Принципы культурологического подхода
Рассмотрим педагогические принципы, которые лежат в основе культурологического подхода в образовательном процессе.
1. Принцип культуросообразности впервые был выдвинут и обоснован немецким педагогом – гуманистом Адольфом Дистервегом в 1832 году. В более поздний период П. Флоренский высказал суждение о том, что принцип культуросообразности воспитания определяет отношения между воспитанием и культурой как средой, растящей и питающей личность, а также между воспитанием и развитием ребёнка как человека культуры.
В современной педагогике принцип культуросообразности рассматривается как смыслообразующее понятие: это культуроёмкость содержания образовательного материала; «способность образовательного процесса отражать и выражать общечеловеческие и национальные ценности в их взаимосвязи» [4, с. 75]. Это культура применения традиционных образовательных форм, соответствие культурным образцам; а также внедрение инновационных форм, основанных на ситуациях диалога, полилога, выбора, рефлексии в процессе усвоения культурных ценностей (творческая мастерская, урок-дискуссия, деловая игра и др.).
Культуросообразность образования означает, что оно:
- адекватно отображает многообразную палитру культуры (культур) общества, культуру разных национальностей;
- способствует культурному (и субкультурному) самоопределению и культурной идентификации ребёнка;
- строит образовательную среду как поликультурную, разнообразную, без каких-либо культурных доминант;
- способствует раскрытию личностной культуры каждого субъекта (ребёнка и взрослого) и её росту, развитию.
Принцип культуросообразности теснейшим образом связан с принципом природосообразности. Ибо в процессе вхождения в мир культурных ценностей педагог обязательно учитывает особенности учащихся, их интересы. Его цель – изучение уровня культуры школьника (личностно ориентированный подход), опора на интересы и потребности и их постепенное возвышение, развитие. Мы разделяем позицию Н. Е. Щурковой о том, что воспитание – это организованная педагогом жизнь ребёнка на уровне культуры [5].
2. Принцип продуктивности в педагогической литературе рассматривается как дополнительный по отношению к культуросообразности; он раскрывает её важнейшее качество – созидающий деятельностный характер, стимулирующий активность человека.
Культура живёт и развивается не только самосохранением, но и постоянным развитием нового продукта, нового качества. Поэтому когда говорят о принципе продуктивности, имеют в виду творческую направленность во всех сферах жизни людей. Что же касается образовательного процесса, то принцип продуктивности – это ориентация субъектов-педагогов и субъектов-детей на деятельность, результатом которой становятся разнообразные продукты творчества.
В русле образовательного процесса это может быть творческий замысел педагога и творческое воплощение культуросообразной продуктивности урока, внеклассного занятия. Это могут быть самые разнообразные творческие задания (на выбор) по самостоятельной работе; нестандартно организованная рефлексия, стимулирующая дальнейший поиск и самосовершенствование личности.
Антипод принципа продуктивности образования, когда присутствует лишь его дидактоцентристская основа, – это ориентация на ЗУН (ы).
Исследователь культурологических проблем образования Н. Б. Крылова обозначает такие направления принципа продуктивности:
- продукция деятельности учеников: творческие достижения на уроках, творческие работы; нестандартные контрольные работы, зачёты и экзамены; индивидуальные образовательные программы;
- продукция деятельности учителей: авторские программы, анкеты, рефлексивные записи; научно-методические работы, выступления на семинарах; занятия эвристического типа с учениками; защита своих проектов на семинарах, разработанные образовательные системы и методики, качественные характеристики учеников;
- продукция деятельности школы: образовательная программа школы; система организации эвристического обучения и воспитания; система педагогического стимулирования духовно-нравственной культуры; документация, обеспечивающая творческую самореализацию в школе.
Мы разделяем позицию Н. Б. Крыловой о том, что принцип продуктивности заключается в способности образования выразить творческую, продуктивную сущность культуры и создать условия для творческой практической деятельности школьника, а также всего педагогического персонала.
3. Принцип мультикультурности – это способность в образовательном процессе показать разнообразие и многообразие культуры, отразить культуру как сложный процесс взаимодействия всех типов культур; способность создать условия для формирования культурной толерантности ребёнка [4, с. 86 – 87].
Термин «мультикультурность» означает нечто сложное, накладывающееся на другое, воспринимающее разнообразные влияния. Например, наиболее распространённым в современных реалиях является влияние западной культуры на российскую, а также интеграция разнообразных национальных культур российского сообщества. Принцип мультикультурности способствует прежде всего сохранению и умножению любых культурных ценностей, способствует культурной идентичности школьников и понимания ими неизбежности культурных различий людей.
Принципы мультикультурности и культуросообразности оказывают непосредственное влияние на содержание образования, т. е. на «наполнение» учебного материала и внеучебной деятельности общечеловеческими и национальными культурными ценностями в их взаимосвязи; его формы – способность соответствовать традиционным культурным образцам и создавать новые; методы и средства, в основе которых общепринятые культурные нормы и инновационные, рельефно отражающие идею поликультурного взаимодействия (при решении конкретных учебно-воспитательных задач).
