Ориентировочные нормативы оценки физической подготовленности юных спортсменов (мальчики и подростки)
(поданным лаборатории спортивного отбора ВНИИФК)
Показатели | Оценка, | Возраст, лет | |||||||||||||
уровень | |||||||||||||||
Бег на 30 м, с | 5,6 и меньше | 5,3 и меньше | 5,1 и меньше | 4,9 и меньше | 4,7 и меньше | 4,6 и меньше | |||||||||
5.7-5.8 | 5.4-5,5 | 5.2-5,3 | 5,0-5,1 | 4,8-4,9 | 4,7-4,8 | ||||||||||
5.9-6,0 | 5,6-5,7 | 5,4-5,5 | 5,2-5,3 | 5.0-5.1 | 4.9-5,0 | ||||||||||
6,1-6,2 | 5,8-5,9 | 5,6-5,7 | 5,4-5,5 | 5,2-5,3 | 5,1-5,2 | ||||||||||
6,3 и больше | 6,0 и больше | 5,8 и больше | 5,6 и больше | 5,4 и больше | 5,3 и больше | ||||||||||
Непрерывный | 1376 и больше | 1446 и больше | 1576 и больше | ||||||||||||
бег 5 мин, м | 1281-1375 | 1341-1445 | 1476-1575 | ||||||||||||
— | — | — | 1186-1280 | 1236-1340 | 1376-1475 | ||||||||||
1191-1185 | 1131-1235 | 1276-1375 | |||||||||||||
1190 и меньше | 1130 и меньше | 1275 и меньше | |||||||||||||
Прыжок | 170 и больше | 182 и больше | 198 и больше | 213 и больше | 238 и больше | 251 и больше | |||||||||
в длину | 155-171 | 165-181 | 183-197 | 198-212 | 219-237 | 235-250 | |||||||||
с места, см | 140-154 | 150-164 | 168-182 | 183-197 | 200-218 | 219-234 | |||||||||
125-139 | 135-149 | 153-167 | 168-182 | 181-199 | 203-218 | ||||||||||
124 и меньше | 134 и меньше | 152 и меньше | 167 и меньше | 180 и меньше | 202 и меньше | ||||||||||
Прыжки вверх | 38 и больше | 40 и больше | 4 5 и больше | 50 и больше | 55 и больше | 60 и больше | |||||||||
с места, см | 33-37 | 35-39 | 40-44 | 45-49 | 50-54 | 55-59 | |||||||||
28-32 | 30-34 | 35-39 | 40-44 | 45-49 | 50-54 | ||||||||||
23-27 | 25-29 | 30-34 | 35-39 | 40-44 | 45-49 | ||||||||||
22 и меньше | 24 и меньше | 29 и меньше | 34 и меньше | 39 и меньше | 44 и меньше | ||||||||||
Бросок на | 270 и больше | 310 и больше | 355 и больше | 410 и больше | 480 и больш,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,е | 575 и больше | |||||||||
бивного мяча | 230-265 | 275-305 | 320-350 | 375-405 | 445-475 | 540-570 | |||||||||
(2 кг) двумя | 195-225 | 240-270 | 285-315 | 340-370 | 410-440 | 505-535 | |||||||||
руками из-за | 160-190 | 205-235 | 250-280 | 305-335 | 375-405 | 470-500 | |||||||||
головы, см | 155 и меньше | 200 и меньше | 245 и меньше | 300 и меньше | 370 и меньше | 465 и меньше | |||||||||
Подтягивание | 8 и больше | 9 и больше | 10 и больше | 13 и больше | 17 и больше | 17 и больше | |||||||||
из виса, | 6-7 | 7-8 | 8-9 | 10-12 | 13-16 | 13-16 | |||||||||
количество раз | 4-5 | 5-6 | 6-7 | 7-9 | 9-12 | 9-12 | |||||||||
2-3 | 3-4 | 4-5 | 4-6 | 5-8 | 5-8 | ||||||||||
1 и меньше | 2 и меньше | 3 и меньше | 3 и меньше | 4 и меньше | 4 и меньше | ||||||||||
Таблица45 Требования, предъявляемые к занимающимся некоторыми видами спорта
Вид спорта 0,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, | Требования к спортсменам | ||
необходимые | дополняющие | второстепенные | |
Баскетбол Волейбол | Высокий рост, ловкость (мягкость движений) | Быстрота, выносливость, прыгучесть | Гибкость, сила рук и становая сила |
Бокс | Быстрота, ловкость (мягкость и точность движений) | Сила рук, становая сила, выносливость, ростовесовой показатель более 100 | Гибкость, сила ног |
Борьба | Ловкость (мягкость и точность движений) | Сила рук, становая сила, выносливость, ростовесовой показатель более 100, быстрота | Гибкость |
Прыжки в воду. Фигурное катание на коньках | Ловкость (во всех ее проявлениях), ростовесовой показательболее 100* | Сила, гибкость | Выносливость, быстрота |
Гребля | Высокий рост, длинные конечности, выносливость, ловкость | Становая сила, сила рук и ног | Быстрота, гибкость |
Конькобежный спорт. Лыжный спорт. Легкая атлетика — бег на средние и длинные дистанции | Выносливость, сила ног, ростовесовой показателъболее 100 | Ловкость, становая сила, быстрота | Гибкость, сила рук |
Плавание | Выносливость, гибкость (плечевой и голеностопный суставы), ловкость (координация движений), «чувство воды» | Высокий рост, сила, ростовесовой показательболее 100 | Быстрота |
Стрельба пулевая и стендовая | Ловкость (тонкая координация движений) | Выносливость | Сила, гибкость,быстрота |
Фехтование | Ловкость (во всех ее проявлениях), быстрота | Высокий рост, сила ног, выносливость | Гибкость |
*Ростовесовой показатель — разница между длиной и массой тела.
