Сущность методов воспитания, их классификация и условия оптимального выбора

ОБЩИЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Методы организации деятельности и формирования опыта

Методы стимулирования и мотивации деятельности и

Поведения личности

Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты,

если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие

желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные

затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво

продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией деятельности теснейшим образом

связано ее стимулирование. Стимулировать - значит побуждать, давать толчок,

импульс к мысли, чувству и действию. В целях подкрепления и усиления

воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные

методы стимулирования, среди которых наиболее распространенными являются

соревнование, познавательная игра, поощрение, наказание и др.

Соревнование. Соревнование в педагогическом процессе строится учителем с

учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям,

подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому

соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Вовлечение учащихся в

борьбу за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественной

деятельности поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие

творческой активности, инициативы, новаторских починов, ответственности и

коллективизма.

В настоящее время соревнование по конкретным показателям успеваемости

учащихся не проводится, и не должно проводиться. Однако полностью исключить

соревнование из наиболее важной области жизни и деятельности школьников было

бы неправильно. Опыт лучших школ показывает, что использование соревнования в

учебной работе оказывается возможным и приносит очевидную пользу, если оно

ведется за добросовестное отношение к учению. В условия соревнования младших

школьников, например, вносятся такие обязательства: всегда выполнять домашние

задания, работать прилежно, не иметь замечаний на уроке, иметь опрятные тетради,

строго выполнять школьный и домашний режим дня, читать дополнительную

литературу.

Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на

длительный срок и эпизодическим. В процессе его организации и проведения

необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность

показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования

передового опыта.

В последние годы появилось немало противников разного рода соревнований,

которые якобы противоречат основным принципам гуманистической педагогики.

Можно, утверждается, сравнивать

только темпы личного продвижения, т.е. сравнивать ребенка сегодняшнего с самим

собой, но вчерашним. Однако при продуманности организации соревнования оно

ничуть не противоречит идее уважения личности. Более того, его действенность

существенно повышается при разумном насыщении как учебной, так и внеучебной

деятельности вытекающими из самой логики образовательного процесса

ситуациями переживания успеха, связанными с положительными эмоциональными

переживаниями.

В переживании ситуаций успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие

определенные затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие

задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых

затруднений, и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. В опыте

передовых учителей с этой целью используются так называемые сдвоенные

задания, где первое подготавливает к выполнению другого, более сложного.

Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход

к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее

осуществлении. Естественными в этом случае должны быть и словесные

поощрения, подбадривание ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах,

стремление соответствовать оценке учителя. Большую роль в создании ситуаций

успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех или

иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности,

боязни приступить к внешне сложным заданиям.

К методам стимулирования деятельности относятся сюжетно-ролевые игры,

которые, учитывая возраст, широко применяются в начальных классах. Они

примыкают к ситуациям переживания успеха, поскольку тоже направлены на

создание ситуаций, но игровых, вызывающих, как и предыдущие, яркие

эмоциональные переживания. Как правило, "участниками педагогического процесса"

в этом случае наряду с детьми становятся и широко знакомые им сказочные

персонажи.

Поощрение - способ выражения общественной положительной оценки поведения и

деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль

определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа

действия, который избран и проводится учеником в жизнь. Переживая чувство

удовлетворения, школьник испытывает подъем бодрости и энергии, уверенность в

собственных силах и дальнейшем движении вперед.

Нельзя полагать, что одобрение и поощрение полезны всегда и везде.

Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе оценку

не только результата, но и мотива и способов деятельности. Надо приучать детей

ценить более всего сам факт одобрения, а не его престижный вес: плохо, если

ученик ждет награды за малейший успех. Поощрение особенно необходимо детям

несмелым, неуверенным. К поощрениям чаще всего приходится прибегать в работе

с младшими школьниками и подростками, которые особенно чувствительны к оценке

их поступков и поведения в целом. Но лучше, если это будут коллективные

поощрения. Учителю необходимо одинаково заботиться о том, чтобы не появлялись

ученики захваленные и ученики, обойденные общественным вниманием. Сила

воспитательного влияния поощрения зависит от того, насколько оно объективно и

находит поддержку в общественном мнении коллектива.

Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво и неоднозначно. В

значительной мере под влиянием теории свободного воспитания в первые годы

советской школы наказания вообще были запрещены. Обосновывая правомерность

наказания как одного из методов педагогического воздействия, А. С. Макаренко

писал: "Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она

помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство

ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение

сопротивляться соблазнам и преодолевать их" [1].

1. Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. 5. - С. 399.