Мультикультурность – принцип, выражающий доминирующую ориентацию на многообразие культурных ценностей и их равноправие в образовании, диалог и полилог культур.
4. Принцип единства и гармонизации рационального и эмоционального факторов обосновывается тем, что постижение ребёнком широкого пласта культуры не может быть эффективным, если педагог обеспечивает преимущественно содержательно-смысловой контекст культурных ценностей, не заботясь об эмоционально-ценностном.
Между тем в самом понятии «культура» – прежде всего этическая, эстетическая, человековедческая – заключен и эмоционально-ценностный механизм, личностный смысл как «значение для меня».
В педагогических публикациях давно подвергается критике «левополушарный», то есть интеллектуально-вербализованный, образовательный процесс. Это правомерно, справедливо, актуально и сегодня, особенно в русле культурологического подхода.
Мозговые структуры человека, взаимодействуя, целостно отражают все внешние воздействия – и рационально, и эмоционально. Когда вся «нагрузка» направляется педагогом на левое полушарие, возникает состояние внутренней дисгармонии: если рациональный аппарат мозга перегружен трудной или неинтересной информацией, эмоциональный (правополушарный) как бы отторгает ее.
Поэтому эмоциональная составляющая культурологического подхода выполняет важнейшие функции:
– эмоционально-ценностного обогащения содержания образовательного процесса, приближенного к жизненному опыту учащихся, к культуре, к их творческому потенциалу, к сфере чувств;
– эмоциональной поддержки научной идеи или культурной ценности, её эмоционально-образного представления;
– прогнозирования и внедрения в учебно-воспитательный процесс эмоционально-ценностной технологии, то есть технологии, ориентированной на потребностно-мотивационную сферу учащихся;
– формирования мотивации познавательного интереса, который постепенно трансформируется в эмоционально-волевое потребностное «само»;
– создания эмоционально-ценностной атмосферы успешного сотрудничества, которое способствует снятию у учащихся тревожности, угнетенного состояния в связи с трудностями и возможной неуспешностью.
Глубоко прав Б. М. Неменский, утверждая, что у подлинно научной дидактики должно быть две стороны, как два полюса магнита: рационально-логическая и эмоционально-образная. Адекватная идея должна пронизывать, пропитывать каждое занятие учителя и присутствовать в научных исследованиях.
Вышеизложенные теоретические положения рассматривались в контексте целостного образовательного процесса, но преднамеренно был сделан акцент на дидактике.
Гармонизация рациональной и эмоциональной сферы – педагогический принцип, без которого совершенно невозможен результат в сфере другой стороны педагогической деятельности – воспитания.
Воспитание как внешний педагогический процесс, направленный на внутренние структуры личности, то есть ее потребностно-мотивационную сферу (если он организован грамотно, творчески), «пропитывает» каждую «клеточку» учебного процесса: содержания, формы, методы, технологии; систему отношений: учитель-ученик, ученик-ученик; организацию учебного пространства. По мнению А. С. Макаренко, воспитывает «каждый квадратный метр».
«Сердце», «мозг» всех педагогических усилий – воспитание и развитие духовно-нравственной культуры личности.
Духовность – стремление личности к истине, добру и красоте. Нравственность – отношение человека к миру, адекватное моральным нормам и культурным ценностям.
В основе обоих определений – внутреннее (стремление, отношение), а не внешнее педагогически заданное (научить, потребовать). Отношение – категория эмоциональная, стремление – мотивационная. И то, и другое связано с потребностями, исходя от них, поэтому фундаментальная цель теории и практики образовательного процесса – развитие духовных потребностей и нравственных чувств, которые трансформируются в нравственные потребности, составляющие основу самосознания личности, её высокой культуры.
Нравственные чувства теснейшим образом связаны с эстетическими, то есть устойчивыми эмоционально-оценочными переживаниями с позиций прекрасного и безобразного. Общность развитых нравственных и эстетических чувств в том, что они отражают прекрасное – в жизни, культуре, себе – как ценность, а безобразное – как антиценность.
Идеи о необходимости гармонизации рационального и эмоционального факторов в образовательном процессе более всего развиты представителями педагогики эстетического воспитания, особенно в концептуальных подходах В. А. Алексеевой и Б. М. Неменского.
В. А. Алексеева, благодаря семантическому анализу понятия «эстетическое воспитание», приходит к выводу о том, что «…сфера чувств в высоком их понимании, - это сфера нравственных ценностей! Чем выше культура чувств в ее восхождении к духовным, а значит, неутилитарным ценностям, тем выше нравственный критерий личности» [6, с. 136].
Нарушение единства рационального и эмоционального в образовательном процессе – это отношение к учащемуся как к «программируемому компоненту системы» (В. П. Зинченко). Оно чревато воспроизводством людей, остающихся в тисках технократического мышления. Технократизм мышления, или человек-технократ, – это неразвитость эмоциональной сферы, низкий уровень художественных предпочтений, духовно-нравственный примитивизм, отсутствие потребности в рефлексии и эмпатии [8].
