Разработка проекта программы семейного клуба «Ключи», направленного на развитие и консолидацию семейной общности
В основе организации семейного досуга лежит создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где нравственные ценности станут основой жизни подростка. В связи с этим возникла актуальность разработки проекта программы семейного клуба, в котором бы велась активная работа с семьей.
Первоначально, выбрано название клуба «Ключи».
За основу понимания смыслового значения выбранного названия взять значение слова «Ключ» по Ожегову: Ключ - То, что служит для разгадки, понимания чего-нибудь, овладения чем-нибудь.
Семейный клуб развития «Ключи» задумано как место для развития каждого, кто сюда попадает. Для этого планируется организовать занятия по восьми направлениям:
1. фитнес,
2. танцы,
3. изо студия,
4. художественная и творческая мастерские,
5. музыка,
6. раннее развитие ребёнка,
7. личная и семейная психология,
8. иностранные языки.
Идея состоит в том, что развитие ребенка начинается с развития родителей. В Клубе взрослые и дети могут заниматься параллельно. Соответственно родителям больше не придётся отказываться от своих занятий ради ребёнка.
У каждого человека свой уникальный путь развития, человек ищет его самостоятельно, «Ключи» сопроводят его на этом пути.
Основные ценности идеи семейного клуба «Ключи»:
1. Основа счастья — это знание и принятие самого себя.
2. Путь к пониманию себя, гармонии и счастью — развитие качеств и навыков, открытие новых граней своей личности.
3. Для каждого человека путь развития уникален, в том числе, путь развития каждого ребенка отличен от путей других детей и взрослых.
4. Уважаем каждый человек в его уникальном пути развития.
5. Критерии оценки эффективности пути развития также уникальны.
6. Эффективная опора для развития наших детей — это наше собственное развитие.
7. Каждый человек может научиться быть автором своей жизни.
8. Все люди талантливы и способны реализовать свои желания.
Особенности проекта семейного клуба «Ключи»:
1) Одновременно проходят занятия как для взрослых, так и для детей. Удобное параллельное расписание.
2) Широкий профиль программ, при этом все занятия на профессиональном уровне преподавания. Педагоги имеют профессиональные звания и награды, а также учеников победителей конкурсов.
3) Занятия для всех возрастов: от 0 до …
4) Во время занятий родителей у ребенка есть возможность как сходить на интересные занятия самостоятельно, так и провести время в Игровой комнате.
5) При клубе организован МИНИ ДЕСТКИЙ САД: группа полного дня для детей с 1,5 лет. Все педагоги ДС (даже ассистенты с высшим образованием). Дети, находящиеся в детском саду имеют возможность в течение дня посещать специальные занятия по общему расписанию Клуба.
6) Стильный, комфортный, эргономичный интерьер, в котором продуманы удобства для каждого.
Отдельная комната мамы и ребенка с возможностью отдельно покормить и переодеть грудного ребенка.
7) Возможность в течение дня есть как свою домашнюю еду (оборудованная кухня с открытым доступом), так и пользоваться услугами кафе при клубе.
Главная задача Клуба состоит в том, что участие в реализации этой программы поможет родителям объединиться и лучше осознать взаимную значимость позитивного опыта организации досуга в разных семьях. Кроме того, мероприятия помогут родителям приобрести навыки творческой импровизации в общении и совместной деятельности с детьми.
Условия реализации программы:
1. Наличие учреждения, на базе которого будет создан Клуб.
2. Материально-техническое обеспечение:
- наличие просторных классов и кабинетов,
- техническое оснащение: музыкальный центр с функцией «караоке», теле- и видеоаппаратура, спортивный инвентарь, канцелярские товары.
3. Наличие наглядного и дидактического материала в соответствии с тематикой воспитательных мероприятий.
Финансирование расходов на реализацию программы:
Привлечение спонсоров к участию в создании проекта программы.
Работа Клуба обеспечивает взаимодействие учреждения и всех членов семьи по воспитанию здоровых и счастливых детей, что отмечено в законе Российской Федерации «Об образовании», Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.
Цель программы: развитие и консолидация семейной общности средствами досуга.
Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:
1. привлекать родителей для совместной организации досуговой деятельности детей и подростков;
2. повышать уровень психолого-педагогической грамотности родителей;
3. создать ситуацию успеха у ребенка и его родителей;
4. способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка;
5. пропагандировать здоровый образ жизни семьи.
