Ориентировочные нормативы оценки физической подготовленности юных спортсменов (мальчики и подростки)

(поданным лаборатории спортивного отбора ВНИИФК)

Показатели   Оценка,   Возраст, лет  
    уровень              
Бег на 30 м, с     5,6 и меньше   5,3 и меньше   5,1 и меньше   4,9 и меньше   4,7 и меньше   4,6 и меньше  
      5.7-5.8   5.4-5,5   5.2-5,3   5,0-5,1   4,8-4,9   4,7-4,8  
      5.9-6,0   5,6-5,7   5,4-5,5   5,2-5,3   5.0-5.1   4.9-5,0  
      6,1-6,2   5,8-5,9   5,6-5,7   5,4-5,5   5,2-5,3   5,1-5,2  
      6,3 и больше   6,0 и больше   5,8 и больше   5,6 и больше   5,4 и больше   5,3 и больше  
Непрерывный                 1376 и больше   1446 и больше   1576 и больше  
бег 5 мин, м                 1281-1375   1341-1445   1476-1575  
      —   —   —   1186-1280   1236-1340   1376-1475  
                  1191-1185   1131-1235   1276-1375  
                  1190 и меньше   1130 и меньше   1275 и меньше  
Прыжок     170 и больше   182 и больше   198 и больше   213 и больше   238 и больше   251 и больше  
в длину     155-171   165-181   183-197   198-212   219-237   235-250  
с места, см     140-154   150-164   168-182   183-197   200-218   219-234  
      125-139   135-149   153-167   168-182   181-199   203-218  
      124 и меньше   134 и меньше   152 и меньше   167 и меньше   180 и меньше   202 и меньше  
Прыжки вверх     38 и больше   40 и больше   4 5 и больше   50 и больше   55 и больше   60 и больше  
с места, см     33-37   35-39   40-44   45-49   50-54   55-59  
      28-32   30-34   35-39   40-44   45-49   50-54  
      23-27   25-29   30-34   35-39   40-44   45-49  
      22 и меньше   24 и меньше   29 и меньше   34 и меньше   39 и меньше   44 и меньше  
Бросок на­     270 и больше   310 и больше   355 и больше   410 и больше   480 и больш,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,е   575 и больше    
бивного мяча     230-265   275-305   320-350   375-405   445-475   540-570    
(2 кг) двумя     195-225   240-270   285-315   340-370   410-440   505-535    
руками из-за     160-190   205-235   250-280   305-335   375-405   470-500    
головы, см     155 и меньше   200 и меньше   245 и меньше   300 и меньше   370 и меньше   465 и меньше    
Подтягивание     8 и больше   9 и больше   10 и больше   13 и больше   17 и больше   17 и больше    
из виса,     6-7   7-8   8-9   10-12   13-16   13-16    
количество раз     4-5   5-6   6-7   7-9   9-12   9-12    
      2-3   3-4   4-5   4-6   5-8   5-8    
      1 и меньше   2 и меньше   3 и меньше   3 и меньше   4 и меньше   4 и меньше    
                               


Таблица45 Требования, предъявляемые к занимающимся некоторыми видами спорта

Вид спорта 0,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, Требования к спортсменам  
необходимые   дополняющие   второстепенные  
Баскетбол Волейбол   Высокий рост, ловкость (мягкость движений)   Быстрота, выносливость, прыгучесть   Гибкость, сила рук и становая сила  
Бокс   Быстрота, ловкость (мягкость и точность движений)   Сила рук, становая сила, вынос­ливость, ростовесовой показатель более 100   Гибкость, сила ног  
Борьба   Ловкость (мягкость и точность движений)   Сила рук, становая сила, вынос­ливость, ростовесовой показатель более 100, быстрота   Гибкость  
Прыжки в воду. Фигурное катание на коньках   Ловкость (во всех ее проявлениях), ростовесовой показательболее 100*   Сила, гибкость   Выносливость, быстрота  
Гребля   Высокий рост, длинные конеч­ности, выносливость, ловкость   Становая сила, сила рук и ног   Быстрота, гибкость  
Конькобежный спорт. Лыжный спорт. Легкая атлетика — бег на средние и длинные дистанции   Выносливость, сила ног, ростовесовой показателъболее 100   Ловкость, становая сила, быстрота   Гибкость, сила рук  
Плавание   Выносливость, гибкость (плечевой и голеностопный суставы), ловкость (координация движений), «чувство воды»   Высокий рост, сила, росто­весовой показательболее 100   Быстрота  
Стрельба пулевая и стендовая   Ловкость (тонкая координация движений)   Выносливость   Сила, гибкость,быстрота  
Фехтование   Ловкость (во всех ее проявлениях), быстрота   Высокий рост, сила ног, выносливость   Гибкость  

*Ростовесовой показатель — разница между длиной и массой тела.

