Герменевтика как общенаучная теория и практика понимания
Герменевтика как общенаучная теория и практика понимания и истолкования действительности и знаний о ней, воплощенных в текстах, открыла для гуманитарного образования живой источник новых идей, исследовательское поле для философских, педагогических, филологических, психологических исследований. Признание духовной сущности человека, его способности к саморазвитию и творческому воплощению доказало невозможность исчерпать понимание человека только средствами науки, методами научного исследования. Герменевтика уже накопила плодотворный опыт постижения человека средствами искусства, диалога, языка, интуиции, веры, любви, опередив потребность общества в понимающих людях.
Феномен понимания пронизывает все сферы человеческих отношений: проведение политических реформ, выстраивание экономических перспектив, прогнозирование развития общества, отражение жизни в искусстве, осмысление сферы «быта и бытия» конкретного человека. Афористично звучит мысль о том, что педагог не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится. Научиться в университете пониманию и научить этому других – новая задача качественного педагогического образования, которое необходимо для успешной деятельности в профессиональной сфере «человек + человек».
Восприятие целей, ценностей, мыслей, чувств, переживаний других людей – процесс нелинейный, диалектичный, постоянно углубляющийся, требующий гибкости, деликатности, жизненного опыта, «вочеловечивания» (А. Блок). Ф. Шлейермахер (1768-1834), основатель объективно-идеалистической герменевтики, определял понимание как "самоотыскание мыслящего духа", т. е. как "встречу" одного субъективного "духа" с другим и превращение их в "единый дух" на основе опредмеченного в тексте мышления [16].
Ф. Шлейермахер заложил основы герменевтики как общей теории интерпретации, он считал, что все частные герменевтики есть части общей теории. С позиции герменевтики, мировые смыслы раскрываются не в монологе, а диалоге, который является сущностью языка. Поэтому в развитие герменевтики внесли свой вклад философы, филологи, психологи и педагоги. Не репродукция старых смыслов, а продуцирование новых – задача герменевтического подхода. С точки зрения Г. Г. Гадамера, истолковывая исторические события, можно становиться соавтором текста, давая ему свою интерпретацию. Интерпретация, по Гадамеру, – это проникновение вглубь смысловой структуры текста. Понимание обусловлено рамками традиций, в которых допустимо жить и мыслить. Человек не вне герменевтического круга, а в нем самом.
Интегративные процессы в научном знании формируют новые области научных исследований, интегративные проблемы порождают междисциплинарный поиск истины. Несомненный научный интерес вызывает педагогическая герменевтика, филологическая герменевтика, психологическая герменевтика. Становление «живого» гуманитарного знания осуществляется наиболее интенсивно в сфере образования, когда человек стремится к пониманию культуры и своего места в ней. Философия, филология, история, психология и педагогика устремлены к пониманию человека, его развития, самосознания, воспитания. Эти науки составляют фундамент гуманитарного образования, они открывают человеку многообразные пути к пониманию мира и себя в нем. Феномен понимания изучается в различных аспектах:
– Понимание – процесс постижения внутренних связей в содержании текста.
– Понимание – процесс постижения смысла (или смыслов) текста.
– Понимание – освоение чужих переживаний, мыслей и решений, опредмеченных в тексте.
– Понимание – движение к знанию, производство знания (хотя и не само знание).
– Понимание – воссоздание ситуации действования автора текста.
Одна из тенденций развития науки в университетах как центрах гуманитарной культуры и науки заключается в поиске таких связей, таких концептов, таких текстов, которые порождают междисциплинарный уровень исследований, соединение научных областей для реализации интегративного потенциала науки. Интегративные процессы нашли отражение в жанровой специфике педагогических текстов: «поэзия педагогики» (М. Кнебель), «педагогическая поэма» (А.С. Макаренко), «драматическая педагогика» (А. А. Лиханов), «очерки понимающей педагогики» (Н. Б. Крылова), «пушкинские проповеди» (С. Л. Соловейчик).