Эпоха Возрождения: хронологические и территориальные границы, взаимосвязь социально-экономических и культурных особенностей

Эпоха Возрождения — это своеобразный период социокультурного развития стран Западной и Центральной Европы. Вопрос о том, имело ли место Возрождение на Востоке, настолько сложен и сопряжен с необходимостью специальных изысканий, что мы пока оставим его в стороне. Классическая страна Возрождения — это Италия XIV – XVI вв., в других странах аналогичные процессы начались позже. Возрождение здесь датируется концом XV – XVI вв. Сам термин «Возрождение», или «Ренессанс» (от фр. renaissance) связан с настойчиво провозглашавшимся в то время стремлением возродить античную культуру, вернуться к ней. Однако, как мы увидим позже, повторением дело далеко не ограничилось. За плечами у человечества был опыт средневековья, и как бы ни открещивались от него многие деятели Возрождения, он в сочетании с совершенно новыми тенденциями придавал возрождаемой античной культуре черты неповторимого своеобразия.

Закат эпохи средневековья, во многом подготовленный и процессами, происходившими в культуре, в первую очередь проявлялся в формировании новых экономических отношений. Их можно характеризовать как раннекапиталистические. Еще нет крупного производства, но все большее значение приобретает мелкое и среднее предпринимательство, бурно развиваются ремесла и торговля. На этой почве происходит процесс, наиболее впечатляющий историков и исследователей, — быстрый рост городов и городского населения, имеющего существенно другие потребности и интересы, чем сельские жители. В связи со всем этим значительно усложняется социальная структура общества, что также ведет к появлению новых культурных потребностей, новых принципов культуротворчества и, следовательно, новой культуры.

Все эти процессы начались в Италии уже в XIII в., в связи с чем период XIII – начала XIV вв. часто называют Проторенессансом. Виднейшие фигуры этого культурного периода: Данте (1265 – 1321) в литературе, Джотто (1266 – 1337) в живописи. Есть точка зрения, согласно которой и Фому Аквинского (1225 – 1274 гг.) — знаменитого философа средневековья, можно отнести к периоду проторенессанса.

Общим для всей эпохи Возрождения принципом культуротворчества стал принцип гуманизма, т. е. ориентация на человека, его интересы и потребности, а не на иные, вне его находящиеся цели.

Яркое обоснование и выражение мировоззренческого гуманизма дано в знаменитой речи Пико делла Мирандолы (1463 – 1494) «О достоинстве человека». Вот несколько строк из нее: «Господь создал человека после всех других своих творений, для того, чтобы он познал законы творчества, любил красоту мироздания и удивлялся его величию. — Он не привязал его к определенному месту, к определенному делу, ни к одной необходимой цели, но дал ему возможность передвижения и свободную волю». «Я поставил тебя, — говорит Творец Адаму, — в средоточии мира, чтобы ты мог осматриваться вокруг и видеть все существующее. Я сотворил тебя ни как небесное существо, ни как земное, ни смертным, ни бессмертным, для того, чтобы ты мог сам делать себя таким или иным: ты можешь опуститься до животного состояния или же возвыситься до божеского. Звери остаются такими, какими они выходят из чрева матери. Высшие существа остаются такими, какими должны быть в вечности, ты один можешь развиваться, возрастать по своей воле, в тебе кроются семена многообразной жизни»[186].

Возрожденческий гуманизм имел существенные отличия как от античного гуманизма, так и от более позднего европейского гуманизма нового и новейшего времени. В чем состояла его специфика, мы можем понять из содержания последующих разделов.

Особенности антропологической структуры культуры

Субъектное – объектное

Наиболее яркая особенность антропологической структуры культуры Возрождения заключалась в том, что культура в целом и все ее сферы были нацелены на стимулирование всех форм человеческой активности. Это говорит о том, что антропологическое противоречие «субъектное» – «объектное» («человек — творец» — «человек творимый, тварь») культура Возрождения решала в пользу субъектного, творческого начала в человеке. В этом она решительно противостояла средневековой культуре, которая, как мы помним, делала упор на стимулирование у человека способности и потребности быть пластичным объектом воздействия всякого рода внешних структур. Один из знатоков культуры Возрождения Яков Буркхардт, автор знаменитого двухтомного труда «Культура Италии в эпоху Возрождения» так формулирует credo возрожденческого человека: «Человек может создать все — для этого достаточно захотеть» (5, 170)[187].

Провозглашая и всеми средствами утверждая творческую мощь человека, культура Возрождения доходила до уравнивания его с верховным творцом — Богом. Вот дерзновенные и при этом весьма характерные слова известного философа Марсилио Фичино (1433 – 1499 гг.), к кругу которого, кстати, принадлежал ранее упоминавшийся Пико делла Мирандола. «Повсюду человек, — пишет М. Фичино, — обращается со всеми материальными вещами мира так, как если бы они находились в его распоряжении: стихии, камни, металлы, растения. Он многообразно изменяет их форму и их вид, чего не может сделать животное; и он не обрабатывает только одну стихию зараз, он использует их все, как должен делать господин всего. Он копает землю, бороздит воду, он возносится к небу на громадных башнях, не говоря уже о крыльях Дедала и Икара. Он научился зажигать огонь, и он единственный, кто постоянно употребляет для своей пользы и удовольствия огонь, потому что лишь небесное существо находит удовольствия в небесной стихии. Человеку нужно небесное могущество, чтобы подняться до неба и измерить его... Человек не только использует стихии для служения ему, но, что никогда не делает животное, он покоряет их для своих творческих целей. Если божественное провидение есть условие существования космоса, то человек, который господствует над всеми существами, живыми и неживыми, конечно, является некоторого рода богом. Он — бог неразумных животных, которыми он пользуется, которыми он правит, которых он воспитывает. Он — бог всех и материальных вещей, которые он применяет, видоизменяет и преобразует. И этот человек, который по природе царит над столькими вещами и занимает место бессмертного божества, без всякого сомнения, также бессмертен»[188].

Очевидно, что в способах разрешения противоречия между творческим и тварным началами в человеке культура Возрождения резко отличается от средневековой культуры, но нельзя при этом забывать, что утверждение творческого начала в человеке, в котором культура Возрождения доходила до его обожествления, стало возможным благодаря тому, что культура средних веков потрудилась над очеловечиванием бога.

Наши рекомендации