Наказание - это такое воздействие на личность школьника, которое выражает

осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного

поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание

корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся,

вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. А. С. Макаренко

называл это состояние "выталкиванием из общих рядов". Это состояние порождает у

школьника потребность изменить свое поведение. Но наказание ни в коем случае не

должно причинять ребенку страдания - ни физические, ни моральные. В наказании

нет подавленности, а есть переживание отчужденности от коллектива, хотя бы

временного и небольшого.

Формами метода наказания выступают замечания учителя, предложение встать у

парты, вызов для внушения на педагогический совет, выговор в приказе по школе,

перевод в параллельный класс или в другую школу, исключение из школы и

направление в школу для трудновоспитуемых. Может применяться и такая форма

наказания, как изменение отношения к воспитаннику со стороны учителя или

классного коллектива. У А. С. Макаренко мы находим случаи демонстративного

отказа от наказания, когда коллектив выражает недоверие воспитаннику.

Умелое применение наказаний требует от учителя педагогического такта и

определенного мастерства. Всякое наказание должно сопровождаться анализом

причин и условий, породивших тот или иной проступок. В тех случаях, когда ученик

нарушил правила поведения необдуманно, случайно, можно ограничиться беседой

или простым упреком. Наказание приносит успех, когда оно согласуется с

общественным мнением коллектива. Педагог поступает неправильно, если будет

наказывать по подозрению. По возможности надо избегать коллективных наказаний,

поскольку они могут привести к объединению учащихся, нарушающих общественный

порядок и дисциплину. Нельзя злоупотреблять наказаниями. Гораздо сильнее

действуют взыскания неожиданные, непривычные.

Применение метода наказаний в любой форме в целях стимулирования и мотивации

учения может быть оправдано лишь в исключительных ситуациях.

ОБЩИЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Сущность методов воспитания, их классификация и условия оптимального выбора

В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, задачи эти - со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания.

Под методами воспитания следует понимать способы профессионального

взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-

воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса,

методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие

воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных

началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает

руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и

деятельности учащихся.

Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали),

которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы

носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной

педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный

метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных

методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать

различные приемы.

Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут

совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических

ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь

решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение.

Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания,

взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных

методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода

приучения.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их

простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы

учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности.

Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить

сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.

Нередко методические приемы и сами методы отождествляют со средствами

воспитания, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам

относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная,

трудовая и др.), а с другой - совокупность предметов и произведений материальной

и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные

пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература,

произведения изобразительного и музыкального искусства, технические

приспособления, средства массовой информации и т.п.).

Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания,

исключительным богатством и мобильностью организационных форм. С этим

непосредственно связано многообразие методов воспитания. Есть методы,

отражающие содержание и специфику воспитания; есть методы, непосредственно

ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками; есть методы

работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы воспитания в

системе образования. Общими они называются потому, что сферы их применения

распространяются на весь воспитательный процесс.

К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам.

Исходя из вышесказанного, предлагаем систему общих методов воспитания:

• методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод

примера);

• методы организации деятельности и формирования опыта общественного

поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций,

педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

• методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности

(соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие,

поощрение, наказание и др.);

• методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и

противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных

средств, а гармонично организованная их система.

Разумеется, на каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение образовательного процесса к намеченной цели.

Среди тех зависимостей, которые определяют выбор методов воспитания, на первом месте находится их соответствие идеалам общества и целям воспитания.

В практической деятельности учитель, выбирая методы воспитания, обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы взять себе на вооружение. Будет ли это показ трудового умения, положительный пример или упражнение, зависит от многих факторов и условий, и в каждом из них педагог отдает предпочтение тому методу, который считает наиболее приемлемым в данной ситуации.

К. Д. Ушинский считал, что необходимо изучить законы тех психических явлений, которыми мы хотим управлять, и поступать в соответствии с этими законами и теми обстоятельствами, в которых мы не хотим их приложить. Бесконечно разнообразны не только эти обстоятельства, но и сами натуры воспитанников. При таком разнообразии обстоятельств воспитания и воспитываемых личностей невозможно предписывать какие-нибудь общие воспитательные рецепты.

Будучи очень гибким и тонким инструментом прикосновения к личности, метод воспитания вместе с тем всегда обращен к коллективу, используется с учетом его динамики, зрелости, организованности. Например, на известном уровне его развития наиболее продуктивным способом педагогического воздействия является решительное, неукоснительное требование, но неуместными будут лекция или диспут.

Выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он подчиняется сразу ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Методика воспитания, по меткому замечанию А. С. Макаренко, не допускает стереотипных решений и даже хорошего шаблона.

Наши рекомендации