Общая характеристика физических упражнений
Физические упражнения как разнообразные двигательные действия человека способствуют решению задач физического воспитания. В настоящее время имеется большое количество различных физических упражнений.
Для того чтобы ориентироваться в них, правильно отбирать их для решения как общих, так и частных задач физического воспитания, важно понимать основную суть их содержания.
Содержание физических упражнений – это действия, входящие в них, а также процессы, которые происходят в организме в ходе выполнения упражнения (психические, физиологические, биохимические и др.). Физические упражнения как произвольные движения опираются на сознание человека и направлены на достижение какого-то результаты. Выполнение физических упражнений связано с вниманием, мышлением, волевыми усилиями.
При выполнении физических упражнений происходят функциональные изменения, которые улучшают и совершенствуют различные системы организма человека.
Для педагога важно рассматривать физические упражнения как средства для решения воспитательно-образовательных задач физического воспитания (формирование двигательных умений, навыков, развитие физических качеств и т. д.).
Содержание физических упражнений следует рассматривать исходя из единства материальной и психической сторон.
Форма физического упражнения зависит от особенностей содержания. Форма физического упражнения – это его внутренняя и внешняя структура (т. е. организация, построение).
Внутренняя структура – это взаимосвязь различных процессов в организме, возникающая при выполнении какого-то упражнения.
При выполнении упражнения должны взаимодействовать между собой энергетические процессы (нервно-мышечные и др.).
Внешняя структура – это видимая сторона упражнений, характеризующаяся соотношением различных параметров движений (характеризуется пространственными, временными, динамическими особенностями движений).
Форма и содержание взаимосвязаны. Содержание играет ведущую роль по отношению к форме. Например: с увеличением скорости бега изменяются длина шага и угол наклона туловища. Следовательно, по мере изменения каких-то элементов содержания меняется форма упражнения. Поэтому для успешного выполнения и достижения успеха в физическом упражнении изменяют его содержание, создавая тем самым условия для улучшения функциональных возможностей организма.
Форма тоже влияет на содержание. Рациональная форма выполнения упражнения способствует более эффективному проявлению физических способностей. (Правильно выполненный замах при метании увеличивает дальность броска, способствует повышению возможностей успешного выполнения упражнения.)
Содержание и форма физического упражнения неотделимы друг от друга, хотя между ними возможны некоторые противоречия или несоответствия.
Техника физического упражнения – это наиболее эффективный, рациональный способ выполнения двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача.
Термин «техника» относится к тем физическим упражнениям, которые сформированы с учётом закономерностей выполнения движений, Эффективность техники выражается в определенном воздействии на организм занимающихся или же в количественных показателях физического упражнения, т. е. его результативности. При этом необходимо учитывать степень физической и даже психической подготовленности учеников.
Двигательные действия можно выполнять различными способами, но только наиболее рациональные можно назвать техникой. Эффективность техники физических упражнений постоянно совершенствуется, развивается.
Это можно объяснить стремлением достигнуть все более высоких результатов при выполнении физических упражнений. Прогресс техники обусловлен открытием каких-то новых биомеханических закономерностей движений, появлением более совершенного оборудования, инвентаря, повышением физической подготовленности занимающихся. Критерием оценки эффективности техники выполняемых упражнений может быть внешняя форма (в фигурном катании, гимнастике), количественный результат (в беге, плавании и др.) или же выполнение конкретной двигательной задачи (попадание в цель). В технике физических упражнений выделяют: основу техники, основное звено техники, детали техники.
Основа техники – это главные, основные элементы упражнения, которые необходимы для решения двигательной задачи, т. е. те, которые отражают отличительные признаки одного упражнения от другого. Невыполнение, нарушение одного из элементов или последовательности элементов делают невозможным решение двигательной задачи этого упражнения, упражнение может быть не выполнено, искажено.
Определяющее звено техники – наиболее важнейшая и решающая часть основы техники физического упражнения, которая выполняется обычно за короткий промежуток времени и требует больших мышечных усилий. (В прыжках – отталкивание, в метаниях – конечное усилие перед броском.) От этих частей упражнения зависит и его результативность.
Вопрос №18