Таблица 46 Степень влияния различных физических качеств и морфофункцнональных показателей на результативность
Вид спорта | Оценка физических качеств и морфофункциональных показателей | ||||||
Мышечная сила | Выносли -вость | Телосложение | Гибкость | Координация | Быстрота | Вестибулярная устойчивость | |
Прыжки в воду | |||||||
Плавание: | |||||||
— короткие | |||||||
дистанции | |||||||
—длинные | |||||||
дистанции | |||||||
Бег на короткие | |||||||
дистанции | |||||||
Бокс | |||||||
Борьба дзюдо | |||||||
Фехтование | I | ||||||
Спортивная | |||||||
гимнастика | |||||||
Настольный теннис | |||||||
Гандбол | |||||||
Футбол |
Условные обозначения: 1 — незначительное влияние; 2 — среднее влияние; 3 — значительноевлияние.
Таблица47
Комплекс контрольных испытаний (тестов), которые целесообразно применять в различных видах спорта на начальных этапах отбора
№ п/п | Вид спорта | Бег на 30м | Непрерывный бег 5 мин | Бег на месте 10 с | Челночный бег 3х10 м | Прыжок в длину с места | Прыжок вверх с места | Подтягивание в висе | Бросок набивного мяча | |||||||||
Бокс | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | + | ++ | ++ | ||||||||||
Борьба вольная, дзюдо | + | ++ | — | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ||||||||||
Тяжелая атлетика | ++ | — | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ||||||||||
Фехтование | ++ | — | ++ | ++ | ++ | ++ | + | ++ | ||||||||||
Современное пятиборье | ++ | ++ | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ||||||||||
Велосипедный спорт | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | + | ++ | ||||||||||
Баскетбол | ++ | ++ . | ++ | ++ | ++ | ++ | — | ++ | ||||||||||
Волейбол | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | — | ++ | ||||||||||
Гандбол | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | + | ++ | ||||||||||
Теннис | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | + | ++ | ||||||||||
Хоккей на траве | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | + | ++ | ||||||||||
Водное поло | ++ | ++ | — | ++ | ++ | ++ | + | ++ | ||||||||||
Плавание | ++ | ++ | — | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ||||||||||
Синхронное плавание | + | ++ | — | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ||||||||||
йеьйнв..,, /.,.,^-1,1;-.;,. | ||||||||||||||||||
Прыжки в воду | ++ | ---- | + | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ||||||||||
16 17 18 | Гимнастика спортивная Гимнастика художественная Легкая атлетика: средние и длинные дистанции Легкая атлетика: спринт, барьеры Легкая атлетика: метания | ++ ++ ++ ++ ++ | — | + | + | ++ | ++ | ++ | ++ | |||||||||
+ ++ ++ + | — | ++ | + | + | ++ | ++ | ||||||||||||
+ | + | ++ | ++ | ++ | ++ | |||||||||||||
++ + | + | ++ | ++ | ++ | ++ | |||||||||||||
++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ||||||||||||||
21 22 23 | Легкая атлетика: прыжки Легкая атлетика: многоборья Футбол | ++ ++ ++ | ++ ++ ++ | ++ ++ | — | ++ | ++ | ++ | ++ | |||||||||
++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ||||||||||||||
++ | ++ | ++ | ++ | + | + | |||||||||||||
Хоккей | ++ | ++ | — | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ||||||||||
Биатлон | ++ | ++ | ++ | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ||||||||||
Лыжный спорт | ++ | ++ | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ||||||||||
Фигурное катание | ++ | + | ++ | ++ | ++ | ++ | + | ++ | ||||||||||
28 29 30 31 | Коньки Лыжное двоеборье Гребля академическая Гребля на байдарках и каноэ | ++ ++ + ++ | ++ ++ | ++ ++ | ++ | ++ | ++ | + | ++ | |||||||||
++ | ++ | ++ | ++ | + | ||||||||||||||
++ | + + | ++ | + | ++ | + | ++ | ||||||||||||
++ | + | + | ++ | ++ | ||||||||||||||
Условные обозначения:«++» — тестирование обязательно; «+» — тестирование не обязательно; — тестирование не проводится.
Сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов являются в значительной мере природными свойствами центральной нервной системы человека. Они с большим трудом поддаются совершенствованию в процессе многолетней тренировки. Особое внимание обращается на проявление у спортсменов самостоятельности, решительности, целеустремленности, способности мобилизовать себя на проявление максимальных усилий в соревновании, реакцию на неудачное выступление в нем, активность и упорство в спортивной борьбе, способность максимально проявить свои волевые качества на финише и др. Учитывается также спортивное трудолюбие.
С целью выявления волевых качеств спортсмена целесообразно давать контрольные задания, лучше в соревновательной форме. Показателем интенсивности проявления волевых усилий спортсмена служит успешное выполнение упражнений с кратковременным напряжением, показателем настойчивости — выполнение относительно сложных в координационном отношении упражнений для освоения специальных упражнений и т.п. Следует подчеркнуть необходимость всестороннего изучения личности, а не отдельных его способностей. Поэтомуих оценка должна даваться в процессе тренировки, соревнований, а также в лабораторных условиях,
Социологические обследования выявляют интересы детей и подростков к занятиям тем или иным видом спорта, эффективные средства и методы формирования этих интересов, формы соответствующей разъяснительной и агитационной работы среди детей школьного возраста.
Окончательное решение о привлечении детей к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной оценке всех перечисленных данных, а не на учете какого-либо одного или двух показателей. Особая важность комплексного подхода на первых этапах отбора обусловлена тем, что спортивный результат здесь практически не несет информации о перспективности юного спортсмена. Процесс отбора тесно связан с этапами спортивной подготовки и особенностями вида спорта (возраст начала занятий, возраст углубленной специализации в избранном виде спорта, классификационные нормативы и т.д.).
На третьем этапе отбора с целью поиска перспективных спортсменов и зачисления их в центры олимпийской подготовки, СДЮШОР иУОР проводится обследование соревновательной деятельности спортсменов с экспертной оценкой и с последующим их тестированием в ходе республиканских соревнований для младших юношеских групп, т.е. в том возрасте, когда комплектуются группы спортивного совершенствования,
На четвертом этапе отбора в каждом олимпийскому виде спорта должны проводиться просмотровые учебно-тренироД вочные сборы.Отбор кандидатов осуществляется с учетом следу ющих показателей:
1) спортивно-технические результаты и их динамика (начало, вершина, спад) по годам подготовки);
2) степень закрепления техники выполнения наиболее неустойчивых элементов при выполнении упражнения в экстремальных условиях;
3) степень технической готовности и устойчивости спортсмена к сбивающим факторам в условиях соревновательной деятельности.
По итогам соревнований, а затем и комплексного обследования тренерские советы определяют контингент спортсменов, индивидуальные показатели которых соответствуют решению задач предолимпийской подготовки. Отбор кандидатов в основные составы сборных команд областей, краев, России осуществляется на основе учета двигательного потенциала, дальнейшего развития физических качеств, совершенствования функциональных возможностей организма спортсмена, освоения новых двигательных навыков, способности к перенесению высоких трекнрозоч-ных нагрузок, психической устойчивости спортсмена в соревнованиях. В процессе этого этапа отбора кандидатов учитываются следующие компоненты: уровень специальной физической подготовленности; уровень спортивно-технической подготовленности; уровень тактической подготовленности; уровень психической подготовленности; состояние здоровья.
Основной формой отбора кандидатов в сборные команды страны служат спортивные соревнования.При этом учитываются не только сегодняшние спортивные результаты, но иих динамика на протяжении двух-трех последних лет, динамика результатов в течение текущего года, стаж регулярных занятий спортом, соответствие основных компонентов физической подготовленности и физического развития требованиям данного вида спорта на уровне результатов мастера спорта .международного класса.
Часть III
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕКРЕАТИВНОЙ И РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Глава 23. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