6. обеспечить преемственность и единство коррекционных методов и приемов воспитания в семье и в центре в ходе реализации основной общеобразовательной программы (Клепикова Т. Проект по созданию семейного клуба «Давайте вместе» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2013. – № 1. – ART 130101. – 0,3 п. л. – URL: http://www.covenok.ru/kids/issue/130101.htm. – Гос. рег. Эл № ФС77-46214. – ISSN: 2307-9282 2).
7. Распространить передовой опыт семейного воспитания.
Программа реализуется на основе принципов:
1. Принцип активности. Активность возрастает, если участникам дана установка на готовность включиться в действие в любой момент.
2. Принцип исследовательской творческой позиции. В ходе мероприятия участники осознают, обнаруживают, открывают идеи, свои личные ресурсы и особенности.
3. Принцип объективации (осознания) поведения. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь, то есть выраженная словами или действиями реакция слова, мысли или действия человека. Создание условий для эффективной обратной связи в группе – важная задача воспитателя.
4. Принцип партнерского общения. В процессе такого общения учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания.
В программе планируется использование не только всего многообразия видов занятий, из которых каждый сможет выбрать себе занятие по душе, но и использование разнообразных форм работы с семьей.
Формы организации совместного досуга родителей и детей – это многообразие мероприятий, направленных на совместную деятельность. Необходимо задействовать как традиционные массовые и групповые формы, так и инновационные, в которых будут задействованы такие механизмы общения:
- семья - дети,
- семья-семья,
- дети-дети и т.д.
Беседы – к ним относятся также различные конференции, диспуты, семинары, лектории, поднимающие проблемы семьи, затрагивающие вопросы нравственности, полового воспитания, семейного досуга. Проводятся как для членов семей всех возрастов, так и отдельно для детей, подростков, родителей. Роль беседы как формы работы с семьей, прежде всего, состоит в возможности решить семейные проблемы с участием специалистов (психолог, логопед, педагог и пр.), поделиться опытом воспитательной работы, осмыслить семейные взаимоотношения.
Игровые досуговые программы – это способ «взрослым» ненадолго ощутить себя детьми и окунуться в мир детской психологии. Совместно участвуя в играх и конкурсах, дети и родители начинают чувствовать себя одной командой. Популярны такие виды конкурсных программ как «Мама, папа, я – дружная (спортивная, музыкальная, танцевальная – вариантов множество) семья», «А ну-ка, бабушки (дедушки)» и др.
Рекреативный семейный отдых – туризм, организация семейных походов.
Спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры и т.д.).
Спорт - а это движенье и здоровье, и разрядка, и сплоченность всей семьи, масса положительных эмоций. В состязаниях, обычно, участвуют сразу несколько семей, и болеть приходят тоже семьями. Такие мероприятия как воздух необходимы и взрослым и детям, это наилучший отдых, снятие стресса и усталости.
Семейные творческие мастерские -занятия, развивающие художественные способности ребенка, позволяющие ему почувствовать себя творцом и реализовать все свои, пусть даже самые неожиданные, художественные замыслы. Ножницы, клей, ткань, краски — работа с этими материалами развивает моторику рук, а увлекательный экскурс в мир искусства способствует гибкости мышления маленького человека. Показать ребенку, что он может многое создать, что мир прекрасного необъятный и увлекательный, открыт ему. Участие мам, пап, бабушек и дедушек активно приветствуется — ведь искусство не имеет возрастных ограничений. Занятия предполагают совместное творчество с использованием различных творческих методик и материалов:
1. методика свободного (спонтанного) рисования для детей позволяет даже самым маленьким почувствовать себя творцами, узнать, что такое краски, что такое цвет и фактура, ведь доказано, что в первые годы жизни дети воспринимают мир через ощущения.
2. лепка из керамической глины, теста, марципана.
3. декупаж, мозаика, валяние из шерсти, поделки из фетра, ткачество, эбру и многое другое - берем за основу «взрослые» рукодельные идеи и трансформируем их для малышей.
4. концерты и дискотеки для самых маленьких, с использованием элементов Орф-педагогики - поём вместе с мамами, танцуем вместе с детьми, играем в пальчиковые игры.
5. семейные творческие выезды-интенсивы с очень насыщенной и увлекательной программой.
Экскурсионная работа – семейное посещение музеев, выставок, памятников искусства и архитектуры, памятных мест.