, подбадривание ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах,
стремление соответствовать оценке учителя. Большую роль в создании ситуаций
успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех или
иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности,
боязни приступить к внешне сложным заданиям.
К методам стимулирования деятельности относятся сюжетно-ролевые игры,
которые, учитывая возраст, широко применяются в начальных классах. Они
примыкают к ситуациям переживания успеха, поскольку тоже направлены на
создание ситуаций, но игровых, вызывающих, как и предыдущие, яркие
эмоциональные переживания. Как правило, "участниками педагогического процесса"
в этом случае наряду с детьми становятся и широко знакомые им сказочные
персонажи.
Поощрение - способ выражения общественной положительной оценки поведения и
деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль
определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа
действия, который избран и проводится учеником в жизнь. Переживая чувство
удовлетворения, школьник испытывает подъем бодрости и энергии, уверенность в
собственных силах и дальнейшем движении вперед.
Нельзя полагать, что одобрение и поощрение полезны всегда и везде.
Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе оценку
не только результата, но и мотива и способов деятельности. Надо приучать детей
ценить более всего сам факт одобрения, а не его престижный вес: плохо, если
ученик ждет награды за малейший успех. Поощрение особенно необходимо детям
несмелым, неуверенным. К поощрениям чаще всего приходится прибегать в работе
с младшими школьниками и подростками, которые особенно чувствительны к оценке
их поступков и поведения в целом. Но лучше, если это будут коллективные
поощрения. Учителю необходимо одинаково заботиться о том, чтобы не появлялись
ученики захваленные и ученики, обойденные общественным вниманием. Сила
воспитательного влияния поощрения зависит от того, насколько оно объективно и
находит поддержку в общественном мнении коллектива.
Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво и неоднозначно. В
значительной мере под влиянием теории свободного воспитания в первые годы
советской школы наказания вообще были запрещены. Обосновывая правомерность
наказания как одного из методов педагогического воздействия, А. С. Макаренко
писал: "Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она
помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство
ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение
сопротивляться соблазнам и преодолевать их" [1].
1. Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. 5. - С. 399.
Наказание - это такое воздействие на личность школьника, которое выражает
осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного
поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание
корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся,
вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. А. С. Макаренко
называл это состояние "выталкиванием из общих рядов". Это состояние порождает у
школьника потребность изменить свое поведение. Но наказание ни в коем случае не
должно причинять ребенку страдания - ни физические, ни моральные. В наказании
нет подавленности, а есть переживание отчужденности от коллектива, хотя бы
временного и небольшого.
Формами метода наказания выступают замечания учителя, предложение встать у
парты, вызов для внушения на педагогический совет, выговор в приказе по школе,
перевод в параллельный класс или в другую школу, исключение из школы и
направление в школу для трудновоспитуемых. Может применяться и такая форма
наказания, как изменение отношения к воспитаннику со стороны учителя или
классного коллектива. У А. С. Макаренко мы находим случаи демонстративного
отказа от наказания, когда коллектив выражает недоверие воспитаннику.
Умелое применение наказаний требует от учителя педагогического такта и
определенного мастерства. Всякое наказание должно сопровождаться анализом
причин и условий, породивших тот или иной проступок. В тех случаях, когда ученик
нарушил правила поведения необдуманно, случайно, можно ограничиться беседой
или простым упреком. Наказание приносит успех, когда оно согласуется с
общественным мнением коллектива. Педагог поступает неправильно, если будет
наказывать по подозрению. По возможности надо избегать коллективных наказаний,
поскольку они могут привести к объединению учащихся, нарушающих общественный
порядок и дисциплину. Нельзя злоупотреблять наказаниями. Гораздо сильнее
действуют взыскания неожиданные, непривычные.
Применение метода наказаний в любой форме в целях стимулирования и мотивации
учения может быть оправдано лишь в исключительных ситуациях.