Б. М. Неменский пишет: «Наивны попытки решить передачу всех сторон социального опыта юным лишь через навыки и знания. Не случайно мы до сих пор остаёмся в плену технократического мышления. Отсюда и формирование личности творчески инертной, неспособной к работе фантазии, отсюда и нравственная, духовная убогость, приземленность помыслов» [7, с. 105]. Он делает вывод о том, что сегодня нужно говорить о паритете именно духовных задач образования: творческих и эмоционально-ценностных.
В. А. Алексеева и Б. М. Неменский доказательно убеждают в необходимости обращенности к художественному «пласту» образования, понимая его не только буквально, то есть как увеличение «удельного веса» предметов художественного цикла, но и расширенно, они имеют в виду введение элементов эстетики и художественности в целостный образовательный процесс.
Впервые в педагогике Б. М. Неменский предлагает наряду с принципом научности ввести принцип художественности, «тогда возникнет, как один из основных равноправных методов познания, путь освоения содержания через его переживание – путь искусств». Буквальная трактовка этой идеи: «путь искусств» – это обучение и воспитание средствами искусств с их огромным культурным и художественно-творческим ценностным потенциалом; расширенная интерпретация; это искусство педагога, связанное с внедрением в образовательный процесс эмоционально-ценностных средств, активно способствующих интериоризации и экстериоризации образовательных и культурных ценностей.
В. П. Зинченко безусловно прав, утверждая, что «механизмы интериоризации и экстериоризации имеются в аффективно-эмоциональной, личностной сфере». Он предлагает ввести в педагогику принцип единства аффекта и интеллекта [8, с. 51].
Мы же называем этот принцип «единство и гармонизация рационального и эмоционального». Единство означает целостность, то есть эмоционально-рациональное отражение, восприятие. Гармонизация – это целесообразное воссоединение рационального и эмоционального в соответствии с конкретными педагогическими задачами.
Ключевая роль эмоционального – в определенных «пластах» образовательного процесса, где важнее чувства, эмоции, оценочное отношение, а рациональное постижение мира – это и интеллектуальный и эмоционально-ценностный компоненты культуры в их единстве. При этом гармонизация эмоционально-рационального выступает как средство, а рационально-эмоциональное, то есть образовательные ценности, – как результат, то есть усвоение, присвоение личностью ценностных смыслов.
Дисгармония свидетельствует о гипертрофии рационального или эмоционального, что существенно понижает результативность образовательного процесса, особенно в формировании культурных ценностей. Роль культуры в образовании столь велика, что не будем рассматривать как гиперболу, ёмко выраженную мысль профессора Б. М. Бим-Бада: «Какую культуру, культуру чего, какими способами… и благодаря какому другому человеку усваивает данный человек – вот чем определяется его сила, счастье и судьба» [9, с. 33].
Вопросы и задания
1. В чем заключается сущность культурологического подхода как методологической основы образовательного процесса?
2. В чем выражен гуманистический смысл образования и каковы его признаки?
3. Раскройте концептуальные идеи культурологического подхода.
4. Перечислите принципы культурологического подхода. Какие из них Вы считаете приоритетными? Почему?
5. В чем сущность принципа культуросообразности? Приведите примеры его реализации на практике.
6. Как Вы понимаете принцип продуктивности? Каковы направления его реализации?
7. Каковы общие и отличительные черты принципов культуросообразности и мультикультурности?
8. Раскройте принцип единства и гармонизации рационального и эмоционального факторов.
Библиографический список
1. Современный словарь по педагогике [Текст] /сост.Е. С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2001. – 928 с..
2. Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания [Текст] / Е. В. Бондаревская // Педагогика – 2007. – № 8. – С. 44 – 53.
3. Кондаков, А. М. Духовно-нравственное воспитание в структуре федеральных государственных стандартов общего образования [Текст] / А. М. Кондаков // Педагогика – 2009. – № 9. – С. 13 – 20.
4. Крылова Н. Б. «Культурология образования» [Текст] / Н. Б Крылова. – М.:Народное образование, 2000. – 269 с.
5. Щуркова, Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. [Текст] / Н. Е. Щуркова. – М.: «Педагогический поиск», 1997. – 77 с.
6. Алексеева, В. Эстетическое и художественное воспитание (к новым решениям) [Текст] – / В. Алексеева // Новое педагогическое мышление /под ред. А. В. Петровского. – М.: Педагогика, 1989. – С. 134 –144.
7. Неменский, Б. М. «Пути очеловечивания школы» [Текст] / Б. М. Неменский // Новое педагогическое решение / под ред. А. В. Петровского. – М.: Педагогика, 1989. – С. 103 – 134.
8. Зинченко, В. П. Аффект и интеллект в образовании [Текст]/ В. П. Зинченко. – М.: Тривола, 1995. – 29 с.
9. Бим-Бад, Б.М. Щит и оборона детства [Текст] / Б. М. Бим-Бад. – М., 1995. – 93 с.
10. Яновская, М. Г.. Воспитание эмоционально-нравственной культуры школьников [Текст]/ М. Г. Яновская //Народное образование. – 2005.– № 7. – С.166 –169.