Телесное и духовное. Эмоциональное и рациональное
Человек является уникальным существом, которое представляет собой единство материи (тела) и духа. Иначе говоря, человек — это одухотворенная материя, или материализованный дух. Нигде в мире нет такого единения материального и духовного, как в человеке. Бог любой религии — это чистый дух, природа — это царство материи. И только в человеке эти два первоначала мира встречаются, причем таким образом, что без одного из них нет другого и нет человека.
Так, с одной стороны, жизнь человеческого духа невозможна иначе как в человеческом теле и благодаря ему, с другой — тело живет до тех пор, пока в нем жив дух.
«Телесность» и «духовность» являются сущностными силами человека.
«Телесность» — это человеческое тело как физический объект, как вещь, и его свойства, например, физическая сила человека, его физическая красота, признаками которой являются определенные размеры и пропорции тела, а также определенные размеры и пропорции черт лица и т. п.
Недостаток или ущербность сущностной силы человека, обозначаемой понятием «телесность», выражается понятиями «физическая слабость», «физическое безобразие».
Чтобы охарактеризовать такую сущностную силу человека как «дух», «духовность», надо прежде всего обратить внимание на то, что она, в свою очередь, является принципиально двойственной. Одну из сторон человеческого духа характеризуют такие понятия, как ум, интеллект, мысль, разум. На них основаны такие способности человека, как умение мыслить и излагать свои мысли, рационально действовать, вести себя разумно. Эту сторону человеческого духа можно обозначить понятием «рациональное» (от лат. ratio — разум). Другую, не менее существенную, сторону человеческого духа составляют чувства, эмоции. Ей можно дать общее название — «эмоциональное». В русской философии в этом случае использовалось понятие «сердце».
Понятие «рациональное», которое означает сущностную силу человека, выражающуюся в первую очередь в способности и потребности мыслить, следует отличать от понятия «рациональность». Это чрезвычайно сложное понятие, имеющее множество толкований.
Представляется, что наибольшую объемность феномен рациональности приобретает при культурологическом подходе к его рассмотрению, что подразумевает понимание рациональности как одной из сторон человеческой деятельности. Под этим углом зрения рациональность можно определить как социокультурно обусловленную систему способов оптимизации человеческой деятельности в соответствии с поставленными целями.
Она включает в себя следующие основные элементы: постановку целей, выбор средств, регуляцию деятельности по достижению целей, оценку конечных результатов. В число типологических черт рациональности в первую очередь следует включать, очевидно, характер и содержание целей и средств деятельности и соотношение между ними. Последнее можно рассматривать в аксиологическом аспекте, т. е. учитывать момент согласования или рассогласования между целями и средствами в плане их ценностного содержания. Кроме того, важной типологической чертой рациональности является отношение субординации между целями и средствами, т. е. доминирование целей над средствами или, наоборот, примат средств над целями. Особенности того или иного типа рациональности выражаются в способах регуляции деятельности по достижению целей и оценки полученных результатов. Поскольку вся цепочка звеньев, составляющих рациональность, не может существовать без мышления, в число типологических характеристик рациональности следует включать и тип мышления, «обслуживающего» ее.
Итак, выше нами были отмечены такие проявления принципиальной двойственности человека, как «телесное» и «духовное». Также выяснилось, что такое сложное понятие, как «духовное», не может быть осмыслено иначе, чем опять-таки сквозь призму идеи принципиальной двойственности человека. В этом случае мы увидим, что «духовное» является противоречивым единством «рационального» (ум) и «эмоционального» (чувства, эмоции).
История культуры показывает, что в разных типах культуры складывается разное отношение к человеческой телесности и человеческой духовности. Оно выражается, во-первых, в определении того, возможна ли гармония между духом и телом, а если это невозможно, то какую из этих сущностных сил нужно считать доминирующей, главенствующей, какую — подчиненной, зависимой. Во-вторых, в каждой культуре определяется идеал телесности (рост, габариты, признаки физической красоты) и идеал духовности.
Кроме того, каждая культура по-своему решает противоречие между эмоциональным и рациональным как компонентами человеческой духовности. Здесь, как и в случае с телесностью и духовностью, возможны три основных варианта: принцип гармонии «ума» и «сердца», принцип доминирования «рационального», т. е. «ума» над «эмоциональным», т. е. над «сердцем» и, наоборот, принцип доминирования «эмоционального», т. е. «сердца», над «умом».
На основе и в связи с идеалом духовности в каждой культуре формируются типологические черты такой стороны человеческой деятельности, которая обозначается понятием «рациональность».
Способ решения антропологических противоречий «телесное – духовное» и «эмоциональное – рациональное» является важной характеристикой той или иной конкретной культуры.
Субъектное – объектное
Двойственность человека выражается также в том, что он является субъектом — т. е. сознательным источником активности, и одновременно объектом — т. е. тем, на что направлена активность других людей, тем, на что действуют природные, социальные и культурные силы и обстоятельства.
Сквозь призму этих категорий также могут быть проанализированы сущностные силы человека. Так, не у всех людей и далеко не в равной степени развита потребность быть субъектом, многие предпочитают пассивность, выбор целей, средств их достижения и, главное, ответственность за результаты отдают на произвол других людей, обстоятельств, ждут везения, подарков судьбы, счастливого случая. Быть субъектом — это значит иметь определенные потребности, способности, знания, интересы, умения. Проявление этого свойства — такие качества личности, как инициатива, чувство нового, ответственность. Способность и потребность быть субъектом — одна из мощных сущностных сил человека. Но столь же существенна для человека и его способность быть объектом внешних воздействий — со стороны других людей, общества в целом и ближайшего окружения. Если бы человек был лишен этой способности, он был бы не способен к обучению, а обучаемость — это очень ценное качество личности, он не поддавался бы воспитанию, его поведение не соответствовало бы принятым в данном обществе нормам и т. п. Одно из важнейших для общества проявлений способности человека быть объектом внешних воздействий — это дисциплинированность. Итак, способность человека быть субъектом (субъектность) и его способность быть объектом внешних воздействий (объектность) — это сущностные силы человека.