Концепт и формирование культурного пространства (01)
1. Понятие и сущность культурного пространства
Культурное пространство – это многозначное понятие, имеющее социальные, культурные, экономические, политические, исторические и географические корни.
Следует выделить основные принципы формирования культурного пространства:
· существование в многонациональной стране, каковой является Россия, множества культур;
· существование множества субкультур, отражающих предпочтения отдельных однородных групп населения;
· существование общей основы, объединяющей культуру того или иного народа, нарушение ядра которого разрушает данную культуру;
· наличие тенденций сохранения, с одной стороны, этнических культур и их основ, а с другой стороны – противоположных тенденций, обусловленных взаимопроникновением культур, влиянием массовой культуры и процессами глобализации;
· наличие существенных связей между этническими культурами, субкультурами, позволяющие удерживать эту культурную среду в некотором относительно стабильном и устойчивом состоянии в данной структуре.
Одна часть – это культурное наследие народов , т.е. материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, и представляющие ценность с эстетической, социально-культурной, исторической, археологической или архитектурной точек зрения. Другая составляющая культурного пространства – активная, находящаяся в социально-экономическом обороте часть культуры, которая потребляется населением в виде культурных благ, товаров и услуг, являющихся результатом духовного производства.
2. Архитектоника культурного пространства
Культурное пространство является жизненной и социокультурной сферой общества. Культурное пространство имеет территориальную протяженность, в нем очерчены контуры культурных центров и периферии, столицы и провинции, городских и сельских поселений. Культурное пространство включает ареал распространения национально-этнических языков общения, традиционные формы бытового и хозяйственного уклада.
Культурное пространство может выполнять собирательную функцию, способствовать объединению и сплочению нации, государства, всех социальных сил. При всем разнообразии оно имеет общую конфигурацию, благодаря которой выполняет свое предназначение. Разделение культурного пространства на «своих» и «чужих» вызывает взаимную неприязнь, склоки, ссоры и ослабление сотрудничества. Отношения между народами могут стать «горючим материалом», провоцирующим социальную и психологическую агрессию. Поэтому столь велико значение культурной политики, всемерно содействующей диалогу культур.
3. Динамика культурного пространства и культурные контакты
Формирование культурного пространства является одним из аспектов глобализации - процесса построения единого мирохозяйственного комплекса и интеграции культур в масштабе планеты. Культурное пространство формируется как глобальное поле культурного обмена, осуществляющегося в виде реальных и виртуальных, институционально оформленных и неформальных взаимодействий различного уровня - от межгосударственного до индивидуально-личного;
динамика формирования культурного пространства обусловлена техническим прогрессом в области средств сообщения и коммуникации, расширением свободы передвижения, развитием международного туризма и образовательного обмена как преимущественных каналов культурной интеграции;
концепции формирования культурного пространства разрабатываются социологами культуры и культурантропологами в рамках теорий культуры. В зарубежных социогуманитарных науках господствуют два подхода к интерпретации глобальной культуры: историко-гснетический (Р Робертсон) и феноменологический (Ж. Аттапи, А. Аппадурай, 3 Бауман и др). Согласно первому, глобальная культура определяется как историческое явление, процесс интеграции культур, начавшийся в XV в., а становление транснационального культурного пространства - как универсализация формата культуры и локализация её содержания. Согласно второму, глобальная культура есть качественно новое явление, порождённое совокупностью глобализационных процессов и не имеющее иных культурно-исторических корней;
4. Киберпространство как новый тип реальности
История мировой культуры убедительно свидетельствует об освоении человеком все более обширного пространства, о создании новых миров, которые трансформируются в новый тип виртуальной реальности или «параллельного мира».
Понятие «виртуальная реальность» сравнительно недавно вошло в научный лексикон и повседневную жизнь. Оно имеет ряд значений — это особая сфера информационной деятельности; способ расширения диапазона познания, средство моделирования возможных ситуаций; сфера общения и межличностных контактов, диалог культур и способ включения в мировое культурное пространство. Все эти и многие другие аспекты виртуальной реальности могут стать предметом специального исследования.
Американский социолог А. Тоффлер отмечал:
Шквал перемен не только не стихает, но все больше набирает силу. Перемены охватывают высокоразвитые индустриальные страны с неуклонно растущей скоростью. Их влияние на жизнь этих государств не имеет аналогов в истории человечества1.
«Киберпространство» — новый термин, характеризующий информационные технологии. Оно включает ареалы распространения языков общения, средства передачи информации и трансляции культурного наследия на основе компьютерных технологий и сети Интернет. Киберпространство постоянно расширяется, включая в свою орбиту
Особенно сложно прогнозировать влияние Интернета на моральные ценности и психологические установки личности, ее эмоциональную сферу. Самодостаточность и одиночество, замена реального общения виртуальными контактами, возможность спрятаться под маской анонима или создать вымышленный образ, вступить в игру и уклониться от ответственности — все эти новые грани человеческих отношений требуют обсуждения. В этих условиях возникают эмоциональные стрессы, дисгармонии, драмы и конфликты, депрессии и неуверенность в себе, страхи и новые комплексы.
Под влиянием компьютеризации меняются личные предпочтения и интересы, ценностные ориентации и жизненные позиции, настроения и взгляды. Новая среда обитания в виртуальном пространстве, расширение сферы коммуникаций, изменение интеллектуальных и эмоциональных ресурсов личности оказывают влияние на процесс возникновения новой формы ментальности, человека современной цивилизации.
5. Институализация культурной деятельности
Процесс выделения и закрепления определенных общественных отношений, социальных норм, правил, статусов и ролей, приведения их в систему, ориентированную на удовлетворение существенных для общества (на данном историческом этапе развития) общественных потребностей определяется в социологии как "институциализация". Ее результатом является формирование социальных институтов.
Социальными институтами называются социальные отношения, превратившиеся в упорядоченную систему социальных связей, норм и ролей, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. В отличие от социальных отношений, институты не зависят от личных качеств участников взаимодействия. В рамках социальных институтов появляется дополнительный элемент – статусы и роли: субъекты взаимодействуют не как конкретные личности – Мария Иванова и Сидор Петров, а как "учитель" и "ученик", "начальник" и "подчиненный", "жена" и "муж", "истец" и "ответчик", "обвиняемый" и "потерпевший" и т.д. Безличный характер взаимодействия на уровне социальных институтов делает его еще более устойчивым и обеспечивает передачу устоявшихся общественных отношений из поколения в поколение.
Необходимо особо отметить, что процесс институциализации есть процесс возникновения нового, которое всегда оценивается с позиций исторически сложившихся потребностей общества, то есть с позиций "развитого старого". Естественно, что развитое "старое" (например, феодальные институты XVIII в.) лучше выполняет социальные функции: феодал заботится обо всех детях своих крестьян, сколько бы их ни было. С точки зрения "старого" возникшее "новое" - буржуазные институты, выглядит как нечто дикое, грубое, хамское: буржуа уже не будет заботиться о детях рабочих. Но новые социальные институты сменяют старые не потому, что так хочется отдельно взятым индивидам, а потому, что развитие истории переходит из одного качественного состояния в другое.