Таблица 46 Степень влияния различных физических качеств и морфофункцнональных показателей на результативность

Вид спорта   Оценка физических качеств и морфофункциональных показателей  
Мышечная сила   Выносли -вость   Телосложение   Гибкость   Коорди­нация   Быстрота   Вестибулярная устойчивость  
Прыжки в воду                
Плавание:                              
— короткие                              
дистанции                
—длинные                              
дистанции                
Бег на короткие                              
дистанции                
Бокс                
Борьба дзюдо                
Фехтование       I          
Спортивная                              
гимнастика                
Настольный теннис                
Гандбол                
Футбол                

Условные обозначения: 1 — незначительное влияние; 2 — среднее влияние; 3 — значительноевлияние.

Таблица47

Комплекс контрольных испытаний (тестов), которые целесообразно применять в различных видах спорта на начальных этапах отбора

№ п/п   Вид спорта   Бег на 30м   Непре­рывный бег 5 мин   Бег на месте 10 с   Челноч­ный бег 3х10 м   Прыжок в длину с места   Прыжок вверх с места   Подтя­гива­ние в висе   Бросок набив­ного мяча  
  Бокс   ++   ++   ++   ++   ++   +   ++   ++  
  Борьба вольная, дзюдо   +   ++   —   ++   ++   ++   ++   ++  
  Тяжелая атлетика   ++   —   +   ++   ++   ++   ++   ++  
  Фехтование   ++   —   ++   ++   ++   ++   +   ++  
  Современное пятиборье   ++   ++   +   ++   ++   ++   ++   ++  
  Велосипедный спорт   ++   ++   ++   ++   ++   ++   +   ++  
  Баскетбол   ++   ++ .   ++   ++   ++   ++   —   ++  
  Волейбол   ++   ++   ++   ++   ++   ++   —   ++  
  Гандбол   ++   ++   ++   ++   ++   ++   +   ++  
  Теннис   ++   ++   ++   ++   ++   ++   +   ++  
  Хоккей на траве   ++   ++   ++   ++   ++   ++   +   ++  
  Водное поло   ++   ++   —   ++   ++   ++   +   ++  
  Плавание   ++   ++   —   +   ++   ++   ++   ++  
  Синхронное плавание   +   ++   —   +   ++   ++   ++   ++  
  йеьйнв..,, /.,.,^-1,1;-.;,.  
  Прыжки в воду   ++   ----   +   +   ++   ++   ++   ++    
16 17 18 Гимнастика спортивная Гимнастика художественная Легкая атлетика: средние и длинные дистанции Легкая атлетика: спринт, барьеры Легкая атлетика: метания   ++ ++ ++ ++ ++ —   +   +   ++   ++   ++   ++    
+ ++ ++ +   —   ++   +   +   ++   ++    
+   +   ++   ++   ++   ++    
++ +   +   ++   ++   ++   ++    
++   ++   ++   ++   ++    
21 22 23   Легкая атлетика: прыжки Легкая атлетика: многоборья Футбол   ++ ++ ++   ++ ++ ++   ++ ++   —   ++   ++   ++   ++    
++   ++   ++   ++   ++    
++   ++   ++   ++   +   +    
  Хоккей   ++   ++   —   ++   ++   ++   ++   ++    
  Биатлон   ++   ++   ++   +   ++   ++   ++   ++    
  Лыжный спорт   ++   ++   +   ++   ++   ++   ++   ++    
  Фигурное катание   ++   +   ++   ++   ++   ++   +   ++    
28 29 30 31   Коньки Лыжное двоеборье Гребля академическая Гребля на байдарках и каноэ   ++ ++ + ++   ++ ++   ++ ++   ++   ++   ++   +   ++    
++   ++   ++   ++   +    
++   + +   ++   +   ++   +   ++    
++   +   +   ++   ++    
                                     

Условные обозначения:«++» — тестирование обязательно; «+» — тестирование не обязательно; — тестирование не проводится.

Сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов яв­ляются в значительной мере природными свойствами централь­ной нервной системы человека. Они с большим трудом поддаются совершенствованию в процессе многолетней тренировки. Особое внимание обращается на проявление у спортсменов самостоятель­ности, решительности, целеустремленности, способности моби­лизовать себя на проявление максимальных усилий в соревнова­нии, реакцию на неудачное выступление в нем, активность и упор­ство в спортивной борьбе, способность максимально проявить свои волевые качества на финише и др. Учитывается также спортивное трудолюбие.

С целью выявления волевых качеств спортсмена целесообразно давать контрольные задания, лучше в соревновательной форме. Показателем интенсивности проявления волевых усилий спортсмена служит успешное выполнение упражнений с кратковременным напряжением, показателем настойчивости — выполнение относи­тельно сложных в координационном отношении упражнений для освоения специальных упражнений и т.п. Следует подчеркнуть не­обходимость всестороннего изучения личности, а не отдельных его способностей. Поэтомуих оценка должна даваться в процессе тре­нировки, соревнований, а также в лабораторных условиях,

Социологические обследования выявляют интересы детей и подростков к занятиям тем или иным видом спорта, эффектив­ные средства и методы формирования этих интересов, формы соответствующей разъяснительной и агитационной работы среди детей школьного возраста.

Окончательное решение о привлечении детей к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной оценке всех перечисленных данных, а не на учете какого-либо одного или двух показателей. Особая важность комплексного под­хода на первых этапах отбора обусловлена тем, что спортивный результат здесь практически не несет информации о перспектив­ности юного спортсмена. Процесс отбора тесно связан с этапами спортивной подготовки и особенностями вида спорта (возраст начала занятий, возраст углубленной специализации в избранном виде спорта, классификационные нормативы и т.д.).

На третьем этапе отбора с целью поиска перспектив­ных спортсменов и зачисления их в центры олимпийской подго­товки, СДЮШОР иУОР проводится обследование соревнова­тельной деятельности спортсменов с экспертной оценкой и с по­следующим их тестированием в ходе республиканских соревнова­ний для младших юношеских групп, т.е. в том возрасте, когда комплектуются группы спортивного совершенствования,

На четвертом этапе отбора в каждом олимпийскому виде спорта должны проводиться просмотровые учебно-тренироД вочные сборы.Отбор кандидатов осуществляется с учетом следу ющих показателей:

1) спортивно-технические результаты и их динамика (начало, вершина, спад) по годам подготовки);

2) степень закрепления техники выполнения наиболее неус­тойчивых элементов при выполнении упражнения в экстремаль­ных условиях;

3) степень технической готовности и устойчивости спортсмена к сбивающим факторам в условиях соревновательной деятель­ности.

По итогам соревнований, а затем и комплексного обследова­ния тренерские советы определяют контингент спортсменов, ин­дивидуальные показатели которых соответствуют решению задач предолимпийской подготовки. Отбор кандидатов в основные со­ставы сборных команд областей, краев, России осуществляется на основе учета двигательного потенциала, дальнейшего разви­тия физических качеств, совершенствования функциональных возможностей организма спортсмена, освоения новых двигатель­ных навыков, способности к перенесению высоких трекнрозоч-ных нагрузок, психической устойчивости спортсмена в соревно­ваниях. В процессе этого этапа отбора кандидатов учитываются следующие компоненты: уровень специальной физической под­готовленности; уровень спортивно-технической подготовленнос­ти; уровень тактической подготовленности; уровень психической подготовленности; состояние здоровья.

Основной формой отбора кандидатов в сборные команды страны служат спортивные соревнования.При этом учитываются не толь­ко сегодняшние спортивные результаты, но иих динамика на протяжении двух-трех последних лет, динамика результатов в те­чение текущего года, стаж регулярных занятий спортом, соответ­ствие основных компонентов физической подготовленности и физического развития требованиям данного вида спорта на уров­не результатов мастера спорта .международного класса.

Часть III

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕКРЕАТИВНОЙ И РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Глава 23. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Наши рекомендации